На вопросы диаконов отвечает протодиакон Евгений Бурбело

Русский пастырь, №39 (2001 г.)

 

В редакцию «Русского пастыря» поступил ряд вопросов, касающийся диаконского служения. Мы обратились к старейшему диакону Русской Православной Церкви заграницей, протодиакону Синодального Знаменского собора отцу Евгению Бурбело с этими вопросами. В нынешнем году отец Евгений, воспитанник Свято-Троицкой духовной семинарии, отмечает 45-летие служения Церкви Христовой в сане диакона. Приветствуем дорогого юбиляра! Редакция.

 

– Если священнослужители будут причащать верующих из двух чаш, когда совершается «переливание» из одной чаши во вторую?

После вливания теплоты в первую чашу.


– Переливание совершается ковшиком, или непосредственно из первой чаши во вторую чашу?

Лучше ковшиком – так безопаснее.


– Кланяются ли диакона, вернувшись после ектений на горнее место, после поклона служащему ещё там же, на горнем месте, и друг другу?

 Кланяются только старшему служащему.


– На всенощной при служении трёх диаконов, кто говорит на вечерне (и, соответственно, на утрене)

а) последнюю малую ектенью и «Свят Господь Бог» – второй диакон с протодиаконом, или же всё один только протодиакон?

б) кто говорит на вечерне (и, соответственно, на утрене) последние две ектеньи (Исполним вечернюю/утреннюю… и Помилуй нас Боже…) – протодиакон и первый диакон, или же, первый и второй диаконы, а протодиакон в это время в алтаре?

а) Протодиакон говорит малую ектенью и «Свят Господь Бог наш».

б) Первый и второй диакон, а на утрени протодиакон произносит «Премудрость» в алтаре.


– Если на литургии до или во время часов облачение архиерея совершается в алтаре, и протодиакон читает ему облачальные молитвы, то:

а) говорит ли он перед каждой молитвой «Господу помолимся», «Господи помилуй»?

б) кадит ли он архиерея в алтаре, читая эти молитвы, или же читает их без кадила?

 а) Только «Господу помолимся».

б) Нужно кадить.


– При служении нескольких диаконов, диакон, который на великом входе за литургией выносит архиерейский омофор с митрой, как выходит и входит в алтарь (выходит через северные двери и входит через Царские врата, или же входит через южные двери)?

 Выходит северными дверями, а входит южными.

(Выходит северными, входит Царскими и становится справа от престола; южными входит иподьякон, если за отсутствием нужного количества диаконов, митру приходится нести ему - А-ъ)


– На Светлой седмице, выходит ли диакон в начале литургии (на «Благослови Владыко» и на «Великую ектенью») на амвон через Царские врата? После «Благослови Владыко», для пения «Христос воскресе» духовенством в алтаре, входит ли диакон в алтарь через Царские врата, и как затем опять выходит на амвон?

 На «Благослови Владыко» диакон выходит на амвон через северные двери, а после малого входа и на все остальные ектеньи выходит и входит в алтарь с амвона через Царские врата.

Для пения «Христос воскресе» диакон идёт вплотную к Царским вратам и поёт с духовенством в алтаре.


– На панихиде, совершает ли диакон каждение на «Со духи праведных»?

 Каждение не совершается.


– Одевает ли диакон камилавку на «выкличку»?

Нет – даже священники перед Телом и Кровью Христовыми, находящимися на престоле, стоят с непокровенными главами.


– После пресуществления св. Даров, на «Достойно есть», кадит ли диакон только престол, престол и горнее место, или престол, горнее место и жертвенник?

 Диакон кадит престол, горнее место и духовенство.


– Должен ли диакон всегда креститься, держа орарь? Допустим, он стоит в алтаре, когда другой диакон произносит ектенью – креститься ли орарем? А когда диакона прикладываются к иконе перед каноном на утрени, надо ли креститься, держа орарь?

Диакон крестится, держа орарь, когда произносит ектеньи и когда прикладывается к святому Евангелию или иконе.


– Когда диакон заканчивает каждение, он входит в алтарь, кадит престол, затем 1) кадит ли горнее место, крестится и кланяется священнику; 2) кадит горнее место, кадит священника, крестится и кланяется священнику; или 3) не кадит горнее место, а просто на горнем месте крестится и кланяется священнику?

Закончив каждение и войдя в алтарь, диакон кадит престол и служащего священника, затем крестится и кланяется священнику.


– Стоит ли диакон с поднятым орарем по окончании ектеньи, во время возгласа иерея, или только крестится орарем на возгласе?

В Синодальном соборе диакон не стоит с поднятым орарем по окончании ектеньи, а только крестится орарем во время возгласа. Так было при Блаженнейшем митрополите Анастасии, митрополите Филарете и нынешнем Первосвятителе.[1]


– Как правильно писать множественное число от «дьякон»: дьяконы или дьякона? По-моему, форма на -а только устная, немного просторечная. Прав ли я?

Множественное число слова «дьякон» – дьяконы. Форма «дьяконá» указана как допустимая, но устаревшая (так в моем «словаре трудностей русского языка»).[2]


 

[1] Этот вопрос-ответ заимствован из 26-го (1996 г.) номера «Русского пастыря».

[2] Этот вопрос-ответ также из № 26, но отвечал на него уже не о. Евгений Бурбело, а иеромонах Андрей, Джорданвилл.