Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

На вопросы диаконов отвечает протодиакон Евгений Бурбело
"Господи, спаси благочестивыя!"
"Рцем и о них" или "рцем и о себе самех"?
"И кадит крестовидно"...
Закладки в Служебнике
Пропал голос...
Молитва на облачение ораря
Библиотека Примечания, хитрости, советы Молитва на облачение ораря
Печать

МОЛИТВА НА ОБЛАЧЕНИЕ ОРАРЯ

-Как получилось, что на облачение самого характерного и, можно сказать, самого значимого предмета диаконского облачения – ораря, нет соответствующей молитвы? С молитвой надеваются и стихарь, и поручи, но не орарь. До никоновских справ молитва эта в наших Служебниках была (например, в Служебнике патриарха Иосифа (1647), которым пользуются старообрядцы), и выглядела так: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его".

Надо заметить, что со временем традиция диаконского облачения вообще претерпевала различные изменения. В некоторых, притом древнейших (XIIXV вв.), Служебниках чин облачения вовсе не упоминался. [1] Когда же облачение имело описание, то в разных списках сильно разнилось между собой. По-разному бралось облачение диаконом в руки, по-разному испрашивалось благословение на его облачение, разные читались при этом молитвы. Иногда во всё время облачения предлагалось читать 50-й псалом, иногда при облачении в стихарь: «Господи ниспосли ми благодать Святаго Твоего Духа от святыни Твоея и укрепи мя в предлежащую службу сию, да не осужденно предстану Твоему жертвеннику».

«По другому списку – диакон, взяв орарь в правую руку, а стихарь в левую, подходит к священнику и говорит: «Благослови, Владыко»; священник, знаменуя его: «Благословен Бог, изливаяй благодать»; диакон, сказав: «Аминь» и «Многая лета», облачается с чтением молитвы: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, воззри на мя грешнаго и недостойнаго раба Твоего, и меня одевающегося сею священною одеждою, укрепи святою Твоею благодатию, да неосужденно предстану святей Твоей трапезе и принесу Тебе безкровную службу, яко подобает Тебе всякая слава…» По некоторым – диаконом, по другим – священником во время облачения читается (поется?) архангельская песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, благословен грядый во имя Господне»; в одном списке – диакон, надевая орарь, читает «Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас». [2]

Известно, что Трисвятое, так же, как и ангельская песнь «Свят, свят, свят…» являются традиционными вышивками диаконских орарей. Можно предположить, что попали они на орари именно как молитвы, читаемые при их облачении. В настоящее время такая вышивка является последней (самой высокой) протодиаконской наградой.

Что касается самой молитвы, то представляется, что она положительно должна иметь место по важности такого предмета облачения, как орарь. Впрочем, некоторые диаконы и так её употребляют, будучи научены ей своими наставниками – старшими священнослужителями, которые сохранили эту традицию, как предание. Например, известный своей ревностностью по отношению к тонкостям богослужебного устава архимандрит Спиридон (Лукич), пишет в своих указаниях: «Ко орарю приглаголют стих сей ангельский еже: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». [3]




[1] Иеромонах Филарет, «Чин литургии св. Иоанна Златоустаго по изложению старопечатных, новоисправленнаго и древлеписьменных Служебников», М.1876, с.24.

[2] С. Муретов, «Исторический обзор чинопоследования проскомидии», М.1895, с.14.

[3] Архим. Спиридон (Лукич), «Проскомидия, или практическое руководство по совершению божественной литургии», М.2001, с.17.