Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

Диакон – помощник священника (С.П.П., 1886)
О диаконах (Н.Заозерский, 1892)
К вопросу о диаконах (Протоиерей Алексий Щукин, 1893)
О диаконах (С.Д. Муретов, 1893)
Диаконы Русской Церкви пред революцией (Протопресвитер Г.Шавельский, 1935)
Диаконы Православного Востока (Архимандрит Лев (Жилле), 1955)
О семи диаконах (Протопресвитер Георгий Граббе, 1962)
Диаконат в Православной Церкви (Священник Георгий Ходр, 1963)
Проблема диаконата в Православной Церкви (Протоиерей Георгий Флоровский, 1968)
К вопросу происхождения диаконата (Архимандрит Кирилл (Гундяев), 1973)
Рукоположение во диакона (Митрополит Антоний (Блум), б/д)
Богослужебное облачение диакона ("Настольная книга священнослужителя", 1983, б/а)
Диаконат Восточной Православной Церкви (Анастасий Д. Салапатас, 1992)
Диаконат в посланиях Игнатия (Анастасий Д. Салапатас, 1999)
Чин погребения диаконов (Протоиерей Николай Балашов, 2001)
Мирянин в священном сане (Диакон Павел Сержантов, 2005)
История чинопоследования хиротонии во диакона (Иеродиакон Николай (Летуновский), 2008)
Библиотека Диаконат (История, богословие, публицистика) Диаконы Русской Церкви пред революцией (Протопресвитер Г.Шавельский, 1935)
Печать

ДИАКОНЫ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ПРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ

(Отрывок из книги)

Протопресвитер Г.Шавельский
"Русская Церковь пред революцией", 1935 г.

Протопресвитер Г.Шавельский…Что же касается нашего прежнего диаконского состава, то он в общем менее всего годился для пастырского служения. По постановлению Святейшего Синода от 29.01–25.11.1886 г., в приходах, где более 700 душ, причт должен был состоять из священника, диакона и псаломщика. Предполагалось, что диаконы будут учительствовать в школах и помогать священнику в устройстве и ведении религиозно-нравственных чтений. Учительствование диаконов в школах и ещё более помощь их в религиозно-просветительской деятельности священника свелась почти к нулю, ибо к тому и другому диаконы были не подготовлены, а то и прямо были неспособны.

Юго-западные и северо-западные епархии и после этого постановления воздержались от размножения диаконов. До последнего времени там даже многие городские церкви оставались без диаконов; в селах же нередко один диакон приходился на целый уезд. Зато в Великороссии иногда при одном священнике служили три диакона. «Там, – говорил в Предсоборном Присутствии один из самых лучших архипастырей последнего времени, Херсонский архиепископ Димитрий (Ковальницкий), – необходимую принадлежность благолепия церковной службы составлял диакон, бесчинные вопли которого, как и тысячепудовый колокол, доставляли высокое наслаждение тугоухим великороссам. Развилось соперничество диаконами, как и колоколами, и в последнее время дошло до того, что сельские причты пустились в диаконаты. Я знал в Тамбовской епархии, переполненной диаконами, такие причты, в которых при одном священнике три диакона. Вот горе там священнику! Но не меньше горе и епископу, которого одолевают вечными жалобами, спорами и раздорами эти «слуги епископа». Прот. М.Н.Казанский дополнял: «Диаконы худы – это больное место нашей церковной жизни. Причина дурного поведения диаконов – ничегонеделание. Священники часто виноваты, что не дают диаконам участвовать во внутренней жизни прихода». Еще раньше Московский митрополит Филарет выражался: «Диакон – это язва церковная».

Диаконы, как диаконы, в том, что они не отвечали своему назначению, не так уж были повинны. Более повинна была церковная власть, не принимавшая нужных мер, чтобы возвысить, облагородить и поставить в нужные рамки диаконский институт. А затем повинны были дурные вкусы прихожан, желавших, чтобы в храме диакон потрясал своим голосом своды, а в домах прихожан был лихим участником в кутежах и даже дебошах. Всякие же свадебные, поминальные, крестильные и иные празднественные трапезы давали отцам диаконам массу возможностей для такой практики.

Ограничивая свое служение участием в совершении богослужения и треб, а в остальное время, предаваясь ничегонеделанию или бесцельному блужданию по домам и бражничанью, диаконы, конечно, не могли такими упражнениями подготовлять себя к пастырскому служению. А между тем в годы оскудения подготовленных кандидатов священства епископам приходилось пользоваться диаконами для замещения пустовавших священнических мест.

Правда, ввиду этого некоторыми епископами стали приниматься серьезные меры для обновления и возвышения диаконского института. В Могилевской епархии, например, начали допускать в диаконы лишь лиц, имевших диплом учителя или псаломщика, и притом по сдаче при духовной семинарии установленного экзамена по пению, церковной истории, гомилетике, методике Закона Божия и ведению пробного урока. Но в Могилевской епархии тогда святительствовал епископ Стефан. В большинстве же других епархий диаконское дело оставалось неизменным до последнего времени…