Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

Диакон – помощник священника (С.П.П., 1886)
О диаконах (Н.Заозерский, 1892)
К вопросу о диаконах (Протоиерей Алексий Щукин, 1893)
О диаконах (С.Д. Муретов, 1893)
Диаконы Русской Церкви пред революцией (Протопресвитер Г.Шавельский, 1935)
Диаконы Православного Востока (Архимандрит Лев (Жилле), 1955)
О семи диаконах (Протопресвитер Георгий Граббе, 1962)
Диаконат в Православной Церкви (Священник Георгий Ходр, 1963)
Проблема диаконата в Православной Церкви (Протоиерей Георгий Флоровский, 1968)
К вопросу происхождения диаконата (Архимандрит Кирилл (Гундяев), 1973)
Рукоположение во диакона (Митрополит Антоний (Блум), б/д)
Богослужебное облачение диакона ("Настольная книга священнослужителя", 1983, б/а)
Диаконат Восточной Православной Церкви (Анастасий Д. Салапатас, 1992)
Диаконат в посланиях Игнатия (Анастасий Д. Салапатас, 1999)
Чин погребения диаконов (Протоиерей Николай Балашов, 2001)
Мирянин в священном сане (Диакон Павел Сержантов, 2005)
История чинопоследования хиротонии во диакона (Иеродиакон Николай (Летуновский), 2008)
Библиотека Диаконат (История, богословие, публицистика) Чин погребения диаконов (Протоиерей Николай Балашов, 2001)
Печать

ЧИН ПОГРЕБЕНИЯ ДИАКОНОВ

Протоиерей Николай Балашов
«На пути к литургическому возрождению», Москва, 2001

Протоиерей Николай БалашовВопрос об особом чине погребения диаконов был выдвинут на заседании VII отдела 12 октября 1917 года В.К. Недельским [1]; в ноябре члены отдела дважды проголосовали за составление такого чина и внесение его в Требник. Подготовительная работа была поручена Б.А. Тураеву [2], который составил проект с использованием чина погребения диаконов, существующего в Коптской Церкви, молитвы над скончавшимся диаконом из Ватопедского евхология XIV века, а также гимнографического материала из чина погребения мирян и иерейского погребения. Проект Тураева был представлен отделу 12 апреля 1918 года и с внесением некоторых поправок передан на благоусмотрение Епископского совещания.

23 апреля Соборный совет постановил передать доклад на рассмотрение Высшему церковному управлению, но это решение не было исполнено, поскольку 28 мая такой порядок рассмотрения не заслушанных Собором докладов был приостановлен ввиду скорого возобновления работы Собора. Однако и третьей сессии Собор не спешил с рассмотрением доклада, что побудило 36 членов Собора с Тураевым во главе направить в Соборный совет заявление о спешном рассмотрении вопроса. Ввиду краткости времени, оставшегося до закрытия Собора, решение дела было 19 сентября передано Патриарху и Священному Синоду.

Синод рассмотрел доклад VII отдела 11 ноября 1918 года, предварительно заслушав отзыв митрополита Сергия, который находил, что «Священному Синоду самому, без соборной санкции, едва ли удобно вводить этот чин в церковное употребление». При этом владыка Сергий исходил как из новизны самого чина, принятие которого может повлечь за собой требование особых погребальных чинов «для разных церковных должностей и классов церковного общества», так и из недостатков представленного проекта (чрезмерная длина одного из апостольских чтений, недостаточная выразительность как краткой молитвы из Ватопедского евхология, так и пространной молитвы из коптского чина). «Лучше или не вводить в чин особых молитв, или же составить новые, нарочито приспособленные к новому чину», – предлагал рецензент. Согласившись с этим отзывом, Священный Синод постановил отложить до будущего Собора решение вопроса о необходимости особого чина на погребение диаконов, а также рассмотрение представленного в докладе чина.




[1] Владимир Климентович Недельский (1869–1942), кандидат богословия КДА (1894), преп. Литовской ДС; преп. Свято-Сергиевского православного богосл. ин-та в Париже (1927–1929); скончался в Ковно.

[2] Борис Александрович Тураев (1868–1931), профессор Петроградского ун-та, выдающийся русский востоковед, литургист и агиолог. Автор службы преподобномученику Афанасию Брестскому (составил будучи ещё гимназистом) и большинства оригинальных песнопений службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), «святой человек, знавший богослужение лучше духовенства». В 1917–1918 гг. член Поместного Собора, принимал весьма активное участие в работе богослужебного отдела. В 1918 г. избран действительным членом Российской Академии наук. В 1919–1920 гг. член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии, в 1920 г. – профессор и член Совета Петроградского богословского института.