Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

Небрежность в чтении, пении и действиях во время служб (Протоиерей Евгений Попов, 1877)
О соблюдении благочиния и благоприличия лицами, совершающими церковные службы (С.В. Булгаков, 1913)
Пастырская эстетика (Протоиерей Алексий Остапов, 1968)
Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение (Архиепископ Василий (Кривошеин), 1975)
Еще несколько слов об известных расхождениях между русскими и греками в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (Протоиерей Николай Деснов, 1992)
Богослужение (Архиепископ Михаил (Мудьюгин), 1995)
Православное богослужение как школа богословия и богомыслия (Епископ Иларион (Алфеев), 2002)
Восстановление речевого и певческого голоса у служителей Церкви (Г.Н.Пустынникова, 2005)
Библиотека Богослужение (Эстетика, богословие, проблематика) О соблюдении благочиния и благоприличия лицами, совершающими церковные службы (С.В. Булгаков, 1913)
Печать

О СОБЛЮДЕНИИ БЛАГОЧИНИЯ И БЛАГОПРИЛИЧИЯ ЛИЦАМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩИМИ ПРИ НИХ

С.Булгаков, Настольная книга священно-церковно-служителя, 1913

Все священно-церковно-служители должны являться к богослужению вполне подготовленными, трезвыми, прилично одетыми, опрятными и вообще иметь благообразный внешний вид. Каждым из них делается молитвенное поклонение перед церковными вратами, при входе в храм и перед иконостасом. По входе в церковь псаломщику следует осматривать, всё ли благополучно и в порядке в ней; точно так же и священнику должно обозревать, всё ли сохранно и благопристойно на престоле и во всём алтаре. При входе в алтарь кладётся земной поклон перед престолом, а священник и диакон после этого целуют край престола. Священник, после моления пред царскими вратами, обращается лицом к богомольцам и кланяется им, затем проходит южною дверью в алтарь, при чем псаломщик и диакон кланяются ему, а когда он приложится к престолу, принимают от него благословение. Все движения священно-церковно-служителей, особенно за богослужением, должны быть степенны, не угловаты и не порывисты, походка – свободна, не тороплива и не деланная. Не следует позволять себе сморкания и плевания на пол, а должно для этой надобности обходиться при посредстве платка и вообще во всех своих действиях, как бы они ни казались маловажными, строго соблюдать приличие и благопристойность.

При известных молитвенных обращениях, каждый из священно-церковно-служителей должен истово творить крестное знамение, поклоны в полупояс, со сгибанием спины, земные поклоны и прочее по установлению. Служение совершается Богу, а не людям, «Господеви» же всегда должно работать «со страхом» (Пс. 2:11), а потому чтение, пение, возглашения и прочее должны быть исполняемы с одинаковым усердием всегда: и когда много народа в храме, и когда мало, хотя бы был только один сторож.

В Смоленской епархии одной из уездных комиссий, состоявшей из представителей духовенства и церковных старост, было постановлено, чтобы священнослужители не входили в алтарь с палками, зонтами и в грязных калошах, - всё это нужно оставлять вне алтаря; для совершения проскомидии непременно быть священнику облаченным в ризу; в это время в ризе не выходить без служебной надобности из алтаря, даже на клирос; во время богослужения в алтаре не разговаривать больше шепота и то по нужде; из алтаря не открывать северных и южных дверей и завесы, чтобы высматривать народ; не опираться на престол и жертвенник; не отдавать приказаний кому бы то ни было вслух во время богослужения, тем более не прерывать его, хотя бы на клиросе была допущена какая либо ошибка, но сделать указание незаметно, чтобы ошибка не вышла соблазном с глазах молящихся; при каждении священника с диаконом вокруг престола, стола при водоосвящении и вселенских панихидах, гроба покойника, действование кадилом нужно начинать не прежде, чем как диакон станет на противоположную сторону; при этом одновременно тот и другой делают поклонение; иначе выходить беспорядочное беганье священника за диаконом, если первый начинает действовать кадилом, не дождавшись установки диакона на противоположной стороне, и священник кадит, будто догоняет диакона; диакон же должен согласовать свои движения со священником; ни диаконы, стоя на амвоне, ни псаломщики с клироса, не должны обращаться назад и разглядывать стоящих в храме; на клиросе псаломщики не должны, навалясь на стол, читать и петь. Вообще священно-церковно-служителями всё должно быть совершаемо в храме «чинно, благоговейно, сообразно с важностию действия и святостию места» (см. «Инструкцию настоятелям», §6). Полные молитвенного благоговения, они, по суждению одного из наших архипастырей, будут глубоко проникаться теми мыслями и чувствами, коими в высокой степени исполнены наши церковные молитвословия и песнопения, и это настроение естественно будет передаваться и молящимся, тех и других таким образом соединяя не только в пении единых уст, но и в хвале единого сердца. От того подымется в них религиозный дух, и тогда не станут тяготиться церковной службой, а поспешат все в храм Божий, чтобы у престола благодати во взаимности общения найти душевное утешение (см. Ц.В., 1907, 49).

В частности, умный, трезвый, честный и религиозный псаломщик священным долгом своим сочтёт приготовляться к церковным службам дома. для этого в свободное время прочитывает из богослужебных книг то, что предстоит читать в церкви при следующем богослужении. Тут он имеет полную возможность и проследить весь порядок служения и, чрез внимательное, неспешное чтение и повторение, добиться смысла в читаемом, восчувствовать всю силу его и, повторяя, твёрдо заучить все, иногда трудные и возвышенные, особенно поразительные, выражения. Тогда, само собою разумеется, чтение и пение его в церкви будет правильное, разумное и воодушевленное, всем понятное, полезное и приятное, каковым оно и должно быть. Если псаломщику во время богослужения окажется надобность пройти по церкви, не должен толкать народ, ступать так, чтобы стук от ходьбы раздавался на всю церковь, а должен ходить тихо, степенно и с благоговением и тем показывать пример богомольцам, как следует ходить по церкви во время богослужения. Не следует допускать, чтобы псаломщик, читая часы, одновременно с этим и носил просфоры в алтарь.

Диакон должен избегать вычурности, как в каждении, так и в дикции при возглашении ектений; не должен позволять себе измышленного позирования и грубых эффектов в служении, в роде перебрасывания кадила со стороны в сторону и кивания головой во время чтения Евангелия, а равно гримас на лице, вроде оттопыривания губ для придания густоты голосу, или же нахмуривания бровей для придания вящей важности внешности своей, но должен быть серьёзен и степенен видом. При чтении св. Евангелия и возглашения многолетий он не должен допускать грубого и чрезмерного напряжения в голосе, в особенности безобразного выкрикивания последнего слога. Все возглашения и молитвословия он должен всегда произносить вовремя, не допуская ненужных пауз, производящих соблазн и замешательство, с положенного по Уставу места, а не на ходу. Служебником не предписывается диакону делать предстоящим поклон при отворении и затворении царских врат; чаще всего в этом случае диаконы, кланяясь, держатся одной рукою за одну половину врат, а другой за другую, и впечатление от их поклона получается не благообразное, да и предстоящие обыкновенно не ответствуют на этот поклон.

Церковные старосты, наблюдая за сохранением богомольцами тишины и порядка во время богослужения, должны и сами во всех своих действиях строго соблюдать благочиние и пристойность. При свечных ящиках не должны быть допускаемы ненужные разговоры и какое бы то ни было нарушение церковного благочиния. Определением Св. Синода (15-23, VI, 1890 г.) воспрещены повсеместно во всех церквах поверка во время богослужения церковных денег и кружечный сбор при литургии во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и освящения св. Даров, а также и употребление при кружечном сборе колокольчика; вместе с этим вменено церковным старостам в непременную обязанность, чтобы блюда и кружки, употребляемые при церковных сборах, а равно и верхняя доска свечного ящика, где производится продажа свечей и происходит размен денег, были покрыты сукном или иною приличной тканью, и чтобы самый размен денег производился с соблюдением возможной тишины. Астраханским епархиальным начальством было признано необходимым восстановить законный порядок кружечного сбора в церквах и циркулярно, по всей епархии, было дано духовенству и церковным старостам, следующее предписание: кружечный сбор везде должен производиться однажды за утренним (или всенощным) богослужением и однажды за литургией; на утреннем или всменощном богослужении – во время чтения кафизм, по пропетии праздничного тропаря, а на литургии во время запричастного песнопения или по пропетии «Отче наш». Впереди должен идти церковный староста, или заменяющий его (но не сторож), с тарелкою или блюдом, покрытым сукном, для сбора подаяний в пользу церкви вообще, а не на украшение только храма, ибо особой кружки на украшение храма не установлено Св. Синодом. Тарелка должна заменить кошелёк, давным-давно оставленный и забытый, как отжившая старина, в церквах столичных и средних епархий. За старостой должен идти его доверенный с кружкою для принятия приношений также в пользу церкви вообще от тех богомольцев, кои почему либо стесняются полагать свои жертвы открыто на тарелку.

Наконец, не могут не обращать на себя внимание ревнителей церковного благочиния и церковные сторожа, а особенно их образ действия во время богослужения. Членам причта и церковным старостам следует внушать этим «послужителям» церковным о необходимости благоговейного отношения к святыне дома Божия и настойчиво требовать от них соблюдения благоприличия. Не должно позволять им тушения мало погоревших свечей, торопливо и грубо выдёргивать их с подсвечников и с небрежением бросать их в ящики; при этом и указанные ящики, из которых нередко берутся обгоревшие свечи для возжжения их пред святыми иконами, не следует расставлять у стен церкви на полу, а отводить для них места, более соответствующие их назначению. Следует также решительно воспрещать сторожам расхаживать по церкви (за исключением случаев крайней необходимости) в важнейшие моменты совершения церковных служб.