Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

Руководство для участвующих в служении с архиереем литургии (д. Феодор Соколов, 1888)
Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора (прот. Николай Розанов, 1901)
Таблицы рядовых церковных служб и примечания к ним (С.В. Булгаков, 1913)
Указатель порядка архиерейских служений (прот. Сергий Диомидов, 1915)
Распоряжение Митрополита Антония о каждении в церкви (м. Антоний (Храповицкий), б/д)
Указания для церковно-священнослужителей при совершении архиерейской литургии (ЖМП, 1976)
Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином (ЖМП, 1982)
Каждение в конце проскомидии (прот. Валерий Лукьянов, 1999)
Проскомидия или практическое руководство по совершению божественной литургии (архим. Спиридон (Лукич), 2001)
Порядок архиерейских богослужений (иерод. Константин (Островский), 2002)
Указания для ставленников во иерея и диакона (иерод. Константин (Островский), 2002)
Освящение каменных престолов (Из сборника "Освящение храма", 2006)
Чин погребения неправославного
Библиотека Богослужение (Указания, руководства, заметки) Освящение каменных престолов (Из сборника "Освящение храма", 2006)
Печать

ОСВЯЩЕНИЕ КАМЕННЫХ ПРЕСТОЛОВ


Из сборника "Освящение храма" (ИС РПЦ, 2006 г., с.375380)

В заключение раздела о великом освящении храма архиереем мы приводим русский перевод рубрики византийских Евхологиев XI и последующих веков [1] о порядке устройства престола из мрамора – этой рубрикой следует руководствоваться в тех случаях, когда в храме сооружен не деревянный, а мраморный престол (в остальном, кроме особенностей устройства, чин освящения мраморного престола ничем не отличается от чина освящения деревянного престола):

"За один день [до освящения] [2] заведующий рукоположениями, иеромним [3], или кто-нибудь другой, кому вверено церковное служение, прибывает в указанный храм и указывает каменотесам приготовить трапезу [4] и поставить ее на столбы, так, как она должна быть водружена.

Пришедший после этого архиерей берет три частицы святых мощей мучеников, которые после священнодействия должны быть помещены, если трапезу поддерживают столбы, в приготовленную в основании между восточными столбами [престола] как бы гробницу; если же ее поддерживает либо цельнокаменное [5], либо сложенное из многих камней возвышение, – то в сделанном мастером [6] ковчежце посреди возвышения с той его стороны, которая обращена к горнему месту; и, вложив эти три частицы мощей в шкатулку, подобную ларцу, в которой они и будут лежать, полагает эту шкатулку в святой дискос и, поставив на дискос так называемую звездицу, покрывает покровцом и, отнесши, оставляет в каком-либо честном храме, находящемся неподалеку [от освящаемого]; и здесь совершаются вечерня, ночная служба[7] и утреня.

После этого иеромним или другой священнослужитель снова приходит заранее и полностью приготовляет необходимые [предметы], которые должны быть все новыми и нетронутыми, к таковым относятся: саваны, то есть две белых плащаницы [8]; три убруса [9], которые суть платы для рук; три пояса; ковры, иначе говоря – молитвенный коврик и подушку [10]; растительные [11] папирусы, разрезанные вдвое или даже втрое, в зависимости от толщины подпирающих трапезу столбов; сфикому[12], то есть тонкую веревку; мастику [13], воск и мраморную крошку; горшок [для разогревания] [14], сосуд для кипятка, чашу [для освящения воды] или большой кувшин[15] – медные или глиняные; четыре губки; белый натр [16]; лампаду или так называемый светильник, фонарь, свинцовые трубки [17] и фитили; два кувшина: один полный душистого вина [18] или [простого] вина, другой же – мира [19]...

Итак, приготовив это, пришедший заранее священнослужитель повелевает плавить воск в разогретом горшке и в это время отмеряет мастику, подобно отмеряется и мраморная крошка – количество этих [компонентов соразмеряется] количеству и толщине колонн; также приказывает вынести из храма всё, что можно двигать, и не зажигать [ни одну] лампаду.

Когда же придет архиерей, трапезу снимают со столбов и приставляют куда-либо к стене. Выводят всех мирян, внутри остаются только иереи и прочие клирики и служители, а также всё необходимое для освящения; и, когда надежно запрут врата со всех сторон храма, архиерея облачают во все архиерейские одежды, и находящиеся вместе с ним архиереи, иереи и служители облачаются в свои одежды.

А тому архиерею, который собирается совершать освящение, возлагают саван [20] поверх священных облачений, спереди простирающийся от груди до ног, сзади же держащийся с обоих краев под подмышками к спине, связанный посередине, обтянутый поясом; и на каждую руку налагают убрусы [21], обвязанные поясками.

И, облачившись таким образом, [архиерей] входит с сопровождающими его в алтарь, и, когда он прикажет, приносят растительный папирус, который они должны разрезать так, чтобы им можно было обернуть каждый из столбов трапезы; отрезают сколько необходимо; верхнюю часть папируса, которая должна выступать над верхом столба, делают двойной, короткую сторону складки загибают внутрь; нижнюю [часть папируса оставляют простой]; ибо сверху будет наливаться горячий воск с мастикой [22] и папирус должен быть двойным, чтобы он смог удержать воскомастих, чтобы не пролился, причем удержать его [так, чтобы воскомастих был налит] с большой палец по периметру столба сверху.

Итак, обернув каждый столб папирусом так, как было сказано, обвязывают снаружи веревкой, оборачивая трижды сверху и трижды снизу; затем, обвивая концы верхних и нижних витков, ведут [их] вокруг середины и, пересекая их друг с другом, совершают образ креста между верхними и нижними витками; и, протягивая, связывают сзади.

После этого верхние края столбов обкладывают мраморной крошкой возле выступающего сгиба папируса, чтобы воскомастих не вытек через какую-нибудь небольшую дырку, и, когда принесут горшок, возливают на столбы воскомастих, вплоть до тех пор, пока папирус не наполнится до краев; растекаясь, [воскомастих] слегка охлаждается, потому что он горячий.

Архиерей молится так: "Господи Боже Спасителю наш, вся творяй и строяй о спасении рода человеческаго".

И после "Аминь" архиерей вместе с соприсутствующими берут руками трапезу, позвав, если в этом возникнет необходимость, даже некоторого мастера [23]; и кладут ее на столбы, с пением псалма 141-го, "Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой" трижды, славословят [24] и, обрезав вытекший воскомастих и очистив те места, куда он пролился, опять поют – псалом 22-й, "Господь пасет мя и ничтоже мя лишит", по окончании которого славословят; и возглашает архиерей: "Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Затем со всех сторон слегка надавливают руками на трапезу, чтобы приладить ее к столбам и хорошо [ее] водрузить. Все бывает так, если трапеза поддерживается столбами или даже одним столбом.

[Если же трапеза должна покоиться на возвышении, то] если возвышение, находящееся под ней, имеет прямоугольную форму [и] если поддерживаемая этим трапеза [тоже] окажется прямоугольной, [тогда] на четыре угла возливается воскомастих и так совершается водружение.

Если же трапеза должна быть составлена из различных [кусков] мрамора, то мастер сооружает [все], кроме [средней части, и только] средний четырехугольник насаживается с помощью воскомастиха, [священнослужители] ни папирусом не обертывают, ни другие [части не прилаживают]".

В остальном порядок освящения каменных престолов не отличается от порядка освящения деревянных.




[1] См.: Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI в. / Перевод, предисловие и комментарии М.С.Желтова // Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира / Сост.А.М.Лидов, М., 2000. С. 111–126.

[2] Квадратными скобками обозначены слова, отсутствующие в греческом тексте и добавленные нами для большей ясности.

[3] В русском Чиновнике ему соответствует "ключарь", т.е. настоятель кафедрального храма.

[4] Этим словом обозначается верхняя плита (в русском Чиновнике – "дска") престола.

[5] Греч. μονόλιθος – "монолитное".

[6] Т.е. строителем-каменщиком.

[7] Греч. παννυχίς - одна из служб кафедрального суточного круга богослужений в храме Святой Софии, совершавшаяся, как и монашеское повечерие, в наступающие после ужина часы. Существовала также монашеская παννυχίς, которая легла в основу современных молебна и панихиды.

[8] Плащаница - греч. σινδόνος – большой кусок простой льняной ткани.

[9] Греч. μαντήλιον.

[10] В русском Чиновнике – "возглавие", подушка для подкладывания под колени при чтении архиереем коленопреклоненных молитв.

[11] Таким образом, чин исключает использование пергамена, изготавливавшегося из свиной кожи; позднейшие рукописи говорят просто о бумаге.

[12] Греч. ςφήκωμα – "обвязка". Веревка используется в дальнейшем как для прикрепления папирусов или бумаги к столбцам престола (чтобы налить в получившиеся резервуары клеящее вещество – воскомастих), так и для фиксации срачицы.

[13] Мастика приготовлялась из мастикового дерева, Pistacia lentiscus.

[14] В русском Чиновнике – "горнец".

[15] В русском Чиновнике – "возливальник".

[16] Минеральная соль Na2CO3·H2O2, которую находили на дне высохших озер. В позднейших рукописях "натр" заменен на "сапунь", т.е. мыло.

[17] Т.е. трубки для фитилей лампад.

[18] Греч. οἰνάνθος, букв. "винный цвет". Славянские переводчики поначалу оставили это слово без перевода: "имафь" (Требник РНБ. Гильф. 32. Л. 169), более поздние греческие и славянские чины говорят о розовой воде или о вине с добавлением розовой воды и других ароматных веществ.

[19] Пропущен комментарий о количестве св. мира и душистого вина.

[20] В русском Чиновнике – "запон", т.е. льняной фартук; греч. σάβανον – саван.

[21] Греч. μαντήλια – платы [для рук].

[22] В русском Чиновнике – "воскомастих". Из чина освящения каменных престолов ясно виден смысл воскомастиха, который заключается в том, что воскомастих служит связующим веществом конструкции (что совсем не ясно в случае сооружения деревянного престола, где связующим элементом оказываются гвозди, а воскомастих сохраняется в чине только по традиции).

[23] Т.е. не священнослужителя, а мирянина-каменщика, соорудившего престол. Участие мирянина здесь допускается, поскольку престол еще не освящен помазанием св. мира и положением св. мощей, а надежное сооружение каменного престола ответственно и требует серьезного навыка.

[24] Здесь под термином "славословить" подразумевается пение "Слава, и ныне".