Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

Руководство для участвующих в служении с архиереем литургии (д. Феодор Соколов, 1888)
Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора (прот. Николай Розанов, 1901)
Таблицы рядовых церковных служб и примечания к ним (С.В. Булгаков, 1913)
Указатель порядка архиерейских служений (прот. Сергий Диомидов, 1915)
Распоряжение Митрополита Антония о каждении в церкви (м. Антоний (Храповицкий), б/д)
Указания для церковно-священнослужителей при совершении архиерейской литургии (ЖМП, 1976)
Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином (ЖМП, 1982)
Каждение в конце проскомидии (прот. Валерий Лукьянов, 1999)
Проскомидия или практическое руководство по совершению божественной литургии (архим. Спиридон (Лукич), 2001)
Порядок архиерейских богослужений (иерод. Константин (Островский), 2002)
Указания для ставленников во иерея и диакона (иерод. Константин (Островский), 2002)
Освящение каменных престолов (Из сборника "Освящение храма", 2006)
Чин погребения неправославного
Библиотека Богослужение (Указания, руководства, заметки) Каждение в конце проскомидии (прот. Валерий Лукьянов, 1999)
Печать

КАЖДЕНИЕ В КОНЦЕ ПРОСКОМИДИИ

протоиерей Валерий Лукьянов
"Православная Русь" № 15(1636) от1/14 августа 1999 г.

В разных служебниках о каждении во время молитвы предложения (в конце проскомидии) указан порядок разный. Так, в служебнике киевском, то есть Киево-Печерской Лавры 1822 года, а также в служебнике московском, то есть синодальном 1894 года, указан следующий порядок: "После покрытия дискоса и потира воздухом, прием священник кадильницу, кадит предложение, глаголя трижды: "Благословен Бог наш, сице (так) благоволивый, слава Тебе". Диакон же на коемждо глаголет: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь". И поклоняются благоговейно оба, трижды".

"Таже, – говорится дальше, – прием диакон кадильницу, (кадит), глаголя: "О предложенных честных Дарех Господу помолимся". Священник же молитву предложения: "Боже, Боже наш, Небесный Хлеб...". И по сем творит отпуст. По отпусте же, кадит диакон святое предложение, потом святую трапезу (престол).

Этот же порядок указывается в служебнике издания Свято-Троицкого монастыря (Джорданвилл, Нью-Йорк), у прот. Никольского ("Пособие к изучению Устава", с.368) и у С. Булгакова ("Настольная книга", с.881).

Однако в более поздних изданиях киевского служебника 1909 года и московского 1905 года, а также у И. Дмитриевского ("Историческое, догматическое и таинственное изъяснение божественной литургии", 2-е издание, с.176), указан несколько иной порядок: "После троекратного поклонения, диакон, "без кадила", глаголет: "О предложенных честных Дарех, Господу помолимся". Священник же, прием кадильницу, глаголет молитву предложения, то есть, сопутствуя текст молитвы каждением. И только после молитвы и отпуста передаёт кадило диакону, который кадит жертвенник и престол по обычаю".

И первый, и второй порядок приемлем для употребления в зависимости от того, кто к какому служебнику привык.

Церковные правила указывают, что завеса церковная на царских вратах отверзалась бы непосредственно по окончании 6-го часа и после отпуста проскомидии (см. "Новая скрижаль" и "Устав" Никольского). На практике завеса открывается на псалмах 6-го часа, когда диакон совершает каждение алтаря и всего храма.