Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

Руководство для участвующих в служении с архиереем литургии (д. Феодор Соколов, 1888)
Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора (прот. Николай Розанов, 1901)
Таблицы рядовых церковных служб и примечания к ним (С.В. Булгаков, 1913)
Указатель порядка архиерейских служений (прот. Сергий Диомидов, 1915)
Распоряжение Митрополита Антония о каждении в церкви (м. Антоний (Храповицкий), б/д)
Указания для церковно-священнослужителей при совершении архиерейской литургии (ЖМП, 1976)
Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином (ЖМП, 1982)
Каждение в конце проскомидии (прот. Валерий Лукьянов, 1999)
Проскомидия или практическое руководство по совершению божественной литургии (архим. Спиридон (Лукич), 2001)
Порядок архиерейских богослужений (иерод. Константин (Островский), 2002)
Указания для ставленников во иерея и диакона (иерод. Константин (Островский), 2002)
Освящение каменных престолов (Из сборника "Освящение храма", 2006)
Чин погребения неправославного
Библиотека Богослужение (Указания, руководства, заметки) Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином (ЖМП, 1982)
Печать

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ

Протоиерей Николай Иноземцев
Журнал Московской Патриархии, 1982, №12

На литургии Преждеосвященных Даров Входные молитвы архиерей совершает, согласно Уставу, до чтения часов и изобразительных, которые он выслушивает в стасидии или в алтаре. Перед началом литургии он входит в алтарь Царскими вратами и облачается в алтаре.

По другой практике, входные молитвы совершаются на изобразительных. Архиерей в мантии исходит из алтаря Царскими вратами на солею. Царские врата закрываются. Сослужащие священники и диаконы исходят из алтаря на входные молитвы северными и южными дверьми.

По прочтении молитв иподиаконы отверзают Царские врата, архиерей входит в алтарь и становится пред престолом. Сослужащие ему священнослужители входят в алтарь боковыми дверьми, и все прикладываются к престолу. Архиерей отходит на учиненное место, и сослужащие подходят к нему под благословение. Иподиаконы снимают мантию с архиерея и облачают его в священные одежды. Сослужащие также облачаются. Через Царские врата святитель в преднесении дикирия и трикирия исходит на кафедру.

Существует практика, особенно в праздничные дни, когда архиерей прибывает в храм к началу литургии Преждеосвященных Даров. В таком случае встреча и входные молитвы совершаются как обычно. Облачение совершается на кафедре. Молитвы на облачение не читаются, только перед возложением каждой из одежд диакон произносит: "Господу помолимся".

В завершение облачения протодиакон возглашает: "Тако да просветится свет твой пред человеки..." Святитель крестообразно осеняет дикирием и трикирием молящихся на четыре стороны.

На этом возгласе все сослужащие исходят из алтаря диаконскими дверьми и становятся у кафедры, крестятся на восток и кланяются архиерею.

Дикирий и трикирий уносятся в алтарь, диаконы и книгодержец становятся за кафедрой, а свещеносец и жезлоносец – на обычном месте у Царских врат.

Протодиакон и первый священник берут благословение у архиерея, после чего протодиакон становится на солее, немного правее Царских врат, а священник идет в алтарь южной дверью и становится пред престолом.

Иподиаконы отверзают Царские врата и вместе со священником, протодиаконом, свещеносцем и жезлоносцем крестятся дважды. Священник целует Евангелие и престол. Затем все они крестятся в третий раз и творят поклон архиерею.

Протодиакон: "Благослови, Владыко". Священник: "Благословено Царство..." Хор: "Аминь". Священник, протодиакон и иподиаконы снова крестятся и кланяются святителю.

Царские врата закрываются. Чтец читает 103-й псалом [1], святитель – светильничные молитвы [2].

После чтения псалма Царские врата отверзаются.

Протодиакон произносит великую ектению "Миром Господу помолимся..."

В конце ектении [3] иподиаконы выносят из алтаря сосуд с водой для омовения рук архиерея и полотенце и встают на солее, по центру, возле протодиакона. На возгласе священника: "Яко подобает Тебе всякая слава..." все стоящие на солее и у кафедры, кроме книгодержца, кланяются архиерею. Иподиаконы и протодиакон идут к кафедре, архиерей умывает руки. Священнослужители в это время идут в алтарь, целуют престол и творят поклон архиерею. Царские врата затворяются, сосуд с водой иподиаконы уносят в алтарь.

Чтец читает 18-ю кафизму. После каждой "Славы" кафизмы – малые ектении, произносимые при отверстых Царских вратах. Возгласы ектений произносят поочередно священники в алтаре.

Во время малых ектений книгодержец подает святителю Чиновник для чтения молитв.

Во время чтения кафизмы в алтаре первостоящий пресвитер последовательно полагает на дискос Преждеосвященный Святой Агнец (1-я "Слава"), троекратно кадит с протодиаконом Святые Дары на престоле (2-я "Слава") и переносит Святые Дары на жертвенник по обычаю (3-я "Слава").

По возгласе последней ектении книгодержец, свещеносец и жезлоносец уходят в алтарь. Два диакона с кадильницами выходят на солею и испрашивают у архиерея благословение на каждение.

Хор поет: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя..."

Вход совершается обычным порядком, и всегда с Евангелием.

По возглашении протодиаконом "Премудростъ, прости", священнослужители поют: "Свете тихий..." Поклонившись Евангелию и осенив на четыре стороны молящихся дикирием и трикирием, архиерей вместе со священнослужащими входит в алтарь. При пении "Ис полла эти, дэспота" архиерей совершает каждение [4]. По окончании каждения протодиакон произносит: "Вонмем". Архиерей с горнего места возглашает: "Мир всем". Протодиакон: "Премудрость". Чтец: Прокимен. И читается паримия. На время чтения паримии Царские врата закрываются. После паримии - второй прокимен. Царские врата открываются.

Архиерей становится пред престолом, берет из рук протодиакона кадило и трикирий. По окончании второго прокимна протодиакон возглашает: "Повелите". Архиерей возгласно произносит: "Премудрость, прости" и, обратившись лицом на запад (к народу), стоя в Царских вратах, глаголет: "Свет Христов просвещает всех", осеняя при этом кадилом и трикирием народ, преклонившийся до земли. Царские врата вновь закрываются, и читается вторая паримия.

По окончании чтения паримии при открытых Царских вратах певцы поют: "Да исправится молитва моя..."

Архиерей, стоя пред престолом, совершает каждение. При пении "Не уклони сердце мое в словес лукавствия..." он отходит к жертвеннику, кадит Святые Дары, после чего отдает кадило протодиакону. Иподиаконы снимают со святителя омофор. При начале пения последнего стиха "Да исправится молитва моя..." архиерей отходит к престолу и преклоняет колена. После пения архиерей возгласно глаголет молитву святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. Если есть праздник, то после молитвы святого Ефрема Сирина протодиакон возглашает: "Вонмем", архиерей идет к горнему месту, и читаются прокимен, Апостол и Евангелие праздника.

Далее произносятся сугубая ектения "Рцем вси..." и ектения об оглашенных (с 4-й седмицы Великого поста добавляется также ектения о готовящихся ко Святому Просвещению - Крещению). После "Елицы оглашеннии, изыдите..." один из диаконов совершает каждение престола, взяв благословение на кадило у архиерея.

К началу возгласа "По дару Христа Твоего..." протодиакон снимает с архиерея митру и кладет ее на блюдо, покрытое воздухом, которое несет затем диакон, а иподиаконы исходят на солею, к Царским вратам, на омовение рук архиерея. По омовении диаконы возлагают на архиерея малый омофор. К этому времени диакон, совершающий каждение, должен покадить престол, Святые Дары на жертвеннике и подойти к престолу, чтобы покадить на архиерея и переднюю сторону престола, так как каждение алтаря не совершается.

Хор в это время поет: "Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат..." Архиерей, воздев руки горе, трижды возглашает в слух священнослужителей: "Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат...", на что протодиакон ответствует: "Верою и любовию приступим..." [5].

Архиерей, поцеловав престол и благословив сослужащих, отходит к жертвеннику и кадит Святые Дары. Иподиаконы снимают с него омофор и отдают диакону, несущему митру. Архиерей берет воздух, которым были покрыты потир и дискос со Святыми Дарами, и полагает его на левое плечо протодиакону, а первому и второму священникам подает соответственно дискос и потир. Остальные священники берут крест, лжицу, копие и прочие необходимые для совершения Таинства священные предметы.

После этого совершается великий вход. Первым идет диакон с митрой и омофором, за ним - иподиаконы со свечой, жезлом, с дикирием и трикирием, далее – диаконы со свечами и кадильницами (при этом диаконы кадят дискос со Святыми Дарами, идя вполоборота перед дискосом). Рипидчики идут позади первого священника и осеняют рипидами Святые Дары на дискосе. Народ во время великого входа преклоняет колени пред Святыми Дарами.

Диакон с митрой и омофором входит в алтарь через Царские врата, архиерей целует митру и омофор, а диакон – руку архиерея [6]. Иподиаконы со свечой и жезлом встают за амвоном лицом к Царским вратам.

Архиерей принимает от священника дискос со Святыми Дарами, показует его народу, глаголя: "Верою и любовию приступим", и идет со Святыней к престолу. Хор также поет: "Верою и любовию приступим..." Все диаконы и священники входят в алтарь через Царские врата, рипидчики – через диаконские двери. Старшие иподиаконы с дикирием и трикирием остаются у Царских врат.

Архиерей поставляет дискос и чашу на престол, снимает с них покровцы и затем покрывает их воздухом, ничего не произнося, совершает каждение надевает митру. Народ в это время поднимается с колен. По окончании пения "Верою и любовию приступим..." архиерей творит молитву святого Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего..." с тремя земными поклонами и затем осеняет молящихся дикирием и трикирием.

Если имеется ставленник во диакона, то на архиерея возлагают малый омофор. Хиротония совершается, по обычаю, сразу же после молитвы святого Ефрема Сирина, и после хиротонии архиерей осеняет народ.

Далее следует ектения "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви..." Архиерей возглашает: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением..." Народ поет молитву Господню "Отче наш". По возгласе диакона "Вонмем" протодиакон снимает с архиерея митру, иподиаконы возлагают на него малый омофор, и архиерей, "покровенным сущым Божественным Даром, вложив руку, касается Святых Даров со благоговением и страхом многим" (Чиновник) и возглашает: "Преждеосвященная Святая – святым".

Далее литургия совершается обычным порядком. Исключением является то, что диакон, потребляющий Святые Дары, по существующей практике, не испивает из Чаши.




[1] В греческой практике этот псалом возгласно читает сам архиерей.

[2] В некоторых изданиях Чиновника светильничные молитвы отсутствуют, поэтому книгодержцу необходимо взять для этого Служебник.

[3] Если есть ставленник, хиротонисуемый во диакона, иподиаконы выходят с ним из алтаря в конце великой ектении, кланяются архиерею и идут к кафедре. Ставленник делает земной поклон (без совершения крестного знамения) архиерею. Архиерей совершает чины хиротесии во чтеца и иподиакона, после чего ставленник подает сосуд с водой архиерею для омовения рук. Затем протодиакон, ставленник и все иподиаконы идут на солею, крестятся пред Царскими вратами, кланяются святителю и входят в алтарь.

[4] Иногда это каждение опускается.

[5] Есть обычай, что "Верою и любовию приступим..." произносят все служащие диаконы одновременно.

[6] Когда нет свободного диакона, митру и омофор архиерея несут один или два иподиакона, но входят они в алтарь через южную дверь.