Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

Руководство для участвующих в служении с архиереем литургии (д. Феодор Соколов, 1888)
Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора (прот. Николай Розанов, 1901)
Таблицы рядовых церковных служб и примечания к ним (С.В. Булгаков, 1913)
Указатель порядка архиерейских служений (прот. Сергий Диомидов, 1915)
Распоряжение Митрополита Антония о каждении в церкви (м. Антоний (Храповицкий), б/д)
Указания для церковно-священнослужителей при совершении архиерейской литургии (ЖМП, 1976)
Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином (ЖМП, 1982)
Каждение в конце проскомидии (прот. Валерий Лукьянов, 1999)
Проскомидия или практическое руководство по совершению божественной литургии (архим. Спиридон (Лукич), 2001)
Порядок архиерейских богослужений (иерод. Константин (Островский), 2002)
Указания для ставленников во иерея и диакона (иерод. Константин (Островский), 2002)
Освящение каменных престолов (Из сборника "Освящение храма", 2006)
Чин погребения неправославного
Библиотека Богослужение (Указания, руководства, заметки) Указания для церковно-священнослужителей при совершении архиерейской литургии (ЖМП, 1976)
Печать

Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении

Без указания автора
Журнал Московской Патриархии, №№10-12, 1976 [1]


Проскомидия


Встреча


Облачение архиерея


Часы


Начало литургии


Малый вход


Чтение Апостола и Евангелия


Ектении


Великий вход


Освящение Даров


Причащение


Окончание литургии


О звоне


Об орлецах


Проскомидия

Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров против обычного. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной – одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. Соединения в потир должно быть влито достаточное количество в зависимости от числа сослужащих и причастников-мирян. По обычаю, архиерею уготавливаются ещё две отдельные просфоры.

Встреча

Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм.

При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный крест, рукоятию к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг.

Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева.

Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Протодиакон возглашает: «Премудрость» и читает «Честнейшую херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Преосвященнейший Владыко, благослови», «Аминь», – сообразуясь с возгласами архиерея: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Христос, Истинный Бог наш…». [2] Певчие в это время поют: «От восток солнца до запад хвально Имя Господне. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века». Затем – «Достойно есть» протяжно, со сладкопением до конца чтения входных молитв. В это же время иподиаконы надевают мантию на архиерея, который, сделав одно поклонение, принимает от священника крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на свое место. Иереи по старшинству целуют крест и руку архиерея; после них – священник, совершавший проскомидию. Архиерей вновь целует крест и полагает на блюдо. Священник, приняв крест и поцеловав руку архиерея, становится на свое место и затем, поклонившись со всеми прочими на благословение архиерея, идёт со святым крестом к царским вратам и северною дверью проходит в алтарь, где полагает святой крест на престол. За священником с крестом идет свещеносец, за ним – протодиакон и диакон, оборачиваясь для каждения идущего архиерея. За архиереем идут иереи попарно (младшие впереди). Свещеносец становится у амвона у иконы Божией Матери, архиерей – на орлеце у амвона, сзади него – по два в ряд иереи, протодиакон – с правой стороны возле архиерея, предварительно отдав иподиакону трикирий с кадилом. Иподиаконы и диакон уходят в алтарь.

Протодиакон: «Благослови, Владыко».

Архиерей: «Благословен Бог наш…».

Протодиакон, по обычаю, читает входные молитвы. Когда протодиакон начинает «Милосердия двери…», архиерей отдает жезлоносцу посох и восходит на амвон. Он поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: «Пречистому Твоему образу…», «Милосердия сущи…» и храма. Молитву «Господи, низпосли руку Твою…» архиерей с непокрытой главою читает сам пред царскими вратами. Протодиакон же, по обычаю, читает: «Боже, ослаби, остави…». Надев клобук и после троекратного поклонения приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех предстоящих на три стороны при пении «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филате (единожды), ис полла эти, Дэспота» (трижды) («Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета») и идет на средину храма, на кафедру. Туда же переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться.

Облачение архиерея

Когда архиерей идет с амвона к месту облачения, из алтаря выходят иподиаконы и другие прислуживающие, в стихарях, с блюдом, покрытым воздухом, и с блюдом с архиерейскими одеждами, а также первый и второй диаконы с кадильницами. Оба диакона становятся ниже амвона, против архиерея. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, крест, четки, мантию, рясу и уносит в алтарь. Перед архиереем становится иподиакон с архиерейским облачением.

Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило». По благословении первый диакон говорит: «Господу помолимся», протодиакон же читает: «Да возрадуется душа твоя о Господе…».

Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подризник), а затем и другие, по порядку; причем диакон каждый раз произносит «Господу помолимся», а протодиакон – соответствующий стих. Певчие поют: «Да возрадуется…» или другие положенные песнопения. Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде крест, панагию, митру.

Дикирий и трикирий также выносят из алтаря и передают иподиаконам. Иподиаконы передают дикирий и трикирий архиерею, и протодиакон после возглашения диаконом «Господу помолимся» говорит велегласно евангельские слова: «Тако да просветится…». Певчие поют: «Тон дэспотин…» Архиерей осеняет на четыре стороны (на восток, запад, юг и север) народ и отдает трикирий и дикирий иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза: «Ис полла…». Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего все они поклоняются пред царскими вратами, а затем, поклонившись архиерею, иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь.

Часы

Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью – священник, совершавший проскомидию, северной – чтец и становятся: первый – около архиерейской кафедры по правую сторону, а второй – против него, по левую, и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе «Ис полла…» священик говорит: «Благословен Бог наш…», чтец: «Аминь» – начинается чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа «Молитвами святых отец наших…» священник говорит: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Чтец же: «Именем Господним, Владыко, благослови» вместо «Именем Господним благослови, отче».

На первом Трисвятом из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред царскими вратами, а затем по возгласе священника «Яко Твое есть Царство…» одновременно с ним и чтецом кланяются архиерею и, получив от него благословение, уходят и кадят престол, алтарь, иконостас, праздничную икону, а затем, сойдя с амвона, архиерея трижды по трижды, священника, чтеца, снова взойдя на амвон – оба клироса, народ и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея трижды, молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается, чтобы первый диакон кадил правую сторону, второй – левую. Вместе кадят престол только спереди и сзади, царские врата и архиерея.

«Егда же глаголются Часы, архиерей сидит, восстает же токмо на Аллилуия и на Трисвятое, и на Честнейшую» (Чиновник).

При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лаханью и полотенце (пономарь с полотенцем на плечах находится между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам (вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, затем он вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и снова затем возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время умовения рук архиереем вполголоса читает «Умыю в неповинных руце мои…» (Пс. 25, 6-12), а по умовении целует благословляющую руку архиерея, иподиаконы тоже целуют руку архиерея и уходят в алтарь.

При окончании часов, на молитве «Иже на всякое время…», иереи становятся в порядке старшинства у престола, совершают пред ним троекратное молитвенное поклонение, прикладываются к нему и, поклонившись друг другу, исходят из алтаря (северною и южною дверьми) и становятся около кафедры в два ряда; среди них занимает соответствующее место по чину священник, произносивший возгласы на часах. Свещеносец и посошник становятся на свои места у царских врат: первый – с правой стороны, второй – с левой. Книгодержец становится около архиерея с левой стороны (по другой практике книгодержец выходит из алтаря при начале литургии, после возгласа «Благословенно Царство…»). Протодиакон и диакон становятся в ряд лицом к архиерею. Все кланяются к алтарю, потом – к архиерею.

Архиерей с воздеянием рук читает молитвы пред началом литургии – «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу», «Господи, устне мои отверзеши». Священники и диаконы молятся с ним тайно. По молитвенном поклонении все делают поклон архиерею. После этого протодиакон говорит: «Время сотворити Господеви, Владыко Преосвященнейший, благослови». Архиерей благословляет всех обеими руками и, произнося «Благословен Бог…», дает десницу первенствующему священнику, который, поцеловав ее, входит в алтарь чрез южную дверь, целует престол и становится спереди его. После первенствующего священника подходят к архиерею протодиакон с диаконами, говоря (говорит протодиакон): «Аминь. Помолися о нас, Владыко святый». Архиерей, благословляя, глаголет: «Да исправит Господь стопы ваша». Протодиакон: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей, благословляя обеими руками, произносит: «Да помянет вас Господь Бог…». Диаконы же отвечают: «Аминь», целуют руку архиерея, кланяются и отходят; протодиакон идет на солею и становится пред иконой Спасителя, а остальные диаконы становятся позади архиерея на кафедре.

По окончании часов иподиаконы отверзают царские врата; первенствующий священник, стоя пред престолом, и протодиакон на солее одновременно совершают молитвенное поклонение к востоку и (священник целует престол), обратившись к архиерею, кланяются ему, он же благословляет их обеими руками.

Начало литургии

После этого протодиакон возглашает: «Благослови, Владыко». Первенствующий иерей возглашает: «благословенно Царство…», подняв над антиминсом евангелие и делая им крест, затем целует евангелие, престол, кланяется архиерею вместе с протодиаконом, сослужащими иереями, иподиаконами и чтецом и отходит на свое место – на правую сторону престола. Протодиакон произносит великую ектенью. При возношении имени архиерея не следует делать поклон ему. В начале и в конце великой ектеньи и на двух малых ектеньях книгодержец раскрывает пред архиереем чиновник для чтения молитв.

На прошении великой ектеньи «О избавитися нам…» диаконы выходят из-за кафедры и идут посередине, между рядами священников, на солею; первый становится против образа Божией Матери, а второй – возле протодиакона с правой стороны. Первенствующий иерей говорит возглас «Яко подобает Тебе…» и кланяется в царских вратах архиерею. Одновременно с ним кланяются архиерею протодиакон с диаконами и второй иерей.

Протодиакон с солеи уходит на кафедру, становится позади архиерея; второй иерей северной дверью входит в алтарь, целует престол, кланяется архиерею через царские врата и становится на свое место – против первенствующего иерея. После малой ектеньи, которую произносит первый диакон, второй иерей говорит возглас «Яко Твоя держава…» и кланяется архиерею. Одновременно с ним кланяются диакон и два иерея, стоящие у кафедры; последние после этого уходят боковыми дверьми в алтарь, целуют престол и кланяются чрез царские врата архиерею.

Вторую малую ектенью говорит второй диакон. Возглас «Яко благ и Человеколюбец…» произносит третий иерей и кланяется чрез царские врата архиерею. Одновременно с ним кланяются оставшиеся у кафедры иереи, протодиакон, ставший на солее в конце пения «Единородный Сыне…», оба диакона, жезлоносец, свещеносец и книгодержец, и все уходят в алтарь. Иереи, протодиакон и диаконы целуют престол, поклоняются архиерею и становятся на свои места.

После великой ектеньи на клиросе поются положенные антифоны или изобразительные псалмы «Благослови, душе моя, Господа» и Блаженны. Во время пения третьего антифона или Блаженных совершается малый вход.

Малый вход

Иподиаконы берут дикирий и трикирий, пономари – рипиды, диаконы – кадильницы; первенствующий священник, сотворив пред престолом поклон и поклонившись вместе с протодиаконом архиерею, берет евангелие и отдает его протодиакону, который становится с ним за престолом, лицом на запад. В это время первенствующий и прочие иереи, совершив положенные поклоны, целуют престол, кланяются архиерею и за протодиаконом, по одному, выходят из алтаря северной дверью в таком порядке: свещеносец. Посошник, два диакона с кадильницами, иподиаконы с трикирием и дикирием, рипидчики, протодиакон с евангелием и иереи по старшинству. Обходить кругом архиерейскую кафедру на малом входе не следует. В древнее время литургия начиналась непосредственно с встречи и входа священнослужителей в алтарь, пения песнопений дня и чтения Писаний. Разумеется, при этом не могло быть обхождения кафедры. Позднее к этому древнему началу присоединены были изобразительные или антифоны. Воспоминанием этого древнего первого входа в алтарь и является теперешний малый вход. Придя к кафедре, иереи становятся по обе стороны кафедры в направлении к алтарю. Свещеносец и посошник становятся на своих местах у царских врат. Протодиакон с евангелием – ниже амвона, посредине, против архиерея; по сторонам евангелия – рипидчики, лицом друг к другу. Возле них, ближе к кафедре – диаконы и иподиаконы. Помолившись (один поклон), все кланяются архиерею. Протодиакон вполголоса говорит: «Господу помолимся». Архиерей и иереи читают тайно молитву «Владыко Господи, Боже наш…»

По прочтении архиереем молитвы (и по совершении, если есть, награждения и производства в высший чин) протодиакон, перекладывая евангелие на левое плечо, возвышает правую руку с орарем вверх и говорит вполголоса: «благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход». Архиерей, благословляя, глаголет: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков». Протодиакон произносит: «Аминь» и вместе с иподиаконами подходит к архиерею, который целует евангелие; протодиакон целует правую руку архиерея, придерживающую евангелие, и отходит с евангелием к рипидчикам – становится лицом к алтарю. Иподиаконы передают архиерею трикирий и дикирий. Протодиакон, поднимая немного вверх евангелие (в практике – творя им крест), возглашает: «Премудрость, прости» и, обратившись лицом на запад, поет со всеми медленно «Приидите, поклонимся…» Диаконы кадят на евангелие, затем на архиерея, когда он совершает поклонение перед евангелием и осеняет затем трикирием и дикирием кланяющихся ему священнослужителей. Архиерей осеняет трикирием и дикирием народ на запад, юг и север.

В это время протодиакон в предшествии диаконов вносит евангелие в алтарь чрез царские врата и полагает его на престоле; все остальные церковнослужители входят в алтарь через северную и южную двери, а священники остаются внизу солеи. Архиерей сходит с кафедры и восходит на амвон, где осеняет – при пении певчими «Спаси ны, Сыне Божий…» – трикирием и дикирием народ на две стороны и идет в алтарь. У царских врат его встречает протодиакон, принимает от него трикирий. Архиерей же, поцеловав иконы на столпах царских врат, престол и приняв кадило от диакона, начинает кадить. Вслед за архиереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону в царских вратах на своей стороне.

Архиерей при медленном пении священнослужителями «Спаси ны, сыне Божий…», в предшествии протодиакона с трикирием, кадит престол, жертвенник, горнее место, иереев на правой и левой стороне, священно-церковнослужителей и исходит на солею. Свещеносец и посошник сходят с солеи и становятся ниже амвона против царских врат; исполатчики тихо и сладкозвучно поют «Ис полла эти, деспота». Иереи целуют престол. Архиерей кадит царские врата, иконостас, клиросы, народ, местные иконы, входит в алтарь, кадит престол, иереев и протодиакона. Свещеносец и посошник возвращаются на свои места. На клиросе поют «Ис полла…» протяжное, один раз, и затем тропари по Уставу.

Второй иподиакон принимает от архиерея дикирий, протодиакон – кадило (трикирий передается первому иподиакону). Все трое становятся за престолом и одновременно кланяются при каждении протодиаконом архиерея трижды по трижды; затем обращаются лицом к востоку, протодиакон передает кадило пономарю, все четверо делают поклон, кланяются архиерею и идут на свои места. Иподиаконы, имеющие хиротесию, ставят трикирий и дикирий на престол, не имеющие хиротесии – на подставки за престолом.

Книгодержец подходит к архиерею с Чиновником для чтения молитвы «Боже Святый, иже во святых почиваяй…»

По современной практике Русской Церкви так называемая похвала на Трисвятом бывает только при патриаршем служении.

После пения тропарей и кондаков протодиакон целует престол и, держа орарь тремя перстами, вполголоса говорит: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго»; поцеловав благословляющую руку архиерея, он выходит на солею и против образа Спасителя произносит: «Господу помолимся». Певцы: «Господи помилуй». Архиерей произносит свой первый литургийный возглас: «Яко свят еси Боже наш… ныне и присно». Протодиакон, став в царских вратах, обратившись лицом к народу, доканчивает возглас: «И во веки веков», наводя орарем на народ – от левой руки к правой, на уровне своего чела. Певчие поют: «Аминь» и затем «Святый Боже…»

Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подает его архиерею; в алтаре все поют «Святый Боже…» Архиерей творит дикирием крест над евангелием. Второй иерей, взяв обеими руками напрестольный крест за верхний и нижний концы и, обратив его передней стороной, на которой находятся священные изображения, к престолу, подает его архиерею, целуя руку архиерея. Пред амвоном, против царских врат, становятся свещеносец и посошник.

Архиерей, имея в левой руке крест, в правой – дикирий, при пении певчими речитативом «Святый Боже…», выходит на амвон и произносит: «Призри с небесе, Боже, и виждь…» По произнесении этой молитвы, когда архиерей благословляет на запад, исполатчики поют «Святый Боже», на юг – «Святый Крепкий», на север – «Святый Безсмертный, помилуй нас». Архиерей входит в алтарь. Певчие на клиросе поют «Святый Боже…» Свещеносец и посошник становятся на свои места.

Архиерей, отдав крест (крест принимает второй иерей и полагает его на престоле) и поцеловав престол, идет на горнее место. По прохождении архиерея к горнему месту все сослужащие прикладываются к престолу и, отходя затем к горнему месту, становятся за престолом по чину. Архиерей, обходя престол с правой стороны и благословив дикирием горнее место, отдает дикирий иподиакону, который поставляет его на место. Протодиакон, стоя у горнего места слева от престола, читает тропарь: «Троицы явление во Иордане бысть…» и подает трикирий архиерею, который осеняет трикирием с горнего места прямо, направо и налево (от себя – налево и направо) при пении всех сослужащих «Святый Боже…» Певчие заканчивают Трисвятое, начиная со «Слава, и ныне».

Чтение Апостола и Евангелия

Протодиакон, приняв от архиерея трикирий, передает его иподиакону, и тот ставит его на место. Первый диакон подходит к архиерею с Апостолом, положив на верх его орарь, получает благословение, целует руку архиерея и идет по левой стороне от престола чрез царские врата на амвон для чтения Апостола. В это время протодиакон подносит архиерею открытую кадильницу с горящими углями, а один из иподиаконов (с правой стороны архиерея) – сосуд с ладаном. Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»; архиерей, влагая ложечкой ладан в кадило, произносит молитву «Кадило Тебе приносим…» Протодиакон: «Вонмем!» Архиерей: «Мир всем». Первый диакон (чтец Апостола): «И духови твоему». Протодиакон: «Премудрость». Чтец Апостола произносит прокимен и прочее, по Уставу.

По возгласе архиерея «Мир всем» иподиаконы снимают омофор с архиерея и полагают его на руки второму диакону (или иподиакону), который, поцеловав благословляющую руку архиерея, отходит и становится с правой стороны престола. Первый диакон читает Апостол. Протодиакон кадит по обычаю (некоторые соблюдают обычай кадить на аллилуарии). При начале чтения Апостола архиерей садится на седалище горнего места, и по знаку его священники садятся на приготовленные для них сидения. Когда протодиакон кадит архиерея первый раз, архиерей и священники встают и отвечают на каждение: архиерей – благословением, священники – поклоном. Во время второго каждения ни архиерей, ни священники не встают.

По окончании чтения Апостола все встают. Пономари, взяв рипиды, иподиаконы – дикирий и трикирий, исходят на амвон, где становятся по правую и левую сторону приготовленного для чтения Евангелия аналоя. Аллилуарии поются по Уставу непременно. Архиерей и все священники читают тайно молитву «Возсияй в сердцах наших…» Первенствующий иерей и протодиакон кланяются архиерею и, получив благословение, отходят к престолу. Первенствующий берет Евангелие и отдаёт протодиакону. Протодиакон, поцеловав престол и приняв Евангелие, подносит его архиерею, который целует Евангелие, а он – руку архиерея, и идет чрез царские врата к аналою, предшествуемый диаконом с омофором. Когда диакон с омофором (идя кругом аналоя) доходит до чтеца Апостола, тот идет в алтарь (если диакон – через царские врата) и становится по левую сторону престола, а диакон с омофором – на прежнее место. По обе стороны протодиакона становятся иподиаконы с трикирием и дикирием и рипидчики, подняв рипиды над Евангелием.

Протодиакон, поставив Евангелие на аналой и покрыв его орарем, преклоняет над Евангелием главу и возглашает: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, благовестителя…» Архиерей: «Бог, молитвами…» Протодиакон глаголет: «Аминь» и, подложив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие. Второй диакон: «Премудрость, прости…» Архиерей: «Мир всем». Певчие: «И духови твоему». Протодиакон: «От (имярек) Святаго Евангелия чтение». Певчие: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Первый диакон: «Вонмем». Протодиакон внятно читает Евангелие.

Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор на их места. Иереи слушают чтение Евангелия с непокрытыми главами, архиерей – в митре. По прочтении Евангелия хор поёт: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего места, проходит чрез царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении на клиросе «Ис полла…» Протодиакон отдает Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола. Иподиаконы ставят дикирий и трикирий на их места, молятся к востоку (один поклон) и кланяются архиерею. Иереи становятся на свои места.

Ектении

Сугубую ектенью произносит протодиакон или первый диакон. При прошении «Помилуй нас, Боже…» все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею. После прошения «…и о Господине нашем Преосвященнейшем…» стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды «Господи помилуй», молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места. В это время два старших иерея помогают архиерею раскрыть антиминс на три стороны. Диакон продолжает ектению. Архиерей произносит возглас «Яко милостив…» (обычно архиерей сам распределяет возгласы служащим иереям).

Если бывает приношение о усопших, то протодиакон берёт кадило и, испросив благословение архиерея, исходит через царские врата и произносит заупокойную ектению, возглас после которой говорит архиерей.

Если заупокойной ектеньи не бывает, то диакон, поклонившись архиерею, исходит чрез северные двери на солею и произносит ектенью об оглашенных. При прошении «Открыет им Евангелие правды» третий и четвертый священники открывают верхнюю часть антиминса, молятся к востоку (один поклон) и кланяются архиерею. Во время возгласа первого иерея «Да и тии с нами славят…» архиерей творит крест губкою над антиминсом, целует её и полагает вверху, на правой стороне антиминса.

Протодиакон и первый диакон становятся в царских вратах; протодиакон говорит: «Елицы оглашеннии изыдите»; второй диакон: «Оглашеннии изыдите»; первый диакон: «Елицы оглашеннии изыдите». Второй диакон продолжает ектенью: «Да никто от оглашенных, елицы вернии…», и прочее. Архиерей и священники читают тайно положенные молитвы.

Первый диакон берёт кадило и, испросив благословение у архиерея, кадит престол, жертвенник, горнее место, алтарь, архиерея трижды по трижды, всех сослужащих, престол – спереди, архиерея – трижды, отдаёт пономарю кадило, оба молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят. В это время второй диакон говорит ектенью: «Паки и паки…» Возглас «Яко да под державою Твоею…» произносит архиерей.

Великий вход

Окончив ектенью, диакон идет в алтарь, молится к востоку и кланяется архиерею. Один из младших священников левого ряда отходит к жертвеннику, снимает воздух с сосудов и полагает его на правом углу жертвенника; снимает с дискоса покров и звездицу и отлагает в сторону; пред дискосом полагает просфоры на блюде и малое копие. Иподиаконы с сосудом с водою с лаханью и пономарь с полотенцем на плечах выходят к царским вратам для умовения рук архиерея.

Архиерей, прочитав молитву «Никтоже достоин…» (во время этой молитвы иереи снимают свои митры, камилавки, скуфьи; архиерей же в митре), идет к царским вратам, произносит молитву на освящение воды, благословляет воду и умывает руки, касаясь затем ими чела, уст, и ноздрей, и ушес. Иподиаконы и пономарь целуют руку архиерея и вместе со свещеносцем и посошником идут в алтарь. [3] Архиерей становится пред престолом, протодиакон и диакон возлагают на него малый омофор (не делая им «врата», как это бывает в практике). [4] Архиерей молится (три поклона) и с воздеянием рук читает трижды «Иже херувимы…» Протодиакон снимает с архиерея митру и полагает ее на блюдо поверх лежащего на нем большого омофора.

Архиерей, поцеловав антиминс и престол и благословив сослужащих, отходит к жертвеннику; первый диакон подает ему кадило. Архиерей кадит жертвенник, отдает кадило диакону и возлагает на левое его плечо воздух. Диакон отходит от архиерея, кадит царские врата, местные иконы, клиросы и народ.

После архиерея иереи подходят попарно к престолу спереди, делают два поклона, целуют антиминс и престол, делают ещё один поклон, затем кланяются друг другу со словами: «Протоиерейство (или: священство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» и отходят к жертвеннику.

Архиерей в это время творит поминовение у жертвенника (в древности проскомидия – приношение и приготовление вещества для Евхаристии – совершалась по выходе оглашенных из храма – в начале литургии верных. Следом древней практики и является современный великий вход и поминовение, совершаемое архиереем у жертвенника). Иереи по старшинству, протодиакон, диаконы, иподиаконы подходят к архиерею с правой стороны, говоря: «Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иерея, диакона, иподиакона (имярек)», и целуют его в правое плечо; то же делает диакон, совершавший каждение. Помянув о здравии, архиерей берет заупокойную просфору и поминает усопших.

По окончании архиерейской проскомидии иподиаконы снимают с архиерея омофор. Один из иереев подает архиерею звездицу, которую, облагоухав фимиамом, архиерей ставит на дискос, затем иерей подает покровец, которым покрывается дискос. Протодиакон, став на правое колено, говорит: «Возьми, Преосвященнейший Владыко». Архиерей берет обеими руками дискос, целует его, даёт целовать дискос и руку свою протодиакону и, поставляя при челе протодиакона дискос (протодиакон приемлет его обеими руками), произносит: «В мире возьмите руки ваша во святая…» Протодиакон отходит.

К архиерею подходит первый иерей и, принимая от архиерея потир, целует его и руку архиерея, говоря: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда…» Второй священник подходит, держа в наклонном положении Крест (верхний конец – вправо: священными изображениями – к архиерею) обеими руками и произнося «Архиерейство твое…», целует руку архиерея, который полагает её на рукоятку Креста, и Крест. Остальные иереи, говоря те же слова и целуя руку архиерея, принимают от него священные предметы жертвенника: лжицу, копие и прочее.

Совершается великий вход. Впереди идут чрез северные двери диакон с митрой и омофором на блюде, свещеносец, посошник, диакон с кадилом, иподиаконы с дикирием и трикирием, пономари с рипидами (обычно один впереди дискоса, другой – позади потира), протодиакон и затем иереи по старшинству. Свещеносец и посошник становятся на обычные места. Диакон с митрой идет через царские врата в алтарь и останавливается у левого переднего угла престола. Рипидчики и иподиаконы становятся по сторонам орлеца, постланного на солее; протодиакон – пред орлецом, став на одно колено, диакон с кадилом – в алтаре у царских врат, с правой руки от архиерея, иереи – в два ряда, обратившись на север и юг, старшие – к царским вратам. Архиерей отходит от жертвенника, подходит к диакону с митрой, целует митру, полагая на митру руку. Диаон говорит: «Архиерейство твое…» и целует руку архиерея, и затем относит митру и омофор на место.

Архиерей исходит в царские врата, взяв кадило у диакона, и кадит Святые Дары. Протодиакон говорит тихо: «Архиерейство твое…», архиерей берёт дискос, совершает поминовение по чину и относит дискос на престол. Первенствующий иерей становится пред орлецом и тихо говорит шествующему из алтаря архиерею: «Архиерейство твое…» Архиерей кадит Чашу, берёт её. Первый диакон, приняв от архиерея кадило, отходит к правой стороне престола; первенствующий иерей, поцеловав руку архиерея, становится на свое место. Архиерей продолжает поминовение.

Принимая Святые Дары, архиерей поминает Святейшего Патриарха, Преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, честное пресвитерство, во Христе диаконство, весь монашеский чин и весь причет церковный и заканчивает поминовение словами: «Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог…» Когда архиерей относит Чашу на престол, за ним в алтарь входят иереи. Читая положенные молитвы, архиерей, сняв покровцы, воздухом покрывает дискос и Чашу, затем надевает митру и после каждения Даров говорит: «Братие и сослужителие, помолитеся обо мне». Ему отвечают: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя». Протодиакон и сослужащие: «Помолися о нас, Владыко святый». Архиерей: «Да исправит Господь стопы ваша». Протодиакон и прочие: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей, благословляя протодиакона и диаконов, говорит: «Да помянет вас Господь Бог…». Протодиакон: «Аминь».

После благословения первый диакон, став у восточного правого угла престола, кадит архиерея трижды по трижды, отдаёт кадило пономарю, оба молятся к востоку, кланяются архиерею, и диакон выходит из алтаря произносить ектению. Архиерей на солее благословляет народ дикирием и трикирием. Певчие поют «Ис полла…»

Царские врата по великом входе при архиерейском служении не затворяются.

Первый диакон произносит ектенью «Исполним молитву нашу Господеви». Во время ектеньи архиерей и иереи тайно читают молитву «Господи Боже, Вседержителю…» Возглас «Щедротами Единороднаго Сына Твоего…» произносит архиерей.

После ектеньи, когда диакон говорит: «Возлюбим друг друга», все делают три поясных поклона, говоря тайно: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь – Утверждение мое и Прибежище мое». Протодиакон снимает митру с архиерея; архиерей целует дискос, говоря: «Святый Боже», Чашу, говоря: «Святый Крепкий» и престол: «Святый Безсмертный, помилуй нас», становится возле престола с правой стороны на орлеце. Также целуют дискос, потир и престол все священники и подходят к архиерею. На его приветствие «Христос посреде нас» они отвечают: «И есть, и будет» и целуют архиерея в правое плечо, в левое плечо и руку и, облобызавшись таким же образом между собою (иногда, при большом количестве сослужащих, целуют друг у друга только руку), становятся у престола на свои места. (Слова «Христос посреде нас» всегда говорит старший). После того, как диакон возгласит «Двери, двери, премудростию вонмем» (в древних списках – «премудрости вонмем») и начнется пение «Верую…», иереи берут воздух за края и веют им над Дарами и над преклоненною над престолом главою архиерея, вместе с ним про себя читая «Верую…». По прочтении Символа Веры архиерей целует Крест на воздухе, младший иерей левой стороной уносит воздух на жертвенник, протодиакон надевает митру на архиерея. Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею, берут трикирий и дикирий и подают архиерею, целуя его руку.

Освящение Даров

Диакон возглашает на солее: «Станем добре, станем со страхом…» и входит в алтарь. Певчие поют: «Милость мира…» Архиерей выходит на амвон с трикирием и дикирием и, обратившись лицом к народу, возглашает: «благодать Господа нашего Иисуса Христа…»

Певцы: «И со духом твоим».

Архиерей (осеняя южную сторону): «Горе имеим сердца».

Певчие поют: «Имамы ко Господу».

Архиерей, осеняя северную сторону, произносит: «Благодарим Господа».

Певчие поют: «Достойно и праведно…»

Архиерей возвращается в алтарь, иподиаконы принимают от него трикирий и дикирий и ставят их на место. Архиерей и иереи читают молитву «Достойно и праведно Тя пети…»

Первый диакон, поцеловав престол и поклонившись архиерею, берёт тремя перстами правой руки с орарем звездицу и при возглашении архиереем «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» касается ею дискоса сверху с четырех сторон (крестообразно – с востока, запада, севера и юга), целует звездицу, складывает её, полагает на левой стороне престола выше Креста и затем вместе с протодиаконом, поцеловав престол, кланяется архиерею. На клиросе поют «Свят, свят, свят Господь Саваоф…»

Архиерей и иереи читают молитву «С сими и мы блаженными силами…» По окончании молитвы протодиакон снимает с архиерея митру.

Протодиакон правой рукой с орарем указует на дискос, когда и архиерей, указуя рукой на дискос, произносит: «Приимите, ядите…», и на Чашу, когда архиерей, указуя на потир, возглашает: «Пийте от нея вси…» При возглашении «Твоя от Твоих…» протодиакон правой рукой с орарем берёт дискос, а левой, ниже правой, – потир и приподнимает их вверх над антиминсом. Певчие поют: «Тебе поем…»; архиерей и иереи читают положенные тайные молитвы.

Архиерей с воздеянием рук вполголоса молится: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» (священники – тайно), трижды, каждый раз с поклоном. Протодиакон, а с ним тайно и все диаконы произносят стихи «Сердце чисто созижди…(после чтения «Господи, иже Пресвятаго…» в первый раз) и «Не отвержи мене…» (после второго чтения «Господи, Иже Пресвятаго…»).

После третьего чтения архиереем «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» протодиакон, указуя орарем на дискос, произносит: «Благослови, Владыко, Святый Хлеб». Архиерей глаголет тихо (священники – тайно): «И сотвори убо Хлеб сей…» и благословляет Хлеб (в практике – обычно только агнец) правой рукой. Протодиакон: «Аминь»; указуя на потир, произносит: «Благослови, Владыко, Святую Чашу». Архиерей тихо глаголет: «А еже в Чаши сей…» (священники – тайно) и благословляет потир. Протодиакон: «Аминь»; указуя на дискос и потир, глаголет: «Благослови, Владыко, обоя». Архиерей (священники – тайно) глаголет: «Преложив Духом Твоим Святым» и благословляет дискос и потир вместе. Протодиакон: «Аминь», трижды. Все находящиеся в алтаре совершают земной поклон. Затем протодиакон, обратившись к архиерею, произносит: «Помяни нас, Владыко святый»; все диаконы подходят к архиерею и преклоняют главы, держа орари тремя перстами правой руки. Архиерей благословляет их обеими руками, говоря: «Да помянет Вас Господь Бог…» Протодиакон и все диаконы отвечают: «Аминь» и отходят.

Архиерей и иереи читают молитву «Якоже быти причащающимся…» По окончании молитвы и пения на клиросе «Тебе поем…», протодиакон возлагает на архиерея митру, диакон подает кадило, и архиерей, кадя пред Святыми Дарами, возглашает: «Изрядно о Пресвятей…» Затем архиерей отдает кадильницу диакону, который кадит престол, горнее место, архиерея трижды по трижды, священников и опять престол (стоя справа от архиерея), совершает поклон архиерею от восточной правой стороны престола и отходит. Архиерей и иереи читают молитву «О святем Иоанне пророце…» Певчие поют «Достойно есть…» или задостойник дня.

При окончании пения «Достойно есть…» протодиакон целует престол, руку архиерея, становится лицом на запад в царских вратах и, наводя правой рукой с орарем, возглашает: «И всех и вся». Архиерей: «В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего…»

Первенствующий священник: «Помяни, Господи, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек), митрополита (архиепископа, епископа) (его же епархия – титул), егоже даруй Святей Твоей Церкви в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины» и подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку. Архиерей, благословляя его, глаголет: «Священство (протоиерейство и пр.) твое да помянет Господь…»

Протодиакон, стоя в царских вратах и обратясь лицом к народу, велегласно глаголет: «Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек), митрополита (архиепископа, епископа) (его же епархия – титул) (или: Преосвященных по именам и с титулами, если совершают литургию несколько архиереев), приносящаго (или приносящих) (входит в алтарь) Святыя Дары сия (указует на потир и дискос) Господеви Богу нашему (подходит к горнему месту, крестится, делает поклон и, поклонившись архиерею, идет и становится в царских вратах): о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Московстем и всея Руси Алексие, о Преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех и о всем священничестем и иночестем чине, о Богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих, о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех прежде почивших православных, о спасении людей предстоящих и ихже кийждо в помышлении имать и о всех и за вся» (идет к горнему месту, крестится, делает один поклон, затем идет к архиерею, целует руку его, говоря: «Ис полла эти, деспота», архиерей же благословляет его). Певчие: «И о всех и за вся».

По возгласе архиерея «И даждь нам единеми усты…» все в алтаре ему кланяются в ответ на его благословение, второй диакон исходит на амвон чрез северные двери и после благословения архиереем народа с солеи при возглашении «И да будут милости…» говорит ектению «Вся святыя помянувше…»

Есть обычай, что, когда архиерей прочитает молитву «Тебе предлагаем живот наш весь…», с правой стороны к престолу подходит в фелони священник проповедник, целует престол (первенствующий иерей подает архиерею Крест, лежащий на правой стороне престола), Крест и руку благословляющего его архиерея, кланяется ему и отходит. Первенствующий принимает от архиерея Крест и, поцеловав его руку, полагает Крест на престол.

После ектении архиерей возглашает: «И сподоби нас, Владыко…» Народ поет «Отче наш». Архиерей: «Яко Твое есть Царство…» Певчие: «Аминь». Архиерей благословляет народ руками, возглашая: «Мир всем». Певчие: « духови твоему». Диакон на солее: «Главы ваша Господеви приклоните». Певчие: «Тебе, Господи».

Архиерей и священники, преклонив главы, тайно читают молитву «Благодарим Тя…» Диаконы препоясуются орарями крестовидно. Архиерей произносит возглас: «Благодатию и щедротами…» Лик: «Аминь». Архиерей и священники тайно читают молитву «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш…»

После молитвы протодиакон снимает с архиерея митру, иподиаконы возлагают на архиерея малый омофор, затворяют царские врата и закрывают их завесой. Диакон на амвоне возглашает: «Вонмем!» и входит в алтарь. Свещеносец ставит свечу против царских врат и с посошником также входит в алтарь.

Архиерей, сотворив три поклона с сослужащими, возглашает: «Святая святым». Певчие поют: «Един свят…» и затем причастен (киноник) дня.

Причащение

Протодиакон (стоя справа от архиерея): «Раздроби, Владыко, Святый Агнец». Архиерей: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий…».

Протодиакон, указуя орарем на потир: «Исполни, Владыко, святый потир». Архиерей опускает часть Агнца с надписанием «Иисус» в потир, произнося: «Исполнение Духа Святаго». Протодиакон отвечает: «Аминь» и, поднося теплоту, говорит: «Благослови, Владыко, теплоту». Архиерей благословляет теплоту со словами: «Благословенна теплота святых Твоих всегда…» Протодиакон: «Аминь»; вливая теплоту в потир крестовидно, говорит: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь».

Архиерей раздробляет часть с надписанием «Христос» по числу причащающихся священнослужителей. Протодиакон и диаконы становятся в это время между горним местом и престолом, целуют друг друга в правое плечо; есть обычай, что старший при этом произносит: «Христос посреде нас», а младшие отвечают: «И есть, и будет». Архиерей, обращаясь ко всем, говорит: «Простите ми, братие и сослужителие». Сослужащие, кланяясь архиерею, отвечают: «Бог ти простит, Преосвященнейший Владыко. Прости и нас, Преосвященнейший Владыко, и благослови». Архиерей, благословив всех и сотворив поклон пред престолом [5] со словами «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему», берет частицу Святого Тела Господня, читает вместе со священнослужащими «Верую, Господи, и исповедую…» [6] и причащается Святого Тела, а затем Крови Господней.

При причащении архиерея от Чаши протодиакон обычно говорит: «Аминь. Аминь. Аминь.» (или: «Во имя Отца. И Сына. И Святаго Духа». Или «Слава Тебе, Боже», трижды). «Ис полла эти, деспота» [7] , а затем, обращаясь к иереям и диаконам, приглашает: «Архимандрити, протоиереи, иереи и диакони, приступите». Все подходят к архиерею с левой стороны престола со словами «Се, прихожду…» и «Преподаждь ми…» и причащаются Святых Тела и Крови Господних с благоговением и со вниманием к Святыне.

Священники, когда примут Тело Господне, переходят около престола (ни в коем случае не позади священнослужащих) через горнее место на правую сторону престола, где над престолом причащаются Святого Тела. Диаконы обычно причащаются Тела Христова на левой стороне престола. Святой Крови Господней священников причащает архиерей на правой стороне престола, а диаконов – обычно первый из иереев или сам архиерей, аще изволит. Ставленники – диаконы и пресвитеры причащаются первыми (обычно же, диакон – после протодиакона, пресвитер – после первого иерея).

По причащении духовенства один из священников раздробляет части Агнца с надписаниями НI и КА и опускает их в потир для причащения мирян.

Архиерей становится на правой стороне от престола, читает молитву «Благодарим Тя, Человеколюбче…», принимает просфору, вкушает антидор и теплоту, омывает руки и уста и читает (обычно сам) благодарственные молитвы. Подающий теплоту должен на блюде поставить ковшец так, чтобы удобно было его взять архиерею, а именно: просфору полагает направо (от себя) и поверх просфоры полагает антидор, а ковшец ставит налево, налево же должна быть обращена и ручка ковша.

Когда архиерей прочитает благодарственные молитвы, все находящиеся в алтаре подходят к нему под благословение.

По окончании проповеди или пения на клиросе свещеносец и посошник становятся на свои места, иподиаконы с дикирием и трикирием выходят на амвон. Царские врата открываются, и архиерей, надев митру, дает потир протодиакону, который, поцеловав руку архиерея, становится в царских вратах и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Певчие: «благословен Грядый во имя Господне…».

Если есть причастники из народа, то архиерей, взяв потир, на краю амвона причащает их при пении: «Тело Христово приимите…».

Затем архиерей ставит Святую Чашу на престол, снова выходит на солею, принимает от иподиаконов трикирий и дикирий и благословляет народ со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певчие: «Ис полла…», «Видехом свет истинный…». Один из священников в это время опускает все частицы с дискоса в потир, читая тайно положенные молитвы [8] . Он же полагает звездицу и один покровец на дискос, другим покрывает Чашу.

Архиерей, став у престола, берёт у диакона кадило и кадит Святые Дары, произнося тихо: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», отдает кадило диакону, дискос с звездицею и покровцем – протодиакону, который, в предшествии кадящего на дискос диакона переносит дискос на жертвенник.

Архиерей берет Чашу с покровцем со словами: «Благословен Бог наш» (тихо). Первенствующий иерей, целуя руку архиерея, принимает от него Чашу обеими руками, идёт к царским вратам [9] , где возглашает, подняв немного кверху Чашу: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков», а затем идёт к жертвеннику; диакон кадит на Чашу. Певчие: «Аминь. Да исполнятся уста наша…». По поставлении Чаши на жертвеннике Святые Дары покрываются воздухом [10] , первый иерей кадит на них, и возжигается пред ними свеча.

Окончание литургии

Протодиакон, помолившись к востоку и поклонившись архиерею, исходит из алтаря северной дверью и говорит ектению «Прости, приимше…» (если есть ставленник-диакон, то эту ектению произносит он, выйдя на солею вместе с протодиаконом). Во время ектеньи архиерей со священниками складывает антиминс, первый иерей подает архиерею с горней стороны престола евангелие (иногда второй иерей подает малое, молебное евангелие), которым, произнося возглас «Яко Ты еси Освящение наше…», архиерей крестообразно знаменует над антиминсом, а затем, поцеловав евангелие, полагает его на антиминс. Певчие поют: «Аминь». Архиерей: «С миром изыдем». Певчие: «О имени Господни».

Младший священник (если есть, то ставленник), целует престол и, поклонившись на благословение архиерея, исходит из алтаря царскими вратами и становится ниже амвона, лицом к престолу. Протодиакон или диакон-ставленник: «Господу помолимся». Певчие: «Господи, помилуй». Священник читает заамвонную молитву «Благословляяй благословящия Тя, Господи…» Протодиакон или диакон-ставленник во время чтения молитвы стоит перед иконой Спасителя, подняв правую руку с орарем.

Диакон, помолившись к востоку, становится с левой стороны престола, полагает на краю престола крестообразно руки и приклоняет на них главу. Архиерей благословляет его над главою и читает над ним конечную молитву, «внегда потребити Святая»: «Исполнение закона и пророков…» (на литургии Василия Великого – «Исполнися и совершися...»). Диакон крестится, целует престол и, поклонившись архиерею, отходит к жертвеннику потреблять Святые Дары.

Протодиакон и диакон-ставленник при конце заамвонной молитвы входят в алтарь южной дверью к горнему месту, крестятся и делают поклон; священник, прочитав заамвонную молитву, чрез царские врата входит в алтарь, целует престол, становится последним на левой стороне престола и вместе с протодиаконом и диаконом кланяется архиерею. Певчие: «Буди имя Господне…».

Архиерей, благословляя народ в царских вратах обеими руками, говорит: «Благословение Господне на вас…» Певчие: «Аминь».

Архиерей (обратясь к востоку): «Слава Тебе, Христе Боже…». Певчие: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Владыко, благослови».

Архиерей лицом к народу произносит отпуст, держа в руках трикирий и дикирий и затем, осенив ими молящихся, входит в алтарь, целует престол, и иподиаконы изодеяют его от священных одежд (пред престолом или справа от него). Певчие: «Ис полла…» и многолетствование: «Великаго господина и отца нашего…».

Иереи, поцеловав престол и поклонившись архиерею, совлачаются также от священных одежд.

Иподиаконы, поставив трикирий и дикирий на места, снимают с архиерея священные одежды и полагают их на блюдо. Протодиакон читает положенные при этом молитвы: «Ныне отпущаеши», тропари и прочее. Архиерей произносит отпуст малый. Иподиаконы подают архиерею и возлагают на него крест и панагию, мантию и клобук, четки. По малом отпусте архиерей благословляет общим благословением всех присутствующих в алтаре, и исходит в царские врата на солею. Посошник подает ему жезл, архиерей молится, обращаясь к иконам Спасителя и Божией Матери. Певчие поют: «Тон дэспотин…». Архиерей благословляет народ общим благословением с амвона, затем с амвона или с кафедры благословляет в отдельности каждого из народа.

После благословения архиерей идет к западным дверям из храма в притвор, становится на орлец лицом к востоку, отдает жезл посошнику, иподиаконы снимают с него мантию.

О звоне [11]

Звон к литургии в большой колокол начинается в указанное время. При приближении архиерея ко храму бывает звон «во вся» (трезвон); когда архиерей войдет в храм, звон «во вся» прекращается и продолжается в один колокол до начала облачения архиерея.

В начале 6-го часа – звон «во вся»; если же есть посвящение в стихарь или во иподиакона, звон начинается по прочтении архиереем молитв.

Во время пения «Верую» – звон в один колокол, к «Достойно» – 12 ударов.

Во время причащения мирян – звон к молебну.

По выходе архиерея из храма – звон «во вся».

Об орлецах

Орлец постилается под ноги архиерея так, чтобы глава орла была обращена в ту сторону, в которую станет лицом архиерей. В алтаре орлецы постилают иподиаконы, на солее и в других местах храма – посошник.

До прибытия архиерея в храм посошник полагает орлецы на солее пред царскими вратами, пред иконами Спасителя и Божией Матери, храмовой или праздничной, пред амвоном и у входа в храм из притвора, где будет встреча архиерея.

Когда после встречи архиерей проходит к амвону, посошник берёт орлец у входа и постилает его на облачальном месте (на кафедре); когда архиерей восходит на солею, посошник берёт орлец с того места, где стоял архиерей, и постилает на край амвона главой на запад. С солеи и амвона орлецы убирает свещеносец, когда архиерей уходит на облачальное место.

Пред малым входом иподиаконы постилают орлецы в алтаре кругом престола и на половине расстояния между жертвенником и престолом. Во время малого входа посошник постилает орлец на край амвона (главой орла на запад), другой – на средине между царскими вратами и амвоном (на восток) и убирает их после молитвы архиерея «Призри с небесе, Боже…».

По окаждении архиереем алтаря иподиаконы убирают орлецы. Оставляя два или три орлеца пред престолом и один постилая на горнем месте. Во время чтения евангелия постилается один орлец на солее впереди аналоя. Пред пением Херувимской песни полагаются орлецы в царских вратах, пред жертвенником и против левого переднего угла престола (пред кафедрой [12] ), если будет хиротония во пресвитера; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры этот орлец убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола.

При пении Херувимской песни орлец в царских вратах перестилается на шаг или два к западу для принятия Святых Даров архиереем и затем на осенение трикирием и дикирием. При словах «Возлюбим друг друга…» полагается орлец у правого переднего угла престола, и пока архиерей стоит на этом орлеце, убирается орлец пред престолом. По окончании пения «Верую…» постилается орлец на конец амвона; на возглашение «И да будут милости Великаго Бога…» – в царских вратах; по пении «Отче наш» – там же. (По возгласе «И да будут милости…» полагается орлец у левого переднего угла престола, пред кафедрой, если будет хиротония во диакона; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры он убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола).

Перед причащением народа полагается орлец там, где будет архиерей причащать. По заамвонной молитве постилаются орлецы пред царскими вратами (на отпуст литургии и на моление архиерея по выходе из алтаря после снятия священных одежд), на краю амвона – для общего благословения народа, на нижней ступени кафедры (обычно – тоже на краю амвона) – для благословения в отдельности каждого из народа; у выхода из храма – где будет архиерей снимать мантию.




[1] В основе публикации ЖМП лежал текст «Руководства для священно-церковнослужителей при архиерейском служении литургии святого Иоанна Златоустого», изданный в 1915 году в Перми (и с незначительными изменениями, касающимися поминовения церковных властей, впоследствии опубликованный отдельной брошюрой в 1997 г. В Нижнем Новгороде, а в 2000 г. – на страницах «Вестника СПБ епархии»).

В настоящей редакции этот текст также был опубликован отдельной брошюрой в 2001 г. в Киеве. Редакция ЖМП также носит малозначительные изменения относительно издания 1915 года, оговоренные здесь в соответствующих сносках. (А-ъ)

[2] Эти возгласы служат завершением молитв на вход в храм, которые начинает архиерей обычно при приближении к храму, читая тайно: «Благословен Бог наш…», тропарь храма и проч.

[3] Первые постилают орлецы у жертвенника (Пермь, 1915). (А-ъ)

[4] В пермской редакции о «вратах» ничего не говорится. (А-ъ)

[5] Кланяется и на запад, как бы испрашивая прощения у народа (Пермь, 1915). (А-ъ)

[6] В это время книгодержец переносит архиерейский стул на правую сторону алтаря, иподиаконы готовят архиерею просфору и теплоту, принадлежности для омовения рук и уст (Пермь, 1915). (А-ъ)

[7] В пермском варианте говорится только о троекратном произнесении «Ис полла эти, деспота». (А-ъ)

[8] В редакции 1915 года указывается, что частицы в чашу погружает протодиакон или диакон, что согласно и с указаниями Чиновника. (А-ъ)

[9] Поддерживаемый при этом двумя иереями – третьим и вторым (Пермь, 1915) (А-ъ)

[10] В пермской редакции нет покровения Чаши воздухом. (А-ъ)

[11] Эта главка взята из редакции 1915 года, в редакции ЖМП она отсутствует. (А-ъ)

[12] Здесь: сидение для архиерея у левого переднего угла престола, поставляемое при обхождении престола ставленником.