Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

Руководство для участвующих в служении с архиереем литургии (д. Феодор Соколов, 1888)
Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора (прот. Николай Розанов, 1901)
Таблицы рядовых церковных служб и примечания к ним (С.В. Булгаков, 1913)
Указатель порядка архиерейских служений (прот. Сергий Диомидов, 1915)
Распоряжение Митрополита Антония о каждении в церкви (м. Антоний (Храповицкий), б/д)
Указания для церковно-священнослужителей при совершении архиерейской литургии (ЖМП, 1976)
Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином (ЖМП, 1982)
Каждение в конце проскомидии (прот. Валерий Лукьянов, 1999)
Проскомидия или практическое руководство по совершению божественной литургии (архим. Спиридон (Лукич), 2001)
Порядок архиерейских богослужений (иерод. Константин (Островский), 2002)
Указания для ставленников во иерея и диакона (иерод. Константин (Островский), 2002)
Освящение каменных престолов (Из сборника "Освящение храма", 2006)
Чин погребения неправославного
Библиотека Богослужение (Указания, руководства, заметки) Распоряжение Митрополита Антония о каждении в церкви (м. Антоний (Храповицкий), б/д)
Печать

РАСПОРЯЖЕНИЕ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО)
О КАЖДЕНИИ В ЦЕРКВИ


По журналу "Русский пастырь" № 1 (1988 г.)

Местные священнослужители видимо мало справляются с Типиконом, потому что большинству их неизвестна глава "О каждении".

Должно кадить сперва св. престол с четырех сторон, не поднимая кадила выше престола; затем горнее место и прочие иконы алтаря; если же на жертвеннике стоят Св. Дары, то непосредственно после престола кадится жертвенник, потом горнее место и пр. Выходя из алтаря царскими дверями, священнослужитель кадит ту и другую дверь, затем, выйдя в церковь, кадит прежде Тайную Вечерю, затем образ Спасителя, затем икону, что рядом со Спасителем и пр. иконы правой стороны; после сего он возвращается к левой стороне, кадит Богородичный образ и пр. иконы левой стороны. Затем снова становится на амвоне и кадит лики певцов и весь народ, а после этого спускается вниз и кадит все иконы в храме и, возвратившись, становится на амвоне, опять кадит иконы Тайной Вечери, Спаса и Пречистой и, войдя в алтарь, кадит престол спереди.

Ошибочно поступает большинство здешних иереев и диаконов, когда кадит сперва обе местные иконы, и потом уже прочие образа иконостаса. Некоторые же допускают и другую ошибку: окадят сперва вокруг всю церковь и потом уже, возвратившись на амвон, кадят народ. Наконец, многие не знают, когда каждение бывает полное и когда неполное. У нас на Волыни допускается чаще всего такой обычай каждения: кадится алтарь, весь иконостас и народ. Такого каждения никогда не бывает по Уставу. Когда кадится весь иконостас, то кадится и весь храм, а если весь храм не кадится, то только алтарь, местные иконы и народ. Если мы назовем первое каждение (всего храма) великим, а второе – малым, то должно знать, что великое каждение бывает: в начале всенощной (а если утреня служится отдельно, то в начале утрени), на "Господи воззвах" (собственно на стихирах на "Господи воззвах"), на полиелее, на девятой песне канона и на часах перед литургией; малое каждение бывает за литургией на чтении Апостола (собственно на пении аллилуия) и на Херувимской. На "Достойно" кадится только алтарь; также во время Преждеосвященной на "Ныне Силы Небесные".

Кадить должно, не отделяя локтя от поясницы и совершая по три взмаха кадилом: первый взмах – стоя прямо, второй взмах – наклоняя голову, а третий – поднимая.

Должно учить народ кланяться, когда на него кадят, надо не креститься при этом. Только на Святой Седмице, когда иерей кадит народ с крестом и приветствует его, то народ осеняет себя крестным знамением, отвечая: "Воистину воскресе!"

Также следует учить народ, что, при благословении его свечами или рукою иерея или архиерея, должно только кланяться, а при благословении крестом, Евангелием или образом – креститься и кланяться; так же и при окроплении святой водой.