Феофан затворник. Два святителя Тихон Задонский и Феофан Затворник

Паломнические поездки.

Руководство для участвующих в служении с архиереем литургии (д. Феодор Соколов, 1888)
Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора (прот. Николай Розанов, 1901)
Таблицы рядовых церковных служб и примечания к ним (С.В. Булгаков, 1913)
Указатель порядка архиерейских служений (прот. Сергий Диомидов, 1915)
Распоряжение Митрополита Антония о каждении в церкви (м. Антоний (Храповицкий), б/д)
Указания для церковно-священнослужителей при совершении архиерейской литургии (ЖМП, 1976)
Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином (ЖМП, 1982)
Каждение в конце проскомидии (прот. Валерий Лукьянов, 1999)
Проскомидия или практическое руководство по совершению божественной литургии (архим. Спиридон (Лукич), 2001)
Порядок архиерейских богослужений (иерод. Константин (Островский), 2002)
Указания для ставленников во иерея и диакона (иерод. Константин (Островский), 2002)
Освящение каменных престолов (Из сборника "Освящение храма", 2006)
Чин погребения неправославного
Библиотека Богослужение (Указания, руководства, заметки) Таблицы рядовых церковных служб и примечания к ним (С.В. Булгаков, 1913)
Печать

ТАБЛИЦЫ РЯДОВЫХ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ И ПРИМЕЧАНИЯ К НИМ

(Настольная книга священно- церковнослужителя. С.В.Булгаков)


I. Вечерня

II. Повечерие

III. Полунощница

IV. Утреня

V. Часы вседневные

VI. Изобразительные

VII. Литургия св. Иоанна Златоустаго

VIII. Литургия преждеосвященных Даров

IX. Архиерейское служение литургии




VIII. ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ [1]

(Слова, произносимые священником, и действия, им совершаемые, в таблице ничем не отмечены; слова, произносимые диаконом, и совершаемые им действия отмечены одной звездочкой; слова же, читаемые или поемые ликом или чтецом, отмечены двумя звездочками).

Диакон по обычаю став на амвоне возглашает:

*Благослови, владыко.

Священник, стоя пред святою трапезою во олтаре возгласно глаголет:

Благословенно царство.

**Аминь.

**Приидите поклонимся (3-жды).

**Благослови душе моя (103-й псалом).

Слава и ныне. Аллилуия (3-жды).

Светильничные молитвы (4-я, 5-я, 6-я и 7-я).[2]

*Ектения великая: Миром Господу.

Яко подобает Тебе (возглас). **Аминь.

**Стихословие 18-й кафизмы.[3]

**Первый антифон.

Наченшуся же стихословию[4], отходит священник во св. предложение: и взем преждеосвященный хлеб от хлебоносца[5], полагает и (его) со благоговением многим во св. дискос, вложив во св. чашу вино и воду обычно, ничтоже глаголя. И взем кадильницу кадит звездицу и покровы: и покрыв я ничтоже отнюдь глаголя, ниже молитву предложения, но токмо: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Молитва: Господи щедрый.

*Малая ектения.

Яко Твоя держава (возглас). **Аминь.

**Второй антифон.

Молитва: Господи да не яростию.

*Малая ектения.

Яко благ (возглас). **Аминь.

*Третий антифон.

Молитва: Господи Боже наш.

*Малая ектения.

Яко ты еси Бог наш (возглас).

**Аминь.

**Господи воззвах.

Каждение.

**Стихиры на Господи воззвах.

При пении стихиры на Слава, и ныне, или на И ныне, открываются царские двери и совершается
вход с кадильницею.[6]

Молитва входа (вся, кончая «Аминь», тайно): Вечер, и заутра. По конце же стихир, глаголет диакон, или священник, возгласно: Премудрость, прости. И поют лики: Свете Тихий.

*Вонмем. Мир всем. **И духови твоему.[7] *Премудрость.

**Прокимен.

**Бытия чтение.[8] *Вонмем.

Затворение царских врат.

**Паремия.

*Вонмем.

**Прокимен второй.

Отверстие царских врат.

*Повелите.[9]

И по исполнении сего, держа священник свещник со свещею (одною) и с кадильницею обема рукама, стоит пред св. трапезою, зря к востоком, и назнаменуя крест, глаголет возгласно:

Премудрость, прости.

Таже обратясь на запад к народу, глаголет:

Свет Христов просвещает всех.[10]

Затворение царских врат.

**Притчей чтение. *Вонмем.

**Паремия.

Мир ти. **И духови твоему.

*Премудрость.

**Да исправится молитва моя.[11]

Преклонение колен.[12]

И по исполнении творим (с молитвою Господи и Владыко живота моего[13]) поклоны три.[14]

*Ектения Рцем вси.

Молитва прилежного моления:

Господи Боже наш, прилежное.

Яко милостив (возглас). **Аминь.[15]

*Ектения о оглашенных.

Молитва о оглашенных:[16]

Боже, Боже наш.

Да и тии (возглас). **Аминь.[17]

Развертывание антиминса (см. Чин.)[18]

**Аминь.

*Елицы оглашеннии, изыдите.

*Ектения: Елицы вернии.

Молитва верных первая:

Боже великий и хвальный.

*Премудрость.

Яко подобает (возглас). **Аминь.

*Ектения: Паки и паки.[19]

Молитва вторая верных:

Владыко святый.

*Премудрость.

По дару Христа Твоего (возглас).

**Аминь.

Отверстие царских врат.

**Ныне силы небесныя.

Сему же певаему, входит диакон северною страною во святый олтарь и, читая 50-й псалом, кадит[20] святую трапезу (точию сопреди, 3-жды – см. Чин.) и св. предложение и священника и, ставше вкупе, глаголют:[21]
Ныне силы небесныя, 3-жды.[22] И поклонившеся трижды, отходят в предложение. И взем священник воздух, полагает на рамо диакону: святый же дискос с Божественными тайнами приемлет десницею, и поставляет на главу свою: потир же с вином взем в шуйцу свою при персех несет.[23] Диакон же с кадильницею точию предходя кадит часто.

Великий вход.[24]

Идуще же ничтоже глаголют.

**Верою и любовию.

И вшед полагает я (св. Дары) священник по обычаю на св. трапезе, вземлет покровцы со св. Даров, берет воздух с плеча диакона, надносит его на кадильницу и с благоуханием покрывает им св. Дары (Чиновн.), ничесоже глаголя над ними, точию кадит я.

Затворение царских врат и закрытие завесы.[25]

По происхождении св. Даров, исполняему Ныне силы небесныя, полагаем поклона три.[26]

Таже диакон, взем время[27], исходит на обычное место, и глаголет
ектению: Исполним вечернюю.

Молитва: Иже неизреченных.

И сподоби нас (возглас).

**Отче наш. Иерей возглашает:

Яко Твое есть царство. **Аминь.

Мир всем. **И духови твоему.

*Глава наша Господеви приклоним.

**Тебе Господи. Священник преклонься
молится: Боже единый.

Благодатию и щедротами (возглас).

**Аминь. Священник молится:
Вонми, Господи.

По молитве же священник и диакон поклоняются трижды, глаголюще (тайно):
Боже, очисти мя грешнаго.[28]

Егда имать (священник) вознести св. хлеб, не открывает святая: но еще покровенным сущим Божественным Даром, вложив руку, касается животворящаго Тела со благоговением и страхом многим.[29]

*Вонмем.

Преждеосвященная святая святым.

**Един свят.

**Причастен: Вкусите и видите. Аллилуиа, 3-жды.[30]

Раздробление св. Агнца и влитие теплоты в потир.[31]

Приобщение священнослужителей.[32]

Диакон, взем св. дискос, надносит верху св. потира, и спрятает святая, ничтоже глаголя и, поклонився трижды, отверзает царская врата.

Взем св. потир, глаголет:

*Со страхом Божиим.[33]

**Благословлю Господа, кончая словами: во устех моих.

Спаси, Господи, люди Твоя.[34]

**Хлеб небесный.[35]

И, покадив святая трижды, священник отдает кадило диакону: и взем св. дискос поставляет на главу диаконю, и диакон, взем и (его) со благоговением, зря вне ко дверем, ничтоже глаголя, отходит к предложению и поставляет и. Священник же, поклонився, взем св. потир и обращься ко дверем, зрит к людям, глаголя тайно:

Благословен Бог наш: и возгласно:

Всегда, ныне и присно, и во веки веков.

И относит святая к жертвеннику.[36]

**Аминь. **Да исполнятся уста.[37]

*Ектения: Прости приимше.

Возглас: Яко Ты еси.[38] **Аминь.

С миром изыдем.

**О имени Господни.

*Господу помолимся.

**Господи помилуй.

Заамвонная молитва:

Владыко Вседержителю. **Аминь.

**Буди имя Господне (3-жды).[39]

**Слава, и ныне.

**Благословлю Господа (Пс. 33-й).

Молитва глаголемая, внегда потребити святая: Господи Боже.

Священник же исходит (из алтаря) и, став на обычнем месте, раздает антидор.[40]

Отпуст:[41]

Христос истинный Бог.[42]

Многолетие.[43]

По отпусте же, молитвы благодарныя. Таже: Ныне отпущаеши, Трисвятое. По Отче наш, тропарь, гл. 4: Правило веры, Слава, и ныне. Богородичен: Предстательство христиан.




[1] Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается. Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце.

  • Литургия преждеосвященных Даров совершается на Агнце, освященном прежде – на литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого. Отсюда понятно, что на литургии преждеосвященных Даров не должны быть вынимаемы частицы из просфор. Опускать эти частицы в чашу и произносить «Отмый, Господи, кровию» нельзя; потому что в чаше вино «не пресущественно в кровь Божественную». Равным образом и хранение таковых частиц до следующей литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого положительно не имеет никакого основания.

  • Входные молитвы читаются после великих поклонов, когда поют: «Во царствии Твоем»; молитвы читаются те же и так же, какие и как на литургии св. Иоанна Златоуста; только опускается молитва «Господи, ниспосли руку» (чтение каковой молитвы было бы неуместно, потому что священник в ней испрашивает у Господа укрепление на совершение бескровного священнодействия, между тем как это священнодействие уже совершено при приготовлении Агнца для преждеосвященной литургии и на сей последней не бывает «совершения жертвы»). Войдя в алтарь, священник, обыкновенно, трижды покланяется пред св. трапезою, целует престол, крест на нем и Евангелие, а затем облачается в священные одежды.

  • При облачении в каждую одежду священник творит над нею крест, целует и ничего не говорит, кроме «Господу помолимся». Облачение совершается до отпуста изобразительных.

  • Перед началом литургии молитвы «Царю небесный», «Слава в вышних», и проч. не читаются, не произносится «Время сотворити» и проч. (как на полной литургии); но, после троекратного поклонения пред св. трапезою (со словами «Боже, очисти мя грешнаго»), священник и диакон целуют престол (а в иных местах священник целует св. Евангелие, диакон же целует св. престол и св. крест на престоле), после чего диакон, приняв (молча) благословение у священника и поклонившись ему, исходит на обычное место пред царскими вратами и возглашает: «Благослови, владыко». Это возглашает диакон после изобразительных, на которых иерей говорит отпуст по обычаю.

  • Литургии преждеосвященных Даров предшествуют часы (3-й, 6-й и 9-й) с изобразительными и вечерня, которая поэтому и начинается возгласом «Благословенно царство». По Чиновнику, «архимандрит, или игумен, или протопресвитер, взем св. Евангелие обема рукама, и мало воздвиг е творит крест, глаголя: Благословенно царство, и полагает св. Евангелие на св. трапезе».

  • Священники снимают скуфьи и камилавки на целования св. икон во время пения «Во царствии Твоем» и т.д., как и пред началом полной литургии. Потом надевают их и стоят с покрытою головою до «Господи воззвах», или до перенесения св. Даров с престола на жертвенник. Окадивши здесь, т.е. у жертвенника, св. Дары, по обычаю, следует опять покрыть голову и в таком виде находиться до пения «Да исправится». На «Да исправится» скуфьи и камилавки опять должны быть снимаемы для выражения покаянного чувства, которое остальные молящиеся выражают более усиленным образом, стоя на коленях. Начиная с сугубой ектении, скуфьи и камилавки могут быть надеваемы до «Ныне силы небесныя»; затем они снимаются и не полагается надевать их до «Да исполнятся уста» и т.д., как и на полной литургии.

[2] Во время чтения 103-го псалма иерей пред царскими вратами читает светильничные молитвы (см. их в чине вечерни), начиная с четвертой молитвы («Немолчными песньми»), зане три первыя по ектениях глаголются» (Служеб.)

[3] Стихословие кафизмы перед литургией преждеосвященных Даров бывает не так, как за вечернею без литургии, именно: после возгласа «Яко подобает» и пения «Аминь», прямо начинается чтение кафизмы; между антифонами кафизмы и в конце её читается: «Слава и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллиуия, слава Тебе, Боже», 3-жды, и только; после сего тотчас произносится малая ектения. На каждой ектении иерей по порядку читает одну из первых трех вечерних (светильничных) молитв и в заключение произносит после каждой ектении возглас.

[4] Хотя в Служебнике предписывается совершать перенесение Даров на жертвенник во время стихословия кафизмы, но некоторые указывают совершать это перенесение во время пения стихир на «Господи воззвах», не объясняя, почему именно так следует поступать.

[5] Так как хлебоносец (дарохранительница) находится, обыкновенно, на престоле (или же на особом столе за престолом), то иерей, взяв св. Евангелие (лежащее на антиминсе), полагает его на престоле за антиминсом, разворачивает последний, идет (он или диакон) в предложение и, взяв оттуда св. дискос, поставляет его на раскрытый антиминс, а затем, взяв из хлебоносца преждеосвященный Агнец, полагает его со всяким благоговением на св. дискос; что дискос со св. Агнцем должно ставить на распростертом антиминсе, это можно заключить из того, что Евхаристия совершается на распростертом антиминсе (причем св. Дары остаются на нем до окончания литургии) и что просушивание запасных Даров совершается тоже на распростертом антиминсе; после положения св. Агнца на дискос, священник, поклонившись вместе с диаконом пред св. Дарами до земли, берет кадильницу и совершает каждение (в соучастии диакона, держащего в руке свечу) престола со всех сторон, обходя вокруг трижды, после чего, отдав кадильницу диакону и сотворив поклон до земли пред св. Дарами, полагает дискос на свою главу и в предшествии обращенного лицом к св. Дарам диакона, имеющего свечу и кадильницу, переносит, идя мимо горнего места, дискос на жертвенник. Поставив дискос на жертвенник, священник вливает в св. потир вино и воду, берет звездицу и, окадив ее, ставит на дискос над св. Агнцем, потом берет покровец и, окадивши его, покрывает дискос, окадивши другой покровец, покрывает им чашу, после чего, окадив воздух, покрывает им дискос и чашу, ставит свечу пред св. Дарами, кадит св. предложение и, сотворив земной поклон, идет к престолу, складывает антиминс и снова полагает на нем св.Евангелие. При совершении всех указанных действий священнослужители ничего из положенного на полной литургии не произносят, а только при каждом из этих действий священник говорит: «Господу помолимся, Господи помилуй», а в конце: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»; положенный на проскомидии отпуст и прочее тоже не произносятся.

  • По указанию некоторых, положение Агнца на дискос совершается во время первого антифона, каждение – во время второго, перенесение же Агнца на жертвенник – во время третьего антифона.

  • Диакон может переносить св. Агнец с престола на антиминс, но это излишне, так как ничто не мешает священнику самому сделать это.

  • На Юго-западе принято перед и после перенесения св. Даров на жертвенник (а равно и в некоторые другие моменты литургии преждеосвященных Даров) ударять в колокольчик; это обычай католический, не оправдываемый Служебником и духом православного богослужения.

[6] Когда полагается чтение Евангелия, то вход бывает с Евангелием (Уст., среда 1-й седм. Вел. поста).

[7] Это полагается по Чиновнику; кроме того, по «Служ. 1-я седм.» и «Служ. Стр. седм.», перед 1-м прокимном (после «Премудрость») возглашается – «Вонмем», а перед надписанием 1-й паремии – «Премудрость».

[8] Паремии «дне» см. в Триоди; иногда после обычных двух паремий полагаются еще паремии празднику см. Служеб. И в Уст. Мр. Гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт.); сначала читаются паремии дне (из Триоди), потом праздника (из Минеи).

[9] Молящиеся в это время, обыкновенно, повергаются на колена и преклоняют главы к земле. По мнению «Цер. Вестника», священнику, при служении без диакона, нет оснований произносить «Повелите».

[10] В древности осенение возженною свечею имело связь с наступлением сумерек и с возжжением в храме светильников. От светильника, выносимого из алтаря, зажигались прочие светильники храма. Но, имея первоначальную причину в простой потребности осветить храм, указанное действие рассматривалось и как знаменующее благодатное действие ииисуса Христа, просвещающего души верующих и, в частности, оглашенных, готовящихся ко крещению, которые, пред выходом их из храма, осенялись зажженной свечой, в знаменование благодатного света, получаемого в крещении. Допускаемое иными иереями осенение трикирием не согласно с Уставом и Служебником, указывающими употреблять для этого «свещник со свещею».

[11] Сначала чтец, стоя пред царскими вратами, поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя». И по пении чтеца лик поет то же. Таже чтец стих 1-й: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе». Стих 2-й: «Положи, Господи хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих». Стих 3-й: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». После каждого этого стиха лик поет: «Да исправится…» Затем чтец поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», а лик допевает: «Воздеяние руку моею жертва вечерняя».

  • Весь стих: «Да исправится» в начале и первая половина его в конце, а также и все тристиха, положенные пред «Да исправится», поются по Служебнику – чтецом, по Ирмологиону – священником, по Чиновнику – певцами. Там, где нет певцов, всего лучше, конечно, следовать Ирмологиону, если, конечно, иереи имеют достаточный голос и умеют петь, что, к сожалению, не всегда приходится встречать; тем более следует отнестись одобрительно к тем иереям, которые следуют Ирмологиону, потому что обыкновенно это оказывает особенно сильное воздействие на молитвенное настроение молящихся. Там, где при церкви один чтец, он же и певец, и где священник не принимает никакого участия в пении, - там певец, пропев первый раз «Да исправится», идет на клирос и поет следующие разы «Да исправится», стоя на клиросе; стихи же «Господи воззвах», «Положи Господи» и проч., произносит иерей. Последний раз «Да исправится» чтец поет среди церкви до слов «воздеяние руку», с этих же слов он доканчивает пение на клиросе.

  • Допустить девочек учениц к пению «Да исправится молитва моя» за амвоном запрещений нигде нет и это практикуется в женских учебных заведениях, имеющих свою церковь.

[12] «Подобает ведати, егда чтец поет «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все людие сущие во храме и во олтари, стоят на коленех, молящееся. Егда же начнет «Воздеяние руку моею» - востают. На прочих же стисех, при пении «Да исправится», егда который лик поет, и вся страна стоит: вторый же лик и страна народа колена приклоняют. Иерей же, стоя во олтари пред святою трапезою, прием кадильницу с фимиамом, кадит. Егда же чтец поет последнее «Да исправится», тогда и сам иерей, отдав кадильницу диакону, приклоняет колена, моляся». Таким образом, по Служебнику, преклоняет колена та сторона молящихся, лик которой не поет и который тоже преклоняет в это время колена; при пении же в первый раз всего и в последний раз половины стиха «Да исправится», кроме чтеца оба лика и весь народ преклоняют колена. Впрочем, это точно соблюдается в том случае, если участвует в пении и народ; если же народ не принимает этого участия, то указанный порядок преклонения колен не везде соблюдается, и народ, обыкновенно, стоит на коленах при пении все стихов, исключая пение последний раз второй половины «Да исправится». Что же касается иерея, то он, обыкновенно, отдает кадильницу диакону после пения «Не уклони сердца моего в словеса лукавствия», затем идет к жертвеннику; за ним, встав с колен, следует и диакон; пред жертвенником иерей кадит 3-жды и, отдав кадило диакону, возвращается к престолу и становится пред ним на колена; диакон же остается пред жертвенником и кадит, стоя пред ним, до конца пения «Да исправится».

  • В соборном служении при пении «Да исправится», одни из сослужащих иереев стоят коленопреклоненно при пении всех стихов, другие преклоняют колена попеременно, согласно указанию Устава, а третьи преклоняют колена лишь вместе с первенствующим – только при последнем стихе. Правильнее поступают, по-видимому, последние, так как в точности соблюдают указание Устава для действования иерея; первые же и вторые отождествляют себя с народом, которому Устав указывает попеременное преклонение колен (стоять на коленах все время введено лишь обычаем и при том там по преимуществу, где народ в пении вообще не участвует).

  • Уставом не положено открывать царские двери во время пения «Да исправится». В Триоди Постной (изд. 1828 г.) указано (см. в последовании среды 1-й седмицы - «зри») открывать их после пения «Да исправится», пред чтением Апостола и Евангелия, именно «Аще (случится) праздник Обретения честныя главы или святых 40 мучеников, тогда по окончании «Да исправится»: абие святым вратом отверстым, поем прокимен, апостол»; после прочтения Евангелия царские двери затворяются.

[13] См. ниже примечание 26.

[14] Иногда полагается после этого чтение Апостола и Евангелия (Уст. 24 фвр, 9 мрт, 34 и 35 хр. гл.), а иногда одного только Евангелия (см. Уст. Страст.седм.) Эти чтения сопровождаются теми же молитвословиями и священнодействиями, как и на литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.

  • Если положено чтение Апостола и Евангелия, то «малыя ектении не глаголем» (Уст. 24 фвр, 9 мрт, 34 и 35 хр. гл.)

[15] По мнению одних, не следует совершать поминовение на преждеосвященной литургии, так как эта литургия не может быть заупокойною в смысле умилостивительной жертвы за усопших, присоединение к этой литургии заупокойных Апостола, евангелия и ектении не имеет никакого основания, и в древней Церкви никогда оная литургия не совершалась в значении заупокойной; по мнению же других, можно поминать усопших и на преждеосвященной литургии после сугубой ектении, на том основании, что на этой ектении возносится прошение «о всех преждепочивших», а в Чиновнике после ектении «рцем вси» сказано: «и прочее по чину, якоже предписася в литургии И.Златоуста, даже до Помолитеся оглашеннии», каковым замечанием Чиновника допускается и чтение ектении за усопших; кроме того, чин благословения колива, непосредственно связываемый с литургией 1-й недели Великого поста, содержит, между прочим, следующие слова: «Благослови, всеблагий Царю, семена сия яже предложишася в память в благочестивой вере скончавшихся», следовательно в чине благословения колива можно усмотреть косвенное указание для поминовения усопших и среди литургии; наконец, по слову св. Симеона Солунского, на этой литургии «освящаемся воззрением очей и вместе ума на Господа, предлагаемого в умилостивление за нас, при чем мы должны припадать к Нему, просить прощения своих заблуждений и поминать всех верующих» (Новая Скрижаль), а в том числе, конечно, и умерших. На практике большинство священников и не отказывают в произнесении заупокойной ектении на литургии преждеосвященных Даров, кроме 1-й и Страстной седмиц.

[16] В Служебниках прежних изданий в надписании этой молитвы добавлялось: «прежде св. возношения». Под возношением в чине полной литургии разумеется проскомидия, совершавшаяся в древности после молитв об оглашенных; на преждеосвященной литургии проскомидии не бывает, и в рассматриваемом месте слово возношение объясняется, как взятое из полной литургии и понятое о возношении Даров с жертвенника на престол.

[17] Начиная от среды (но не ранее, хотя бы, например, во вторник и отправлялась литургия преждеосвященных Даров) Крестопоклонной седмицы после возгласа «Да и тии», полагаются на литургии преждеосвященных Даров (см. Служеб.), хотя бы случился и празднуемый день (но не на литургиях свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого), особые ектении и молитва (тайно читаемая иереем) о готовящихся к просвещению, т.е. крещению. Употребление этих молений в наше время, при отсутствии готовящихся ко крещению, напоминает нам о предназначении нашей Церкви ко всемирному распространению и побуждает молиться, да изведет Господь на жатву Свою делателей, которые бы собрали всех людей во едино стадо.

[18] Обыкновенно развертывается верхняя сторона антиминса; прочие стороны и илитон, в который завернут антиминс, развертываются ранее, после молитвы прилежного моления. См. прим. 76 к табл. Литургии.

[19] См. прим. 78 к табл. Литургии.

[20] При каждении читается тайно 50-й псалом; перед отхождением к жертвеннику иерей целует антиминс и престол, а диакон только престол.

[21] Молитву «Никто же достоин» священнику читать не следует, что ясно видно из самого содержания этой молитвы. «Но кадя (т.е. во время каждения, если диакон не участвует в служении литургии) священник глаголет 50-й псалом» (Служеб.)

[22] Священник глаголет «Ныне силы», имея при этом руки воздетыми горе.

[23] Целовав св. трапезу, священник идет к жертвеннику, где поклоняется 3-жды, произнося: «Боже, очисти мя грешнаго» (Чиновн.), затем кадит трижды и, отдав кадильницу диакону, возлагает на его плечо большой воздух, а если служит без диакона, то возлагает воздух себе на плечо (См. прим. 85 к табл. Литургии). При соборном служении на практике встречается, что предстоятель поставляет на свою главу дискос, а второй священник берет потир и несет его, держа при персех.

[24] Во время великого входа «вси людие» и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное «Христу Богу, в тайнах сущему»; «понеже совершенно предосвященны суть» (Уст., среда 1-й седм.); встают все по внесении св. Даров в алтарь, а певцы допевают песнь: «Ныне силы», со слов: «Верою и любовию».

  • По перенесении св. Даров, священник, во избежание каких-либо опасных случаев, прежде ставит св. потир на антиминсе, а потом уже обеими руками снимает с головы дискос.

[25] Обыкновенно, принято закрывать только одну половину завесы; другая же половина закрывается перед возглашением «Преждеосвященная Святая». Полузакрытие завесы на литургии преждеосвященной соответствует полному закрытию ея на полной литургии и имеет то же значение. Самое же полузакрытие составляет отличительную особенность литургии преждеосвященных, именно, как литургии неполной.

[26] Что по «Да исправится» должно совершать поклоны с молитвою пр. Ефрема Сирина (хотя о произнесении этой молитвы и не говорится в Служебнике и Уставе), это можно видеть из того, что эти поклоны иногда прямо называются «великими» (см. Устав, Мр. гл. 24 фвр, 25 мрт, «Служб. 1-й седм.» и «Служб. Стр. седм.»), а «идеже написано великий поклон, да творит великий, по изглаголании св. молитвы «Господи и Владыко». Поклоны по «Буди имя Господне» называются иногда «метаниями» (Уст. послед. среды 1-й седм. Вел. поста), а иногда «поклонами» (Уст. послед. пятка 1-й седм. Вел. поста); поклоны же по Великов входе везде называются только «поклонами». Относительно этих последних поклонов (т.е. по великом входе) в Служебнике говорится так: «По происхождении же св. Даров, исполняему «Ныне силы небесныя», творим поклоны три». Принимая во внимание сделанное здесь указание времени поклонов («по происхождении», «исполняему») и объясняя это указание в том смысле, что эти поклоны должно совершать во время самого исполнения песни «Ныне силы небесныя», и именно в той ея части, которая поется по перенесении св. Даров, некоторые думают, что здесь не имеются в виду поклоны «великие» (с молитвой пр. Ефрема Сирина); так как во время исполнения «Ныне силы небесныя» священник не может, конечно, читать вслух всей церкви указанную молитву. Что же касается того, какие именно здесь разуметь поклоны – малые или поклоны до земли, то думают, что должно в данном месте совершать поклоны до земли. Повод к такому предположению находят в замечании последования Великой среды: «и абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны», сказанном после слов: «и по пренесении св. даров поклоны три, на Буди имя Господне: поклоны три»; думают, что по смыслу этого замечания, разуметь здесь речь об упразднении поклонов великих нельзя по вышеизложенным соображениям о поклонах по пренесении св. Даров и по имеющемуся в Уставе в последовании среды 1-й седм. Великого поста прямому указанию о поклонах на «Буди имя Господне», в котором они названы «метаниями» («по заамвонной же молитве «буди имя Господне» и метания три»). Но в то же время, говорят, нельзя думать, что здесь разумеются малые поклоны, так как нигде в Уставе нет запрещения совершать малые поклоны когда бы то ни было, даже в Пятидесятницу, доказательством чему служитнапоминание о поклонах, стоящее в чине утрени в неделю Антипасхи и, косвенным образом, замечание второй главы Устава о поклонах во всю Пятидесятницу, запрещающее совершать в то время только поклоны до земли. Не видя достаточных оснований относить приведенное замечание к великим и малым поклонам, думают, с большею вероятностью это замечание стоит отнести к поклонам до земли, так как об этих поклонах, как совершаемых с преклонением колен, известно, что они допускаются Уставом только в известные дни года, подобно поклонам великим, хотя и чаще последних. Решая же таким образом вопрос, утверждают, что следует и на «Буди имя Господне» в Великую среду полагать три поклона до земли, не как обычные, а как исключительные, только этому дню приличествующие, потому что с него прекращаются поклоны до земли в церкви, а в прочие дни Четыредесятницы на всех преждеосвященных литургиях на «Буди имя Господне» следует совершать малые поклоны или же метания по смыслу прямого указания об этом в последовании среды 1-й седмицы Великого поста, подобно тому, как и в чине изобразительных полагаются на «Буди имя Господне» метания же.

Таким образом, по приведенным соображениям выходит, что на Преждеосвященной литургии по великом входе и по «Буди имя Господне» Уставом не указывается совершение поклонов великих, с молитвою преп. Ефрема Сирина. Но в существующей практике, обыкновенно, в указанных местах совершаются поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина. Быть может, эта практика опирается на те места Устава, где последний, говоря о поклонах на Преждеосвященной литургии, не делает различия поклонов по «Да исправится», «Ныне силы небесныя» и на «Буди имя Господне» (например: «во всех пятках» «поклонов не творим, токмо воображенныя на преждеосвященной, еже есть, по Да исправится: поклоны три, по вхое св. Даров поклоны три и на Буди имя Господне: поклоны три»; см. также последование Великой среды и Служебник). В Киево-Печерской Лавре принято в первых двух случаях полагать великие поклоны с проищзнесением молитвы св. Ефрема Сирина.

[27] «Взем время», т.е. благословение от священника.

[28] По Чиновнику, диакон произносит это «вне (алтаря), идеже стоит».

[29] Произнося «Преждеосвященная», священник не возносит св. дискос, ибо возношение уже было, а только прикасается к св. Агнцу рукою, не снимаю воздуха.

[30] «Аще святаго, или храма, чтен апостол и евангелие, и другий киноник поется, иже есть указан» (Служебник).

[31] Священник отлагает св. воздух, диакон же входит во св. алтарь и, став близ священника, глаголет: «Раздроби, владыко, святый хлеб». Священник раздробляет его со многим вниманием, на четыре части, глаголя: «Раздробляется» и т.д. «И влагает частицу в потир, ничтоже глаголя, и диакон вливает теплоту в потир, ничтоже глаголя, и стоит мало подале» (Служебник).

[32] «Священник глаголет: Диаконе, приступи. И пришед диакон, творит поклон благоговейно, прося прощения, и глаголет: Се прихожду.., и: Преподаждь ми, владыко, честное и святое тело и кровь Господа». «Священник же, взем св. Таин едину частицу, дает диакону, глаголя: Имя рек, священнодиакону преподается честное и святое и пречистое тело и кровь Господа». «И целовав диакон подающую ему руку, отходит и стоит созади св. трапезы, и приклонив главу, молится, яко и священник». «Подобне взем и священник

[33] См. ниже о приобщении мирян.

[34] См. подробнее примечание к таблице литургии.

[35] В иных местах после «Спаси, Боже» поют «Хлеб небесный»; но в Служебниках последних изданий (напр. 1900 г. СПб Син. типогр.) определенно указано петь со слов «Хвала Его».

[36] Диакон переносит дискос, «ничтоже глаголя», т.е. не произносит «Вознесся на небеса», как это положено на полной литургии; точно также не произносит этого и священник.

[37] «Да исполнятся уста» в больших монастырях и соборах поется и как на литургии св. И.Златоуста, и речитативом.

[38] На практике принято, что священник, сложив антиминс, творит над ним св. Евангелием крест, возглашая: «Яко ты еси».

[39] См. выше прим. 26.

[40] Антидором называются остатки от просфоры, из которой изъят св. Агнец. Он заменяет собою вечерю любви, которою древние христиане сопровождали совершение Евхаристии. Однако он имеет и другое значение. Первенствующие христиане имели благочестивый обычай причащаться на каждой литургии. Так было особенно в первые три века. В последующее время, с ослаблением ревности, постепенно ослабевал и самый обычай. Тогда пастыри Церкви, снисходя человеческой слабости, дали позволение верующим только присутствовать при Евхаристии, без участия в причащении, по подобию кающихся, так называемых, стоящих с верными; а чтобы это присутствие не было без всякого дара и без чувственного освящения, пастыри установили давать таким верующим остатки от Агничной (т.е. той, из которой изъят Агнец) просфоры, под именем «антидора». Антидор раздается «всему народу на благословение и очищение души, освящен бо есть, и подобает его не ядшим приимати. Аще же кто и мало ядяше, или пияше, да не приемлет антидора» (Чиновник). В том случае, если недостает для раздачи всему народу антидора, т.е. остатков просфоры, из которой вынут Агнец, то позволительно вместе с этими остатками раздробить для раздачи народу Богородичную и остальные просфоры, а также и те большие частицы, которые, по установившемуся обычаю, вынимаются из подаваемых на проскомидию молящимися просфор, наконец, по мнению некоторых, – и «хлеб, на всенощных благословенный», или же просфоры, не бывшие в употреблении на проскомидии, освятив их окроплением св. воды, которая имеет подобное же значение для не приступающих ко св. причащению, как и раздаваемый антидор (см. Новая Скрижаль, Номоканон 149 пр.) Таким образом, недостаточность антидора не может быть признана достаточным основанием к несоблюдению обычая раздачи антидора молящимся. Вообще священникам должно помнить, что этот обычай – древний, что антидор раздается «на благословение и освящение душ». Тем более следовало бы соблюдать этот обычай, что нередко нынешние христиане вкушают пищу и питие до литургии и затем уже отправляются для присутствования на ней; но раздача антидора могла бы располагать, если не всех невоздержных, то хотя бы некоторых из них говеть до получения антидора.

[41] Молитвословия, предваряющие отпуст – те же, что и на полной литургии. В Чиновнике, после молитвы «Господи Боже наш» указано: «и прочее по чину, яко писася в литургии Златоустаго», за исключением отпуста (см.о нем ниже)

[42] На этом отпусте после «Христос истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере», следуют воспоминания «по дни» (т.е. смотря по дню седмицы), потом воспоминается святой, «егоже есть храм и егоже есть день» (т.е. святой не того дня, в который совершается литургия, а следующего, так как вечерня и следующая за ней литургия относятся к следующему дню), далее священник произносит: «И иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы римскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

  • Если 24 фвр. и 9 мрт. совершается литургия преждеосвященных Даров, то на отпусте поминается сначала празднуемый святой, а затем наставший; если же в указанные дни отправляются только часы с вечернею, а литургии преждеосвященных Даров по какому-либо случаю не бывает, то на отпусте вечерни поминается наставший святой, так как праздник в этом случае отдается на часах (см. в Уставе последов. указанных дней).

  • «Во страстную седмицу свой отпуст глаголется» (Служебник), именно: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог» и т.д.

[43] См. выше прим. 41