К вопросу о диаконах (Протоиерей Алексий Щукин, 1893) Печать
Диаконат (История, богословие, публицистика)

К ВОПРОСУ О ДИАКОНАХ

Протоиерей Алексей Щукин
«Церковный Вестник», №1, 1893 г.

В сентябрьской книжке «Богословского Вестника» напечатана была и в № 43 «Церковных Ведомостей» за 1892 год перепечатана статья г. Заозерского «О диаконах». В статье проводится главным образом та мысль, что священники не имеют права уполномочивать или благословлять диаконов на совершение молитвословий и священнодействий во время своего отсутствия, а диаконы не имеют права совершать таковых за них.

По поводу этой статьи позволяем себе высказать нижеследующее:

Не отрицаем того, что автор помянутой статьи стоит на законной почве и выраженная им мысль логически вытекает из приведенных канонических соображений. Но, с другой стороны, полагаем, что и существующий обычай имеет за собою некоторое основание и оправдание в древнейшей практике церковной, представляющей немало примеров такого рода, что диаконы заменяли не только пресвитеров, но и епископов в весьма важных случаях – в раздаянии верующим св. даров и в соборных деяниях. При том обычай этот в настоящее время вызывается весьма усложнившейся церковной практикой, по отношению к коей вполне могут быть применены божественные слова: "жатва убо многа, делателей же мало".

Чтобы восполнить этот недостаток духовных деятелей и устранить указанную антиканоническую замену диаконами священников, по нашему мнению, требуется увеличить священнический персонал при приходских церквах посредством открытия новых вакансий вторых священников, в качестве помощников настоятелей, с предоставлением им диаконской части доходов и с упразднением для этого диаконских вакансий при церквах. Последнее мероприятие, т.е. упразднение диаконских вакансий представляется возможным и ввиду того, что в настоящее время не усматривается особой надобности в диаконской профессии – "в служении бедным и вдовицам", за неимением при церквах благотворительных заведений, для заведывания коими установлен был диаконский персонал в первенствующей церкви. Да и в образовательном отношении, как показал опыт, диаконы оказываются несоответствующими тем намерениям, какие имелись у правительства, при открытии диаконских вакансий и увеличения содержания для диаконов в недавнее время. Увеличение же священнических вакансий представляется особенно необходимым на случай – помилуй Бог – появления эпидемии, как это было в истекшем году, когда чувствовалась настоятельная надобность в большем количестве священников, чем сколько их было в наличности. Таким образом приходские священники избавились бы от некоторых трудов и от необходимости заменять себя диаконами в крайних случаях; а диаконы – понятно достойные – могли бы быть рукоположены в священники и с большею пользою послужить церкви Божией, в качестве помощников настоятелей. И для приведения в исполнение этого проекта не потребовалось бы никаких особых денежных средств ни со стороны правительства, ни со стороны приходского общества.

Одно лишь при этом могло бы быть затруднение, именно что тогда, при двух священниках, состоял бы один лишь псаломщик. Но с этим затруднением легко справиться. При повсеместном открытии школ грамотности всегда можно рассчитывать на помощь псаломщику со стороны грамотных людей. Если же где не оказалось бы налицо таковых помощников, то, в таком случае, с разрешения епархиального начальства, можно бы нанять на церковный счет особое способное лицо, в качестве церковника или пономаря, в каковой личности чувствуется настоятельная потребность и при теперешнем трехчленном причтовом составе, так как часто случается, что некому бывает ни производить звон, ни прислуживать в алтаре во время богослужения. Ближайшими кандидатами на эту должность прежде всего могли бы быть увольняемые из духовно-учебных заведений воспитанники, которые таким образом подготовлялись бы к псаломщичеству и не увеличивали бы собою контингента праздношатающихся пролетариев. И в таком случае, псаломщики – понятно достойные – могли бы быть удостаиваемы диаконского сана, в видах поощрения за усердную службу свою и для вящего благолепия церковного богослужения в праздничные дни.

Вот что, по нашему мнению, следовало бы сделать для того, чтобы диаконы не заменяли священников в совершении некоторых молитвословий и священнодействий во время их отсутствия. Позволяем себе надеяться, что такое мнение наше или, вернее сказать, этот обще-иерейский вопль наш, выражаемый неоднократно в печати, не останется наконец гласом вопиющего в пустыне.