Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 20 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Литургия Амвросия Медиоланского
СообщениеДобавлено: 23 дек 2006, 23:51 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7609
Откуда: Я здесь, я там, я всегда
Цитата:
В пятницу, 22 декабря по благословению архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа, в училищном храме во имя преподобного Нестора Летописца в день памяти святителя Амвросия Медиоланского была совершена Божественная литургия чину, составленному святителем.

Эта литургия представляет собой уникальный литургический памятник западного православия. Богословие Амброзианской анафоры своеобразно и, в частности, содержит восходящий эпиклезис, в отличие от традиционного для каппадокийских литургий нисходящего (эпиклеза – это призывание Святого Духа сойти не только на евхаристические хлеб и вино, но и на самих молящихся, на все, что окружает нас).

Некоторые молитвы и Евангелие читались по-латыни. Согласно древней традиции, все причащались отдельно Тела и Крови Господних. Богослужение совершили члены преподавательской корпорации в священном сане, пел мужской хор воспитанников училища.

Миссионерское Духовное училище УПЦ

Источник


Что это за чин, и с чем его едят, интересно. Предварительно ощущение такое, что у кого-то страсть к оригинальничанью..

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006, 00:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 окт 2006, 21:57
Сообщения: 148
Откуда: Portugalia
К сожалению, в ПЭ тоже ничего конкретного нет. Но там есть хорошая библиография.

_________________
Господи помилуй!
http://ru.teologie.net/



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006, 00:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2006, 21:08
Сообщения: 2012
Откуда: г. Ростов-на-Дону
У меня уже сложилось мнение, что многим маловато традиционных литургий, надо что-то экзотическое попробовать. Наверное, я старомодный уже :(.
Mgr_Andrew мне рассказывал, как в Белгородской семинарии умеют по всякому вызывать эпиклезу. В нашем Миссионерском училище, которому больше 10 лет, почему-то этим не занимаются. Это минус?
Моё такое мнение: лучше бы в духовных школах учили кадилом кадилить по схеме, да в служебнике ориентироваться, а потом уже восторгаться, как Св.Дух сходит "на всё, что окружает нас".
P.S. Набрал в яндексе: "Божественная литургия святителя Амвросия Медиоланского", зашёл по ссылке http://www.slava45.spb.ru/rasp.asp и чуть не рухнул "Божественная Литургия, святителя Филарета, митрополита Московского", но остался сидеть, потому что понял - это безграмотно составленное расписание богослужений.

_________________
Время, проведенное на форуме, в счёт жизни не идёт (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006, 01:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2006, 07:19
Сообщения: 103
Откуда: область
у а.К.Керна она упоминается:
Цитата:
После Тридентского собора Запад официально знает одну только "Missam Romanam" [Римскую мессу], едва терпя рядом с ней, как исключение, и особую привилегию для некоторых дней в году совершать Амвросиеву литургию в Милане и Мозарабскую в Испании.

но без о.Михаила тут не разобраться :roll:



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006, 01:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2006, 07:19
Сообщения: 103
Откуда: область
Missale Ambrosianum:
http://ffyl.uncu.edu.ar/departamentos/f ... sianum.pdf



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006, 01:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 ноя 2006, 02:17
Сообщения: 152
Откуда: Венеция
да-а, а мы на святителя Амвросия 20 дек. в Милане на его мощах Литургию Иоанна Златоустого совершали. А хорошо бы было отслужить в его день его Литургию... Хотя это из разряда мечт. Вряд ли архиерей, предстоятель, на это пойдет. Тем более, по-латински...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006, 07:40 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3160
:D
Прииди, эпиклеза!

Про "страсти к оригинальничанию". Чины совершаются в стенах духовных школ. Для общего развития, думается мне, это самое то.

Ну у нас сохранилась практика совершения двух Литургий и преждеосвященной. При том что раньше совершались и другие. Вопрос в том, что совершение таких служений развивает в некотором смысле, литургическое мышление.

"Имеет восходящий эпиклезис" это сильно))) Их же в мессе всегда было два, насколько я помню. Кстати, все же любопытно было сравнить Тридентину, Амвросианскую и NO

Про Медиоланский чин и ритуал Брагги, я думаю, Керн загнул. При том, что на моей памяти, Иоанн Павел (оба сразу при том) совершал Литургию Златоуста в день его памяти, о чем имеется официальное уведомление на сайте ватикана. Собственно говоря, на главном престоле базилики Петра совершаются и римская месса, и литургия восточная, и чины иных литургий. По своему чину совершают богослужения все, кто находится в единении с Римом.

И о сослужении. Римская месса совершается ОДНИМ предстоятелем в священном сане, епископом или пресвитером, в сослужении диакона и субдиакона (при наличии таковых). Невозможно совершение Западной Литургии двумя или тремя сослужащими. Месса в сослужениии - это "завоевание" Второго Ватиканского собора.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006, 20:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2006, 13:02
Сообщения: 218
Откуда: Московская епархия
Вообще, любопытна - Литургия Амвросия Медиоланского. Немного молебен напоминает, но, видимо, в ней присутствуют, какие-то совсем древние части...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006, 20:27 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3160
Ой, простите, а ЧЕМ Литургия напоминает молебен?

Видимо пением "Господи помилуй" :D :D
NO напоминает чином. С остальным пока не разобрался - щас буду смотреть.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.


Отредактировал Mgr_Andrew. Дата редактирования: 24 дек 2006, 21:50.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 дек 2006, 21:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 фев 2006, 14:23
Сообщения: 309
Откуда: Из тайги
ПАРТИZАН писал(а):
Вообще, любопытна - Литургия Амвросия Медиоланского. Немного молебен напоминает, но, видимо, в ней присутствуют, какие-то совсем древние части...

Ну уж, Вы брат, загнули.
Если что и напоминает Литургия по чину св. Амвросия, так это Литургию ап. Иакова. Приобщением народа сначала Телом, а потом Кровью.
Вообще, очень бы хотелось на Литургии Иакова побывать. Или того же Медиоланского.

_________________
Laudetur Jesus Christus !



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25 дек 2006, 08:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2006, 13:02
Сообщения: 218
Откуда: Московская епархия
Нуууу :oops: прошу прощения, отцы и братья, лоханулся немного с терминологией. Надо посмотреть мне еще раз чинопоследование, может вспомню почему аналогия возникла... :P



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 28 дек 2006, 18:02 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3160
Вот вы мене загрузили, братия и сестры...
Ладно. Засел за перевод типа, составлю чин на русском языке, выложу. Ну, разумеется, если хватит терпения. Ономясь две страницы отколдырил, интересная штука. По поводу первого впечатления про сходство с NO раскаялся...
Короче - я может после освящения вод естества выложу хоть часть - а уж Вы сами просвещайтесь и цените.


Вопросов возникло море по поводу Литургии. ее чин весьма прост, даже если совершается Missa Solemnis
Но у нее есть свои плюсы, которые весьма, на мой взгляд, важны.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 янв 2007, 23:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 май 2006, 00:22
Сообщения: 337
Как можно прокомментировать эту новость?
Так, что полтавские отцы - или последовательные филокатолики, или же, скажем так, не до конца осознают свой поступок.
Дело в том, что чин мессы в амвросианской (миланской) традиции не очень-то отличается от римской мессы. То есть отличия, конечно, есть - но они касаются системы литургических чтений и тому подобного, но никак не центральной части литургии - ехваристической молитвы, каковая в амвросианской мессе текстуально очень близка к римской.
Т. е., проще говоря, если служится амвросианская литургия, то почему просто-напросто не послужить римскую мессу? Если решение о совершении мессы - осознанное, то и нужно честно об этом заявить: "Клирики полтавской епархии решили временами служить латинскую мессу, потому что так им на свете живется интереснее".
Если же неосознанное, то зачем все-таки они стали это делать?
Вероятно, затем, что в нашем зачастую невежественном современном русском богословском дискурсе существует представление о «западных литургиях греческого типа». Это представление, не имеющее отношения к действительности, покоится на книге «Собрание древних литургий».
Книга (точнее, серия больших статей-подборок) «Собрание древних литургий» вышла в конце XIX века, но нужно понимать, что книга эта - не оригинальна; она процентов на 90 представляет собой перевод книги Е. Ренодота, каковая вышла, в свою очередь, уже в начале XVIII века. Настроенный романтически по отношению к Востоку Ренодот и породил этот нелепый предрассудок о «западных литургиях греческого типа», который в серьезных работах в 20 веке вообще нигде не упоминается - настолько он нелеп.
Такая классификация западных евхаристических молитв, когда среди них выделяются "западно-греческие", ошибочна, в чем за прошедшие со времени выхода книги Ренодота 3 века уже все, кому это было действительно интересно, давным-давно успели убедиться. Западные евхаристические молитвы есть именно западные молитвы. Их отличает от восточных одна совершенно _принципиальная_ особенность: если восточные молитвы - это цельные тексты, то западные складываются из неизменяемой (вообще никогда в году!) части ("евхаристического канона"), к которой прибавляются несколько (!) изменяемых (т. е. практически _каждый день_ разных) частей. Так что сравнивать "западные" и "греческие" (т. е. восточные) молитвы, какие бы западные молитвы не взять - это все равно, что сравнивать, скажем, полотенце и конструктор "Лего".
Западные евхаристические молитвы, разумеется, можно между собой уже классифицировать более дробно (в зависимости от типа евхаристического канона и количества и особенностей изменяемых частей); обычно выделяются римская (и ОЧЕНЬ близкая к ней амвросианская, которую непонятно с какой стати Ренодот и составители «Собрание древних литургий» и обозвали, собственно, «западно-греческой»), галликанская и испано-мосарабская. Но никаких «греческих» среди них нет - потому что, повторю, _принцип_ устройства _абсолютно_ другой.

Вот сведения об истории амвросианского обряда ("А. о.") из "Православной энциклопедии":

Первые сведения об А. о. содержатся в сочинениях свт. Амвросия. Его описание таинства Крещения совпадает с текстом литургических рукописей А. о. IX–X вв. (L. Mitchell). Сведения об А. о. содержатся в проповедях Гауденция из Брешии (нач. V в.), св. Петра Хрисолога, еп. Равенны († 450), и еп. Максима Туринского († 465), а также в приписываемом последнему «Трактате о Крещении».
Нашествие лангобардов повлекло за собой вынужденное удаление Медиоланских епископов в Геную (569–649). Л. Дюшен и П. Леже относили к этому периоду введение в медиоланское богослужение рим. анафоры. Но А. Пареди вслед за У. Л. Кеннеди считал, что рим. влияние ограничилось только добавлением ок. 570 г. в анафору А. о. молитв «Communicantes» (лат.— Имея общение) в начале канона (неизменяемой части анафоры) и «Nobis quoque» (И нам) в конце его. Источниками по истории А. о. этого периода являются анонимная «Поэма о городе Медиолане» (сер. VII в.), «Изъяснение утренней службы», приписываемое Медиоланскому еп. Феодору II (732–746), «Книга о Крещении» еп. Одельберта Медиоланского (805–812) и др.
Для VIII–X вв.— каролингского периода — характерно дальнейшее усиление рим. влияния и систематизация А. о. Ландульф Старший (XI в.) в «Медиоланской истории» приписывает имп. Карлу Великому († 814) попытку упразднить А. о. путем уничтожения или «изгнания» из Милана всех традиц. богослужебных книг. Однако в анонимной поэме, написанной в монастыре Монте-Кассино (Ms. 318), упомянуто, что имп. Карл лишь ограничил область применения А. о. Медиоланским диоцезом, Валафрид Страбон об этом инциденте вовсе умалчивает (Paredi. Milanese rite. P. 840). К кон. VIII в. в амвросианском Сакраментарии были унифицированы тексты молитв литургии, в календарь введены формуляры новых праздников, заимствованных из Геласия Сакраментария (VII–VIII вв.). Позднее дважды была проведена ревизия оффиция (последований служб суточного круга): 1-й раз под влиянием богослужения визант. обряда, во 2-й — богослужения бенедиктинцев (Schneider), о чем свидетельствует наличие разных версий перевода псалмов в составе мессы (используется «Vetus Latina») и оффиция (используется т. н. Старая Римская Псалтирь — вариант «Vetus Latina», исправленный Иеро-нимом по греч. тексту Гекзаплы Оригена (Nohe)). В это время также появились амвросианские монашеские литургические кодексы, что говорит о росте влияния монастырских обычаев на А. о. (Borella. Influssi carolingi. P. 110–115).
Из сохранившихся ранних амвросианских литургических рукописей основные датируются IX–XII вв. (Righetti. P. 175–177). Сакраментарий содержал молитвы, библейские чтения, ординарий и канон мессы, а также последования таинств и треб. В Мануале находились изменяемые части оффиция и мессы (кроме библейских, агиографических и святоотеческих чтений), а часто и некоторые требы. Псалтирь, содержавшая также библейские песни, иногда включалась в Мануал. Антифонарий представлял собой нотированный Мануал. Ритуал содержал последования таинств (кроме Евхаристии) и треб; чины архиерейского богослужения встречаются в отдельных рукописях. Календарь и Церемониал (Ординал) совмещены в сочинении смотрителя Медиоланского собора Берольда (нач. XII в.), составившего описание церковного года и чинопоследований.
От XI–XVI вв. сохранились свидетельства о распространении А. о. за пределами Медиоланской обл.: в 1132–1134 гг. каноники из Ратисбоны (совр. Регенсбург, Германия) Павел и Гебегард вели переписку с Мартином, хранителем сокровищницы медиоланского собора, а также с архиеп. Ансельмом о предоставлении им для совершения богослужения копий амвросианских книг; в XIV в. имп. Карл IV ввел А. о. в ц. св. Амвросия в Праге; в кон. XVI в. некоторые черты А. о. присутствовали в богослужении Капуи и Аугсбурга. В то же время Рим предпринимал попытки запретить А. о. В наст. момент достоверность сведений о попытках упразднить А. о., предпринимавшихся при папах Николае II и Григории VII (2-я пол. XI в.), Евгении IV (по инициативе папского легата кард. Бранда да Кастильоне, 1-пол. XV в.), подвергается сомнению (Paredi. La bibliotheca. P. 60), однако факт борьбы пап Евгения III и Анастасия IV с А. о. подтверждается их буллами 1145 и 1153 гг. настоятелю ц. св. Феклы в Милане (Righetti. P. 173).
В XI–XV вв. литургические книги А. о. становились все более разнородными. Этому способствовало плохое сообщение между городами, располагавшимися по разные стороны Альп, где использовался А. о., а также отсутствие общепринятого канонического корпуса текстов обряда. Архиеп. Франческо II Пиккольпассо в 1440 г. издал первый указ об унификации амвросианского календаря, с возникновением книгопечатания этот процесс ускорился: инкунабулы амвросианских Миссала (1475 и 1482) и Бревиария (1475) появились при кард. Стефано Нардини. Следующий этап унификации А. о. начался после Тридентского Собора (1545), когда папа Пий V объявил рим. Бревиарий 1568 г. и Миссал 1570 г. обязательными для всей католич. Церкви, за исключением тех епископств, чьи богослужебные традиции существовали не менее 2 столетий. Миланский кард. Карло Борромео, руководствуясь желанием сохранить А. о. и вернуть ему первоначальный вид, создал комиссию для ревизии богослужебных книг. Результатом этой работы стало появление офиц. изданий амвросианских календаря (1567), Бревиария (1582), Ритуала (1589) и Миссала (1594). В 2 последних изданиях, вышедших уже после смерти Борромео, комиссия отступила от принципа максимального сохранения особенностей А. о.: по догматическим соображениям амвросианский чин таинства Елеосвящения был заменен римским (Magistretti. Monumenta. II. 79, 94, 147). Изменения в изданиях вплоть до реформы XX в. последующих веков были незначительными. После II Ватиканского Собора А. о. был реформирован в том же ключе, что и римский обряд.


А вот сведения оттуда же и об амвросианской мессе:

Евхаристическая литургия (месса) А. о. имела следующий порядок (Lodi. P. 917–950; СДЛ. С. 14–34; Paredi. Milanese rite. P. 840–841): по праздникам ей предшествовала процессия с пением антифонов, заканчивавшаяся краткой литанией (см. Ектения); в дни памяти мучеников совершался обряд возжжения шарообразного хлопкового светильника — фароса (от греч. pharos — маяк), висящего над св. престолом. Литургия оглашенных состояла из входного стиха (ingressa; см. Интроит), литании и «Kyrie eleison», молитвы «над народом» (лат. oratio super populum), чтений (включавших чтение из ВЗ, заменявшееся иногда агиографическими произведениями, пение псалма, чтение из апостольских Деяний или Посланий, пение аллилуиария; иногда пение антифона перед Евангелием, чтение Евангелия), гомилии, благословения и отпуста оглашенных. Литургия верных начиналась с аккламации «Господь с вами» (Dominus vobiscum) и «Kyrie eleison»; далее следовали: антифон после Евангелия, вероятно, лобзание мира, молитва верных (oratio fidelium), молитва «над синдоном» (oratio super sindonem, синдон — от греч. sindonê или sindôn — плащаница, здесь этим словом назван расстилаемый на св. престоле плат, в рим. обряде ему соответствует корпорал, в визант.— илитон), обряд приношения хлеба и вина (сопровождавшийся пением антифона «на приношение» ([antiphona ad] offerenda) и молитвами священника), Символ веры, молитва «над предложением» (oratio super oblata), анафора, священнодействие преломления св. Хлеба и соединения Тела и Крови Христовых (сопровождавшиеся пением стиха «на преломление» (confractorium)), молитва Господня, заканчивавшаяся эмболизмом (молитвой священника, парафразирующей прошения «Отче наш»), молитвы перед причащением, причащение духовенства и мирян (сопровождавшееся пением стиха, называемого transitorium), молитвы после причащения и «Kyrie eleison», заключительное благословение и отпуст. Такой порядок мессы имеет черты сходства с галликанским обрядом, которые некогда были присущи и римскому, но исчезли из рим. богослужения к тому моменту, когда были написаны сохранившиеся рукописи: за литургией положены не 2, а 3 чтения; молитва Господня читается не до, а после преломления св. Хлеба.
В каролингский период в состав мессы А. о. была включена «Gloria», поющаяся перед «Kyrie eleison» и молитвой «над народом»; в воскресенья Великого поста вместо «Gloria» диаконом читались 2 литании, напоминающие великую ектению в визант. обряде, с ответами народа «Умоляем Тебя» (Precamur te) или «Господи, помилуй» (Domine miserere) в 1-й и «Kyrie eleison» во 2-й. Впосл. чин мессы был приведен в большее соответствие со средневек. рим. чином: появились обряд accessus ad altare, совершавшийся перед пением входного стиха, ряд молитв мессы рим. обряда; месса А. о. стала заканчиваться, как и в Риме, чтением «заключительного Евангелия» (Ин 1).
В наст. время древнейший текст анафоры А. о. отражен в сохранившихся за богослужением особых ее вариантах, употребляемых в Cтрастной четверг и на Пасху (Haenggi, Pahl. P. 452–454). Фрагменты анафоры, цитируемые в приписываемом свт. Амвросию Медиоланскому соч. «De sacramentis» (De sacramentis. IV 21–27; см. Haenggi, Pahl. P. 421–422), отличаясь от текста более поздних амвросианских, практически совпадают с соответствующими фрагментами анафоры рим. обряда VIII в., зафиксированной в Сакраментарии Геласия (в редакции VIII в.— Palazzo. P. 42–48).
Порядок анафоры А. о.: praefatio (вступительная молитва), Sanctus (Свят, Свят, Свят), «Te igitur» (Итак, Тебя), «Memento, Domine» (Помяни, Господи), «Communicantes» (Имея общение), «Quam oblationem» (Сие приношение), «Qui pridie» (Ко-торый пред тем днем; см. Institutio), «Supplices te rogamus» (Умоляюще Тебя просим), «Memento etiam» (Еще помяни), «Nobis quoque» (И нам), «Per quem» (Чрез Которого), славословие (СДЛ. Т. 5. С. 24–28; о содержании отдельных частей анафоры см. Месса; Литургия ап. Петра). Молитвы и возгласы канона анафоры полностью соответствуют римским (за исключением упомянутых анафор Великого четверга и Пасхи), бóльшая часть разночтений несущественна (Haenggi, Pahl. P. 449–451). А. о. имеет больше вариантов praefatio (Ibid. P. 455–460; Lodi. P. 928–937), неск. отличается состав имен святых, упоминаемых в молитвах «Communicantes» и «Nobis quoque». К установительным словам, входящим в состав молитвы «Qui pridie», прибавлена фраза: «Будете смерть Мою возвещать, Воскресение Мое исповедовать, пришествия Моего ожидать, доколе Я опять с небес прииду к вам» (Mortem meam praedicabitis, ressurectionem meam annuntiabitis, adventum meum sperabitis, donec iterum de caelis veniam ad vos), напоминающая аналогичную аккламацию некоторых анафор зап.–сир. и кельт. обрядов. С XIII в. прежде молитвы «Qui pridie» (которой в средневек. лат. богословии усвоена роль тайносовершительной) предстоятель совершает умовение рук (до XIII в. оно входило, как и в литургиях большинства др. традиций, в комплекс обрядов приношения хлеба и вина) и возношение гостии (без звона в колокол, принятого в рим. обряде).
Месса содержит следующие изменяемые песнопения. Входным является ingressa — библейский или поэтический стих, к которому не прибавляются дополнительные стихи и «Gloria Patri...» (Слава: И ныне), что отличает его от рим. интроита. После 1-го чтения поется псалом (psalmellus), после 2-го — аллилуиарий («Alleluia» и стих (versus), совпадающие по форме, а часто и по тексту с рим. градуалом), во время поста и в некоторые др. дни аллилуиарий заменяется на cantus (песнопение), соответствующий рим. тракту. Секвенции в А. о. отсутствуют. В некоторые Господские праздники кроме «Alleluia» поется также особый антифон перед Евангелием. Изменяемыми являются антифон после Евангелия (вероятно, остаток от древней литании), стих на приношение (offerenda), антифон «на преломление» св. Хлеба (confractorium; рим. стих на преломление гостии — «Agnus Dei» — с добавлением слов «и место упокоения со святыми Твоими во славе» используется только на заупокойных мессах), стих на причащение (transitorium), соответствующий рим. коммунио и визант. причастну. Среди указанных песнопений встречаются заимствования из визант. гимнографии: напр., входной стих (ingressa) в 6-е воскресенье Адвента «Videsne Elisabeth cum Dei Genitrice Maria disputantem» является переводом стихиры монахини Кассии (IX в.) (стиховная стихира на вечерне праздника Рождества Иоанна Предтечи, 24 июня), антифон после Евангелия в Страстной четверг «Coenae tuae mirabili hodie» Великого четверга (Lodi. P. 917–918, 944–948, 966).


В этой ветке многие умилились известию о поступке полтавских клириков - а кто-то даже немного и позавидовал.
В принципе, почему нет? Только вот многие ли умилились бы известию о совершении в какой-нибудь епархии римской мессы, как она есть?
Вещи нужно называть своими именами, вот что я хотел сказать.


Отредактировал свящ. Михаил Желтов. Дата редактирования: 02 янв 2007, 00:32.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 янв 2007, 00:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 май 2006, 00:22
Сообщения: 337
Mgr_Andrew писал(а):
:D
Ну у нас сохранилась практика совершения двух Литургий и преждеосвященной. При том что раньше совершались и другие.


Никогда ни в одной нормальной Церкви не было больше двух-трех литургий. Разнообразие литургий - это разнообразие _местных_ практик. В древности никому в голову не приходило "ради экзотики" послужить какую-нибудь литургию из чужой местности.
Сосуществование многих литургий - это признак литургического дурновкусия и эклектики, такое реально есть ТОЛЬКО у яковитов и эфиопов (у последних вообще много чего есть - анафора, обращенная к Божией Матери, например), а теперь и у латинян в NO (4 молитвы + детские + утвержденные местными соборами епископов + приуроченные к разным случаям). Но даже и в этих случаях при разнообразии евхаристических молитв (т. е. текстов) общий порядок литургии (т. е. чин) - один и тот же.
Служить же литургию по разным _чинам_ (а в случае с полтавцами - еще и высосанными из пальца, и я даже подозреваю, какому игумену этот палец принадлежит) - это уже полный беспредел. Такого даже у католиков с их идеологией уний с сохранением обрядов вплоть до конца 20 века не было - до II Ватикана клирик латинского обряда и думать не мог "послужить ради интереса" по восточному. Это только сейчас они начали "эксперементировать", а от них второватиканские умонастроения перешли и в некоторые наши скучающие головы.
В Константинополе _всегда_ было только две полных литургии - праздничная (Василий) и будничная (Златоуст) (и эта система праздничная/будничная и до сих пор сохранилась в уставе Великого поста). Подобная система из двух литургий известна была не только в Константинополе. И никогда в константинопольской традиции не допускался литургический эклектизм.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 янв 2007, 00:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 май 2006, 00:22
Сообщения: 337
Mgr_Andrew писал(а):
По поводу первого впечатления про сходство с NO раскаялся...


Есть старый амвросианский обряд, с тремя канонами - общим на весь год (близок к римскому) + по одному для Великого четверга и Пасхи.
Но он, как и тридент, фактически запрещен к употреблению.
А есть NO амвросианский обряд, с шестью канонами (три старых, но переделанных + 2,3,4 NO римских).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 20 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви