Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 30 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Время проведения службы на Креще
СообщениеДобавлено: 19 дек 2008, 21:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 дек 2008, 19:31
Сообщения: 2
Отцы, поделитесь опытом - когда проводите службу на Крещение Господне, т.е в ночь на 19 января или утром? И сколько раз освящаете воду? И желательно обосновать варианты для приходского храма. Мы делали молебен с освящением воды и купанием в открытом бассейне, а утром проводили литургию с освящением воды в храме. Но при таком варианте сил на утро не хватает.

_________________
Гордыня говорт мне, что делать, а лень - как делать.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 дек 2008, 14:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 апр 2008, 18:18
Сообщения: 3
служу утром. благочинный не приветствует ночную службу на Богоявление, объясняя тем. что основная масса народа будет утром и хотя большинству водоносов Литургия то не нужна приучать к службе их нужно. традиционно у нас служат ночью в храмах где есть Богоявленский престол. воду освящаю один раз. а потом включаем кран (разбавляем)- народ не протестует. есть практика освящать воду каждый раз как закончится но сил таких нет.

_________________
скажи "НЕТ" Софринскому хламу!



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 дек 2008, 22:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 апр 2008, 13:43
Сообщения: 163
Откуда: Московская епархия, г.Богородск
Если говорить об Уставе. Типикон (48 гл., под 6 января) предписывает совершать вечерню Богоявления с литургией свт. Василия в 5 часов дня (13:00). Хотя на практике мы служим эту службу рано утром, и в обыденном сознании она воспринимается не как служба праздника Богоявления, а как служба "5 января". Большинство прихожан считают ее второстепенной и приходят лишь за водой. Хотя собственно праздник Богоявления - это и есть эта служба. Остальное - уже более поздние дополнительные части, углубляющие понимание этой основы. Всенощное бдение совершается в обычное время: сразу после заката (1-й час ночи). Так как в России ночи длиннее, чем на Средиземноморье наш Типикон предписывает начинать на 2 часа позже (гл.8 "о литургиях"), т.е. 19-20.00. Но в русской практике 16-17 вв. всенощная начиналась еще позже - около полуночи по нашему счету. Т.е. в пересчете на современное декретное время 22-23 часа. Литургия совершается "порану", т.е. сразу после бдения. Предполагается, что бдение заканчивается с рассветом в 1-час дня (6-7.00). Но в России, где зимой светает поздно этот фактор тоже никогда не учитывался.
Уже давно утвердился обычай совершать литургию отдельно от бдения (не "порану"), утром, как и сейчас всегда делается (8-10.00). Правда всенощная "уехала" на ранний вечер(16-17.00). Т.е. предпочтительнее совершать литургию утром. Причем не только на Богоявление, но и на Рождество. Практика совершения "ночной праздничной литургии" в 12 часов ночи, возникшая совсем недавно противоречит уставу и благочестию, т.к. почти устраняет евхаристический пост в день причастия. Можно, конечно, совершать ночью всенощную, а потом литургию. Но при наших сокращениях это тоже некая имитация.
Относительно освящения воды. По уставу оно положено на вечерни. Т.е. на васильевой литургии по заамвонной молитве, как это неопустительно совершается. Однако, в конце 15 в. на Руси утвердился обычай освящать воду вторично - перед 2-й литургией праздника, после бдения. Судя по всему это был греческий монастырский обычай, т.к. воду дважды освящают до сих пор на Афоне. Он "на бумаге", был отменен при патр. Никоне, (греческие обычаи к тому времени слегка поменялись) но оставался в приходской практике. Когда всенощная и литургия разошлись достаточно далеко и чин водосятия потерял связь с бдением, воду стали освящать "после литургии". Наконец, в советское время, когда возник культ крещенской воды, изолированный от христианства, и к храмам потянулись бесконечные очереди, священнослужители стали видеть в повторном освящении практическую цель - увеличить количество потребляемого продукта. Отсюда дальнейшее дублирование освящений. Конечно, с народным культом нельзя справиться росчерком пера, но и нарушать уставные указания не следует. Поэтому правильной практикой можно считать 2 освящения, а затем разбавление обычной воды агиасмой. О допустимости такого освящения воды см. предыдущие темы этого форума.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2008, 22:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 окт 2008, 21:17
Сообщения: 5
Откуда: Хмелево
Возникает другой вопрос - может ли священник совершить несколько великих водоосвящений в один день? Когда служил на приходе, то настоятель по просьбе жителей посылал в близлежащие деревни 6 января совершать водоосвящения. Иногда получалось до 3 раз. Как к этому относится?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2008, 23:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2008, 23:01
Сообщения: 366
Откуда: Северо-Запад
У нас практика такова: 18-го с утра Часы, вечерня с литургией, Великая Агиасма,а в 22 ч. - всенощная, потом литургия и опять освящение воды.
Это неправильно? Мы так же служим и на Рождество. Ну, за исключением водосвятия.


Отредактировал фотина ***. Дата редактирования: 22 дек 2008, 20:44.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 дек 2008, 10:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2008, 16:20
Сообщения: 127
Откуда: Московская область
свящ. Евгений Леонов писал(а):
Практика совершения "ночной праздничной литургии" в 12 часов ночи, возникшая совсем недавно противоречит уставу и благочестию, т.к. почти устраняет евхаристический пост в день причастия.


Ну, Уставу-то может, и противоречит, а с благочестием-то что не так? Отслужили, допустим, как положено, вечерню с Литургией в 13-00, ну до 16-00 всяко уложимся, в 17-00 поесть можно, пусть даже час это займет, с 18-00 до 24-00 постимся... Уж не говоря о том, что вроде как утреня с часами перед Литургией служится, и это еще часа 2-3 займет... Так что 8-9 часов постимся - вроде как вполне нормально...

свящ. Евгений Леонов писал(а):

Поэтому правильной практикой можно считать 2 освящения, а затем разбавление обычной воды агиасмой. О допустимости такого освящения воды см. предыдущие темы этого форума.


Да сколько тут чего ни доказывай, ничего нормального-то нету... Хоть и проверялось неоднократно, что и разбавленная много раз Крещенская вода, и из водопровода в 00-00 6 января набранная, свойства свои сохраняет, все равно как-то не очень приятно видеть у Храма бочку с Агиасмой, в которую тут же на глазах у людей воду из водопровода доливают... Приходилось и самому с подходящими за Водой людьми говорить, объяснять, что все это в пределах допустимого, но видно, что многие не очень довольны таковыми объяснениями. Помню, был случай, доливали так, доливали, а в какое-то время не уследили, Вода-то и закончилась... Ну, была еще в одном баке, долили. А некторые при том говорили, что ничего, там и одной капли достаточно, можно и не доливать было... В итоге, человек, пришедший за Водой, ничуть не может быть уверен, что там хоть капля из первоначально освященной-то осталась, и что, нормально это?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23 дек 2008, 17:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 дек 2008, 19:31
Сообщения: 2
Спасибо всем большое. Хотелось бы еще узнать о хождении на "иордань". Когда и как это делается?

_________________
Гордыня говорт мне, что делать, а лень - как делать.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25 дек 2008, 02:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2007, 20:29
Сообщения: 194
Откуда: Саратов, храм Рождества Христова
Николай Ник. писал(а):
Хотелось бы еще узнать о хождении на "иордань". Когда и как это делается?
Теоретически — после самого водосвятия (или в совмещении с ним) 5-го, но на практике очень часто в сам праздник, 6-го (после второго водосвятия или вместе с ним). Во льду вырубается четырех(шести-, осьми-)конечный Крест, и над этой прорубью, как над водосвятной чашей, совершается отдельно Великое освящение воды. У нас в городе два храма практически на берегу Волги, ходят обычно 6(19)-го.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26 дек 2008, 11:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 апр 2008, 13:43
Сообщения: 163
Откуда: Московская епархия, г.Богородск
р.Б. Сергию
Дело не в количестве часов поста. Это католические нормативы, сведенные кстати сейчас до 1-го часа неедения перед причастием :D , а в том, что в Типиконе четко прописано время совершения литургии, которому необходимо следовать. Это утро (7-10 часов) или вечер (2-4 часа).
Гигантские объемы святой воды на Крещение уже икономия по отношению к народному фольклору. На Кипре в обычном храмике 5-го числа освящают мисочку воды, из которой прихожане после службы отпивают по пол-чашечки. Именно так и положено. А у нас настоящий базар. Все-равно получиться, что
Цитата:
пришедший за Водой, ни чуть не может быть уверен, что там хоть капля из первоначально освященной-то осталась
. Не говоря о том, что это магизм. Не в этом дело, а в Богоявлении. Надо верить во Христа, а не в "священную материю", которая нас спасет и изменит без нашего участия.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26 дек 2008, 15:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2008, 16:20
Сообщения: 127
Откуда: Московская область
свящ. Евгений Леонов писал(а):
Дело не в количестве часов поста. Это католические нормативы, сведенные кстати сейчас до 1-го часа неедения перед причастием :D

Ну во-первых, слава Богу, у нас такого никогда не будет, для Русской Церкви Пост - это святое... А во-вторых, я конечно понимаю, что может со стороны некоторым фарисейством выглядеть, когда при желании выпить стакан воды смотришь сначала на часы - не настала ли уже полночь, но другого-то варианта я не вижу. Стоит только начать думать, что ничего страшного, только пять минут первого всего, можно и доесть кусочек, как результаты не заставят себя ждать... Устав - он же не зря с армейской дисциплиной ассоциируется, в том и его сила и важность...

свящ. Евгений Леонов писал(а):
а в том, что в Типиконе четко прописано время совершения литургии, которому необходимо следовать. Это утро (7-10 часов) или вечер (2-4 часа).


Здесь я и не спорю, хотя о времени ученые мужи иное говорят -

свящ. Михаил Желтов писал(а):
Греческое ορθρος, т. е. славянское "утро" - это конец ночи и предрассветные сумерки, т. е. время где-то около 3.00-5.00 по современному счету (а мы сейчас "утром" обычно называем время от 6, максимум 5, часов и где-то часов даже до 11 - а это, с точки зрения богослужебных книг, давным-давно не "утро", а "день").


Так что служить Литургию "порану" - т.е. до рассвета, как раз и нужно около 3.00-5.00, что собственно, обычно и наблюдаем, ну может, в 2.00 где служат - невелика ошибка-то...

свящ. Евгений Леонов писал(а):
Гигантские объемы святой воды на Крещение уже икономия по отношению к народному фольклору ...Не говоря о том, что это магизм. Не в этом дело, а в Богоявлении. Надо верить во Христа, а не в "священную материю", которая нас спасет и изменит без нашего участия.


Да, когда по нескольку пятилитровых бутылей несут, конечно, это странновато выглядит. Неплохо бы было как-то ограничить, скажем, 2 литра на человека, но тогда, видимо, будут по 10 раз подходить... Ну а без "священной материи" тоже ведь нельзя, так и до протестантизма недалеко, который на мой взгляд хуже любого фольклора и магизма...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 янв 2009, 22:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 20:10
Сообщения: 27
Вот нашел Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II к клиру, Приходским советам храмов гор. Москвы.

Цитата:
В некоторых приходах самочинно, без благословения и ведома правящего архиерея вводятся ночные богослужения под двунадесятые праздники. Традиционно у нас ночные службы бывают только на праздники святой Пасхи и Рождества Христова. Ни на Богоявление, ни на Успение Пресвятой Богородицы в московской приходской практике никогда ночных богослужений не было. Приходские храмы — это не монастыри, где богослужебный строй вписан в общий контекст жизни монашеской общины. Тем более, недопустимо, когда на ночные службы принуждают приходить учащихся воскресных школ и их родителей. Это вызывает недовольство и отторжение. Надо считаться с условиями работы и семейного быта прихожан. Ведь после ночных служб многим из них придется идти на работу или на занятия в школу. Другое дело — Пасха и Рождество Христово. Это не рабочие, праздничные дни, когда верующие после ночной службы могут отдохнуть.

_________________
Кто с мечом к нам придет от меча и погибнет



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 янв 2009, 00:22 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июн 2005, 10:16
Сообщения: 778
Откуда: где-то в Азии
А помните, вот тут была тема, где в том числе говорилось о времени совершения вечерни сочельника, аще не пост. Рождественского, правда:
свящ. Михаил Желтов писал(а):
Кстати, я согласен с Mgr_Andrew в том, что в этом конкретном году логичнее было бы служить немного не по Типикону, но зато гораздо ближе к изначальному характеру служб.
...
вот что получается, когда сочельник попадает на субботу или воскресенье (как в текущем году): сочельник отменяется, царские часы переносятся на пятницу, в день отмененного сочельника служится утром обычная (не рождественская) литургия Златоуста.
В этом случае тот остаток от бдения - первая половина вечерни с паремиями и тропарями пророчества ... остается не у дел и должна служиться вечером, но отдельно от ночной службы. Реально так мало кто делает и все служат вечерню по привычке с утра - но уже после литургии. Я в этом большого смысла не нахожу. По-моему, лучше в этом случае опустить повечерие вовсе (греха в том большого не будет: по современному греческому уставу его на Рождество и не должно быть, бдение начинается сразу с литии - и это не современное сокращение, примерно так же было и в уставах 11-14 веков!) и послужить эту самую первую половину вечерни вместе со второй (т. е. почти как обычное бдение, только с усиленным паремийным блоком) - тогда она вернется на свое изначальное ночное место и вообще, ИМХО, служба будет интереснее, чем с рядовыми псалмами повечерия.


Закономерный вопрос текущего богослужебного года: применимо ли выжеизложенное к службе Богоявления? Как насчёт вечернего освящения воды?
(сугубо теоретически, естественно...)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 янв 2009, 07:18 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3244
Насколько мне известно, служба Рождества вышла из Богоявленской, соответственно практически они одинаковы.
Практически же будем совершать в Неделю Литургию Златоуста, а после нее - ничего. А вечером - практически обычное бдение, то есть утреннюю вечерню перенесем на обычное время.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 янв 2009, 08:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 янв 2007, 12:50
Сообщения: 672
Mgr_Andrew писал(а):
утреннюю вечерню перенесем на обычное время.

Это хорошо, но куда вставить первое освящени воды? После такой объединенной всенощной? Или вообще опустить и освящать только после Литургии в праздник. По логике устава надо бы после всенощной: освящение должно быть одно и после утрени, а не то, что у нас творится.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 янв 2009, 10:03 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3244
Какое освящение воды после Всенощной, о чем это Вы?
Освящение бывает практически после Литургии. И в навечерие, и в праздник.
Утром в Неделю - обычная литургия навечерия, после которой, без всякой Вечерни, водосвятие.
А вечером - обычная великая вечерня и утреня. После этого - никаких водосвятий (по возможности)

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 30 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви