Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 18 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 08 июн 2019, 01:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 дек 2017, 19:53
Сообщения: 17
Откуда: Рыбинск
Имеется в виду, что месяцеслов может быть вообще какой угодно. То есть мы можем, к примеру, с шестиричным вселенским святым отслужить и шестиричную службу местночтимому святому.
Пришлось этот вопрос практически разрабатывать самому.
Хотелось бы послушать мнений.

1. Если совпадают рядовое чтение и чтение святому - мы его читаем единожды.
2. Если совпадают чтения двум святым, и они имеют одинаковый номинатор (напр., оба - священномученики) - мы вместо него читаем чтение, полагающееся множественному лику (священномученикАМ), если такое существует, если нет - читаем единожды (например, двум мученицам как мученице).
3. Если совпадают рядовое чтение с объединённым чтением святых (или с чтением каждому из святых, и чтения святых не объединяются) - мы читаем его единожды.
4. Если совпадают прокимен или аллилуиарий двум святым, и они имеют одинаковый номинатор - мы подставляем прокимен или аллилуиарий множественному лику, если такого нет - поём один раз.
Примечание: Если, к примеру, во вторник мы имеем шестиричную память мученика - получается два раза прокимен "Возвеселится праведник..." - мы не можем объединить их по мученическому номинатору в "Святым иже суть..." - но просто один раз поём прокимен "Возвеселится праведник..."
5. Если совпадают рядовой прокимен или аллилуиарий с соответствующим текстом святому или объединённым текстом двум святым - поем единожды.
6. Если рядовой причастен "В память вечную..." совпадает с причастном святому, то независимо от номинатора причастен будет общим "Радуйтеся...", но:
7. Рядовой причастен "Радуйтеся..." не объединяется с причастном святому "В память..." и наоборот.
Вот по 6 и 7 пункту есть сомнения...

Также хочу спросить ещё вот такой момент - как думаете, если служу (допустим) двум святителям в один день, по Общей минее (между собой никак не связанные) - тропари им следует ли объединять из двух "Правило веры..." в один "Боже отец наших..."?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июн 2019, 13:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2011, 00:35
Сообщения: 378
Мы соединяем службы, а не святых. 2 службы, каждая 1му сщмч. - это не 1 служба 2м сщчмчч. При совпадении прокимнов и т.д. - читаете как 1.
Иногда разным однотипным святым - разные прокимны/евангелия. В таком случае читают каждому свое



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июн 2019, 17:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 дек 2017, 19:53
Сообщения: 17
Откуда: Рыбинск
Посмотрите, например, службу 18 января - 2 святителя, Афанасий и Кирилл - имеют объединённые прокимен, апостол, аллилуиа, евангелие, и тем более причастен.
И это не исключение - так почти всегда. Исключения ещё поискать надо.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июн 2019, 21:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2011, 00:35
Сообщения: 378
hippocamus писал(а):
Посмотрите, например, службу 18 января - 2 святителя, Афанасий и Кирилл - имеют объединённые прокимен, апостол, аллилуиа, евангелие, и тем более причастен.

Вы меня не поняли. Предложенный вариант шестиричной службы не удачен. http://www.patriarchia.ru/ua/bu/2012-01-31/ это одна шестиричная служба, а не служба двум святым. Вот если бы мы соединили службы Афанасия-Кирилла и прпп. Кирилла-Марии, то это была бы служба двум святым ( т.е. соединение двух служб, а именно святых может быть 20000 в Никомидии сожженных).



Оценили +1 (всего 1): >>hippocamus
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июн 2019, 22:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 дек 2017, 19:53
Сообщения: 17
Откуда: Рыбинск
В принципе - да, похоже на то. Причастны "В память" + "В память" в случае опциональных соединений не дают "Радуйтеся".

Но что будет, если мы опускаем одного из скомбинированных шестиричных святых, а другому повышаем ранг, допустим, до полиелея? К примеру, св.вмуч.Варвары - 4 декабря.
Там вообще все чтения ей, кроме причастна, который "Радуйтеся".
А если мы оставляем только Варвару? Это есть даже в "указаниях" - там указано - "причастен великомученицы". А что это за причастен такой? Великомученичной службы в Общей минее нет, ни женской, ни мужской, ни индивидуальной, ни групповой. Значит, как я понимаю - это всё-таки "В память" - обычный причастен одному святому?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июн 2019, 22:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 фев 2010, 20:32
Сообщения: 1253
Откуда: родом из Курска
Блин, вам либо больше заняться нечем, как этой хренью мозги забивать себе и людям? наверное стоит написать вашему правящему, что у вас слишком много свободного времени, пусть подкинет пару бесплатных епархиальных послушаний! :)
Все эти тупиконы и БУ отражают монастырский устав и только монастырский! А для приходов устав один - "аще изволит настоятель". А посему пойте как хотите (или как старшой прикажет) и не майтесь ерундою!
hippocamus писал(а):
что будет, если мы опускаем одного из скомбинированных шестиричных святых, а другому повышаем ранг, допустим, до полиелея?
Да ёперный жеж театр, это первый курс семинарии!
В таком случае полиелейный довлеет, а шестеричный опускается (в идеале - переносится на повечерие). Читаем полиелейный и рядовой (ну, или только полиелейный если это особо чтимый святой).
Если же полиелей Богородице и полиелей святому (например чтимая икона, которой повысили знак), то Богородице довлеет прокимен и евангелие на утрени, все остальное поровну - стихиры, величания, канон. на Литургии первый прокимен и причастен Богородице, второй - святому. Чтений три (два в подзачало, надеюсь, как это делается вы сами знаете) - рядовое , Богородице и святому. Шестеричные все в таком случае опускаются.

_________________
Люди спидом болеют, а я ладан люблю (Архим. Павел Груздев)



Оценили +1 (всего 1): >>bigmar
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 июн 2019, 00:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 дек 2017, 19:53
Сообщения: 17
Откуда: Рыбинск
Толстый падре, прошу прощения, если чем досадил...
Мой правящий в курсе.
Я пишу программу для генерации полного текста службы при совершенно любой допустимой комбинации соединения памяти святых, в любой епархии и в любом храме.
То есть - "Богослужебные указания" - но развёрнутое до набора целых чинопоследований, с учётом местной специфики и "изволений настоятеля".

Вы же так и не поняли сути моего последнего поста. В памяти вмц.Екатерины + прп.Иоанна Дамаскина указывается причастен "Радуйтеся праведнии", что логично, ибо святых больше одного. Если мы оставляем только одну Екатерину - меняем ли причастен на причитающийся "В память вечную"? Об этом нигде не написано, но есть лишь непонятное указание "Указаний" - причастен "великомученице".
И если мы меняем - значит, мы получаем формальное право (обязанность?) при соединении служб двум святителям использовать прокимен, апостол, аллиуиарий и евангелие святителям, а не святителю, ну а причастен, соответственно - "Радуйтеся" вместо "В память".



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 июн 2019, 01:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 дек 2017, 19:53
Сообщения: 17
Откуда: Рыбинск
hippocamus писал(а):
Толстый падре, прошу прощения, если чем досадил...
Мой правящий в курсе.
Я пишу программу для генерации полного текста службы при совершенно любой допустимой комбинации соединения памяти святых, в любой епархии и в любом храме.
То есть - "Богослужебные указания" - но развёрнутое до набора целых чинопоследований, с учётом местной специфики и "изволений настоятеля".

Вы же так и не поняли сути моего последнего поста. В памяти вмц.Екатерины + прп.Иоанна Дамаскина указывается причастен "Радуйтеся праведнии", что логично, ибо святых больше одного. Если мы оставляем только одну Екатерину - меняем ли причастен на причитающийся "В память вечную"? Об этом нигде не написано, но есть лишь непонятное указание "Указаний" - причастен "великомученице".
И если мы меняем - значит, мы получаем формальное право (обязанность?) при соединении служб двум святителям использовать прокимен, апостол, аллиуиарий и евангелие святителям, а не святителю, ну а причастен, соответственно - "Радуйтеся" вместо "В память".


Вот, например, сгенерированная программно служба на это воскресение (Триодь пока не учитывается, поэтому Октоих + Минея).
http://bogdanov-gen.ga/temp.htm
Для отображения нужны шрифты Orthodox.tt ieUcs8 и Kathisma ieUcs (ну или хотя бы первый).
Ошибки быть могут, конечно - но в основном должно быть верное соединение. Плюс, в программе есть ещё и навигация по разделам (в сохранённом файле пока не сделал).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 июн 2019, 16:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 фев 2010, 20:32
Сообщения: 1253
Откуда: родом из Курска
Прошу прощения, действительно не понял, думал так, умозаключения от нечего делать. :oops: Программа, конечно, хорошая, но вряд ли нужная. Вот лично мне глубоко фиолетово как там их соединять, ибо есть проблемы поважнее, чтобы забивать ими голову - чем топить зимой, как починить течь на крыше при хроническом отсутствии лишних финансов и как ласково отморозиться от очередного побора на нужды ЕУ или на очередную инициативу епархиального отдела и т.д. И, поверьте, нас таких большинство, которые служат только по воскресным и праздничным дням, поэтому не заморачиваются столь мелочными академическими проблемами как прокимны и причастны. :)
hippocamus писал(а):
Вы же так и не поняли сути моего последнего поста

Эх, видимо, чукча, таки не читатель...
Толстый падре писал(а):
В таком случае полиелейный довлеет, а шестеричный опускается (в идеале - переносится на повечерие). Читаем полиелейный и рядовой (ну, или только полиелейный если это особо чтимый святой).
Шестеричный опускается полностью со всеми чтениями и причастными.

_________________
Люди спидом болеют, а я ладан люблю (Архим. Павел Груздев)



Оценили +1 (всего 1): >>Бабушкин
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 июн 2019, 23:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2011, 00:35
Сообщения: 378
hippocamus писал(а):
Я пишу программу для генерации полного текста службы при совершенно любой допустимой комбинации соединения памяти святых, в любой епархии и в любом храме.
То есть - "Богослужебные указания" - но развёрнутое до набора целых чинопоследований, с учётом местной специфики и "изволений настоятеля".

Чисто мое имхо, но будь на плейМаркете такая прога, скачал бы только для посмотреть. В современных Указаниях есть спорные места, но для практики их достаточно, а для особо изысканныхизвращений служб проги будет априори недостаточно : "изволениям" несть числа :)



Оценили +1 (всего 1): >>Толстый падре
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 июн 2019, 01:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 фев 2010, 20:32
Сообщения: 1253
Откуда: родом из Курска
bigmar писал(а):
скачал бы только для посмотреть

Даже не стану скачивать, ибо нафиг!

_________________
Люди спидом болеют, а я ладан люблю (Архим. Павел Груздев)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 июн 2019, 02:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 дек 2017, 19:53
Сообщения: 17
Откуда: Рыбинск
Толстый падре писал(а):
hippocamus писал(а):
Вы же так и не поняли сути моего последнего поста

Эх, видимо, чукча, таки не читатель...
Толстый падре писал(а):
В таком случае полиелейный довлеет, а шестеричный опускается (в идеале - переносится на повечерие). Читаем полиелейный и рядовой (ну, или только полиелейный если это особо чтимый святой).
Шестеричный опускается полностью со всеми чтениями и причастными.
Всё-таки опять вы меня не поняли. Видимо, плохо объясняю.

Служба 4 декабря. Св.вмуч.Варвары+преп.Иоанна Дамаскина. Шестиричная.
НА ЛИТУРГІИ
Блаже́нна отъ кано́на му́ченицы, пѣ́снь 3-я, и преподо́бнаго пѣ́снь 6-я.
Проки́менъ, гла́съ 4: Ди́венъ Бо́гъ во святы́хъ Свои́хъ, Бо́гъ Изра́илевъ. Сти́хъ: Въ це́рквахъ благослови́те Бо́га, Го́спода отъ исто́чникъ Изра́илевыхъ.
Апо́столъ къ Гала́томъ, зача́ло 208.
Аллилу́ія, гла́съ 1: Терпя́ потерпѣ́хъ Го́спода, и вня́тъ ми́ и услы́ша моли́тву мою́. Сти́хъ: Поста́ви на ка́мени но́зѣ мои́ и испра́ви стопы́ моя́.
Ева́нгеліе Ма́рка, зача́ло 21.
Прича́стенъ: Ра́дуйтеся пра́ведніи о Го́сподѣ, пра́вымъ подоба́етъ похвала́.


Итого: прокимен, апостол, аллилуиа и евангелие мученицАМ, причастен тоже, но он же любому лику больше 1 святого.
То есть номинатор службы определяется по первому святому (да, великомученицы стоят выше преподобных).

Но если мы отменяем (переносим на повечерие, типа да) службу преп. Иоанна Дамаскина - у нас остаётся служба великомученице (особенно если мы повышаем её до полиелея). И в указаниях - прокимен, апостол, аллилуиа, евангелие и причастен "великомученице". Так как таких не существует, значит - "мученице". Верно? В основном совпадает, но не всё.

Апо́столъ къ Кори́нфиномъ, зача́ло 181.
Прича́стенъ: Въ па́мять вѣ́чную бу́детъ пра́ведникъ, отъ слу́ха зла́ не убои́тся.


Ну вот - заменять апостол и причастен на эти?
С апостолом-то полбеды. А причастен "Радуйтеся" никогда не поётся одному святому!
Толстый падре писал(а):
bigmar писал(а):
скачал бы только для посмотреть

Даже не стану скачивать, ибо нафиг!
Ну, хозяин - барин. В принципе, священнику действительно всё равно, какой там возглашается и поётся прокимен. Поэтому программа прежде всего для клироса. Отец Сергий Ванюков, главред "Указаний", отозвался положительно, но сказал, что многие брались, но никто не осилил... И что надеется, что я доведу до конца.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 июн 2019, 02:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 дек 2017, 19:53
Сообщения: 17
Откуда: Рыбинск
Толстый падре писал(а):
Вот лично мне глубоко фиолетово как там их соединять, ибо есть проблемы поважнее, чтобы забивать ими голову - чем топить зимой, как починить течь на крыше при хроническом отсутствии лишних финансов и как ласково отморозиться от очередного побора на нужды ЕУ или на очередную инициативу епархиального отдела и т.д. И, поверьте, нас таких большинство, которые служат только по воскресным и праздничным дням, поэтому не заморачиваются столь мелочными академическими проблемами как прокимны и причастны. :)
Я прекрасно понимаю, у нас топится системой "тёплый пол" - дрова искать не нужно, а вот денег куда больше уходит. Посёлок 2,5 тыс., а сегодня было 9 человек без учёта детей.
Клирошан у меня всего двое, гласов знают только 7, и только тропарные (5-й глас на панихиде чудом поют, но на службе его применить не судьба). Если нет старосты, по совместильству регентоуставщика - мы служим службу чисто по Октоиху. Да, просто - воскресная там 3-го гласа; евангельские стихиры и экзапостиларии - это страшнее чем логарифмы и векторные поля... Староста хоть по указаниям может послужить, хотя с гласами то же самое...

Но если всё богослужение будет последовательно идти на экране планшета, да ещё и с кнопками-напоминалками напевов... Мне кажется - было бы хорошее подспорье.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 июн 2019, 16:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 фев 2010, 20:32
Сообщения: 1253
Откуда: родом из Курска
Если брать конкретный случай 4 декабря, то Патриархийный календарь - это официальный документ РПЦ, а вот БУ - нет! Следовательно, если календарь указывает полиелей (а он указывает), то служим по нему. Поэтому шестеричную службу Иоанну Дамаскину опускаем и служим по Указаниям "Б". Великомученице - да, поем мученице.

_________________
Люди спидом болеют, а я ладан люблю (Архим. Павел Груздев)



Оценили +1 (всего 1): >>hippocamus
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 июн 2019, 16:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 мар 2010, 10:56
Сообщения: 50
Откуда: Москва
Патриархийный календарь никак не официальнее БУ. Тем более, что патриархийного календаря не существует на сегодняшний момент, бо несколько лет назад он был переформатирован в "патриарший" по требованию нынешнего понтифика. Составляет как БУ, так и месяцеслов календаря один и тот же коллектив авторов из двух человек: зав.календарным отделом и составитель БУ :)



Оценили +1 (всего 1): >>Архидиакон Стефан
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 18 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Эдвард и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви