Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 97 сообщений ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Когда и как облачаться... и разобл
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 09:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2005, 20:55
Сообщения: 87
Откуда: г.Хабаровск, ХДС
Отцы и братья! Помогите разрешить такой вопрос: предъявляется ли строгое требование к священнослужителю облачаться перед тем как прикасаться к Престолу или жертвеннику во внебогослужебное время (например, нужно поправить закладку в напрестольном Евангелии, заменить лампадку и т.п.) Наиболее распространен обычай священнику минимум - надевать епитрахиль, а диакону непременно облачаться полностью. Хотя очень часто видел, :?: :?: :?: что некоторые иереи "наводят порядок" на жертвеннике или на Престоле, не облачаясь. Недавно сослужил с диаконом из Сербской Церкви - он пришел в алтарь задолго до входных молитв и, не теряя времени, заложил нужное Евангельское зачало, подойдя к Престолу без облачения. Какая традиция наиболее распространена, а может быть, где-то об этом есть прямое указание?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 09:46 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 8191
Откуда: MOW-CFU-JFK
Т.е. мне для того, чтобы зажечь лампаду на престоле, нужно идти со стихарем за священником, благословляться у него, потом облачаться, потом зажечь лампаду, потом разоблачаться? Ну, знаете...
Это практика неумного благочестия, и всего лишь. Таких глупых указаний, я думаю, нигде содержаться не может.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 12:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2005, 20:55
Сообщения: 87
Откуда: г.Хабаровск, ХДС
Архидиакон Стефан писал(а):
Т.е. мне для того, чтобы зажечь лампаду на престоле, нужно идти со стихарем за священником, благословляться у него, потом облачаться, потом зажечь лампаду, потом разоблачаться?

Лампаду на Престоле нужно ведь зажигать перед началом Богослужения. Поэтому разоблачаться сразу по возжигании светильника не придется. А можно это рассматривать не как неумное благочестие, а как благоговение перед святыней алтаря Господня? Это, думается, очень важно и для нас самих. Диакон, ответственный за переоблачение Престола и жертвенника, у нас, например, имеет благословение облачаться в стихарь со орарем для этих целей - ему не нужно идти за священником. Oчень часто видел, что некоторые иереи "наводят порядок" на жертвеннике или на Престоле, не облачаясь (а некоторые, возведенные на степень чуть повыше той, где долго засиделись - ну, был, был, был иеромонах, а потом стал ИГУУУУМЕН - совсем уж не утруждают себя облачением в священные одежды для этих целей). Простите...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 12:38 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 8191
Откуда: MOW-CFU-JFK
Меня учили так: лампада на престоле должна гореть всегда. Это не догма, а тоже практика благочестия. Также, для переоблачения престола обычно диакон облачается в полное облачение, а иерей в епитрахиль и поручи. Для того же, чтобы поправить что-то на престоле или просто приложиться к нему, что полагается делать священнослужителям при вхождении в алтарь, облачаться просто неразумно, а в последнем случае так просто невозможно.
Про жертвенник даже говорить особо не приходится. Несвященным обычно запрещается прикасаться к нему ради стоящих на нем Христовых Таин по перенесении их с престола в конце литургии, и только на это время, но без удержу "благочестивые" сделали этот обычай постоянным, что ничем не оправданно. Жертвенник обычно переоблачается вместе с престолом, поэтому совершается это действо в облачении, но "наводить на жертвеннике порядок" можно и без богослужебного облачения.
Кстати, слово "престол" пишется с большой буквы только в одном случае - когда имеется в виду Престол Небесный.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 13:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2005, 20:55
Сообщения: 87
Откуда: г.Хабаровск, ХДС
Архидиакон Стефан писал(а):
Кстати, слово "престол" пишется с большой буквы только в одном случае - когда имеется в виду Престол Небесный.

Очень интересная ссылка. Благодарю!



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 14:28 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 8191
Откуда: MOW-CFU-JFK
Бог в помощь, отче.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 17:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 сен 2005, 22:33
Сообщения: 382
Откуда: Брюссель
Я помню в храме где я прислуживал, настоятель говорил нам, чтобы мы убирали крошки с жертвенника, после великого входа, а в Украине мне даже посоветовали покаяться в этом на исповеди :shock:



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 18:04 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 8191
Откуда: MOW-CFU-JFK
Украина вообще славится своими духоносными старцами. Другое дело, что убирать крошки с жертвенника после проскомидии - действительно не дело алтарников, но это уже частный промах священника, винить в этом прислужников - бессмысленно.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 18:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 май 2005, 21:55
Сообщения: 520
Откуда: г. Сергиев Посад, Лавра, МДА
По поводу сабжа: доводилось видеть как диаконы переоблачали и в одних орарях поверх подрясника. Мы это восприняли как беззаконие. Но вот с другой стороны: смотрел видеозапись пребывания Святейшего на Святой Земле и там о. Андрей Мазур кое-где именно в одном ораре служил молебны... Отец Ефрем, Вы из Лавры? А то есть вопросы по поводу лаврской практики...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 18:36 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 8191
Откуда: MOW-CFU-JFK
У Булгакова где-то есть ссылка на неоднократные запреты церковных властей облачаться диаконам на требы в орарь и поручи, без стихаря. Видно, что это у нас бытовало и раньше. У греков, насколько я могу судить по многократно виденным фотографиям, это вообще норма, даже на крестный ход с участием архиерея так выходят.
Если вдуматься - это логично там, где облачение священника ограничивается епитрахилью и поручами. Лично я всю свою диаконскую жизнь так служу.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 сен 2005, 13:24 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3329
По поводу облачения диаконов и иереев перед тем, как что-либо сделать на престоле - новость. Во первых при совершении входных молитв (кои, согласно служебнику, совершаются БЕЗ каких либо облачений, о чем специально указано, к примеру, у Булгакова) целование пресола УЖЕ в облачениях - какой то нонсенс.
Логично предположить, что облачения существуют для священнодействия, а не для уборки или подготовки.
Однако обычай такой есть. Некоторые миро берут только в епитрахили, некоторые в епитрахили едут с дароносицей к больному. В некоторых дароносицах я имел счастье видеть даже пинцет для перекладки частиц в ящичек. Все же "руки священника драгоценнее сосудов бездушных" - поэтому все эти "целовально-обнимальные" традиции (боюсь написать - украинского происхождения) живут сами по себе.
О лампаде на престоле - странное замечание, хотя интересное. Вообще лампада зажигается перед дарохранительницей, что является чисто западным обычаем. А "Учительное Известие" тут повествует о светильниках на пресоле и жертвеннике во время Литургии, а не в остальное время.
Облачение стихаря неприменно - обычай интересный. Во многих случаях достаточно лишь ораря (и только ораря) также, как достаточно епитрахили (и только епитрахили). Мне кажется, что все же при совершении богослужения храмового, когда иерей одевает фелонь (и на те требы, в которых присутствует чтение Евангелия), диакону следует надеть стихарь. В остальных случаях вполне достаточно одного ораря. Хотя для Руси этот обычай диковат, так как вовсе новый и неизведанный.
РКЦ регламентирует облачения духовенства весьма подробно. Орнат и далматика (эквивалент фелони и стихаря) одеваются только на мессу и в особых случаях. Непременным же облачением для иерея и диакона - стола (епитрахиль или орарь), которую клирик надевает согласно своему сану поверх альбы (подризника), обязательного для всех степеней (остиариев, аколитов и прочих).
Кстати о крошках с жертвенника. насколько я понимаю, Восток вообще не так как Русь отнсится к престолу и жертвеннику, позволяя в случае необходимости простым монахам и низшим клирикам приведение их в порядок.
А вот поручи одеваю только на Литургию и в случае полного облачения.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 сен 2005, 17:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 май 2005, 21:55
Сообщения: 520
Откуда: г. Сергиев Посад, Лавра, МДА
Служить молебны с одним орарём если он двойной понятно как, а вот если это обычный? Не могу представить как это делается технически... У греков то ведь вроде обычные орари только у иподиаконов. Или ошибаюсь? Но сербов точно так, судя по фотографиям, т.к. вживую я их не видел. :) И архиерейское благословение надо на это дело всё же... О. Стефан, Вы пишете, что так и служите, а как архиерей на это смотрит?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 сен 2005, 17:48 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3329
При одинарном ораре поступают у нас так: диакон, который принимает участие в требе (погребении или молебне) одевает свой требный орарь. Обычный одинарный орарь, который он застегивает на правом боку, для чего в нем сделана пуговица и петля. Таким образом орарь не спадает с плеча, проходит по груди и по спине наискосок до уровня ... чуть ниже пояса, а там соединяется, и два его окончания свободно висят.
С другой стороны в таком положении ораря нет возможности использовать его при возглашении ектений, но это частности. Некоторые просто крепят орарь булавкой к рясе. Тоже вариант.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 сен 2005, 17:54 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 8191
Откуда: MOW-CFU-JFK
Разумеется, без стихаря я служу только на выездных требах, а не в храме. К этому архиереи, которых я знал, относились вполне нормально. На подряснике в нужном месте пришита маленькая малозаметная пуговица, к которой орарь пристегивается. К подряснику, а не рясе, потому, что обычно я ношу т.н. полурясу, т.е. длинную жилетку, а она вокруг шеи лежит свободно, не закрывая пуговицы.


Отредактировал Архидиакон Стефан. Дата редактирования: 07 сен 2005, 19:49.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 сен 2005, 19:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 авг 2005, 20:55
Сообщения: 87
Откуда: г.Хабаровск, ХДС
Mgr_Andrew писал(а):
... 1) все эти "целовально-обнимальные" традиции (боюсь написать - украинского происхождения) живут сами по себе....
...2) В остальных случаях вполне достаточно одного ораря. Хотя для Руси этот обычай диковат, так как вовсе новый и неизведанный.

1) Иногда обычаи и привычки украинского происхождения могут и добрую службу сослужить. Вспомнилось, как недавно у нас рукоположенный дьякон (уроженец Западной Украины) обращал внимание всех дьяконов, "шо надо колы ВОЗЛЮБИМ ДРУГ ДРУГА целуваты свий орарь". А мы многие как-то сразу после рукоположения не привыкли исполнять предписание служебника "... и диакони... целуют кийждо орарь свой", и никто не подсказывал впоследствии.
2) У нас в Академии для диакона немыслим орарь поверх рясы или подрясника. А для священника в рассматриваемом случае достаточно только епитрахили.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 97 сообщений ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви