ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

Диакониссы
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=319
Страница 1 из 1

Автор:  псаломщик Евгений [ 18 май 2006, 21:41 ]
Заголовок сообщения:  Диакониссы

что прочел про святителя Нектария Эгинского:

"Святителя преследовали за “нововведения” в церковных вопросах, особенно — за разрешение носить церковные одежды инокиням. И действительно, с благословения Нектария, инокини, на которых была возложена обязанность помогать ему во время совершения божественных служб, носили стихарь, поручи и перекрещенный орарь, как иподиаконы.

Однако и сам Святитель принял подобное решение не без страха Божиего и после глубоких раздумий. Когда появилась необходимость во второй алтарнице, он молился Божией Матери, чтобы Она Сама указала ему достойную для выполнения этого послушания монахиню. Во время Литургии в Великую Субботу, в момент, когда под сводами храма звучало песнопение в честь Богородицы, одной монахине было видение. Она увидела св. Нектария, звавшего ее к Царским вратам и подававшего знаки другой монахине, чтобы она поднесла ему заранее приготовленные священные одежды: стихарь, орарь и поручи, в которые он ее и облачил. Затем он дал ей приложиться к Евангелию и ввел в алтарь через Царские врата. Монахиня (а мы хорошо ее знаем) оставалась после этого в церкви на молитве. На следующий день, по завершении Пасхальной литургии, когда сестры пришли поздравить Святителя и получить его благословение, то каждую из них он спросил, не было ли ей какого-либо видения во время Божественной литургии. Когда подошла тайно предуказанная избранница Божией Матери, то подобный вопрос был задан и ей. Монахиня смутилась, и по виду ее Святитель понял, что она что-то видела. Он попросил все ему рассказать, а затем воскликнул: “Именно этого я и желал!” Святитель поспешил закрепить за ней обязанности алтарницы и сделал это со спокойной совестью, ибо получил одобрение свыше.

Пусть никого не смущает факт такого “необычного” решения Святителя. Речь здесь идет не столько о “новаторстве” или “модернизме”, сколько — о возвращении к традициям глубокой христианской древности. Так, например, в толковании на 15-е правило IV Вселенского Собора говорится, что посвящавшиеся в диакониссы женщины (они должны были быть не моложе 40 лет и непременно — сохраняющие свое целомудрие) имели право носить диаконский орарь обоими концами вперед и причащаться после диаконов. При этом, приняв Чашу из рук архиерея, они сами ставили ее затем на престол. Впоследствии, правда, институт диаконисс был упразднен. И потому, конечно, действия Святителя не должны быть в данном случае примером для подражания — ибо он имел несомненное удостоверение в правильности своего поступка от Самого Бога и Его Пречистой Матери. Дерзать же на подобное “возрождение древних традиций” самочинно было бы и неразумно, и погрешительно. "

Автор:  Архидиакон Стефан [ 18 май 2006, 23:46 ]
Заголовок сообщения: 

Во-первых, насколько я знаю, исторически не доказано, что диакониссам приличествовало какое-либо богослужебное облачение, во-вторых, уже сейчас ясно, что этот опыт св.Нектария был явно неудачен. Святые тоже ошибались, ничего страшного.

Автор:  свящ. Михаил Желтов [ 25 май 2006, 00:36 ]
Заголовок сообщения: 

Архидиакон Стефан писал(а):
исторически не доказано, что диакониссам приличествовало какое-либо богослужебное облачение


Исторически известно, что богослужебным облачением диаконисс были мафорий и орарь, который носился _под_ мафорием, так что его не было видно (этим выражалось отсутствие у диаконисс литургических функций - несмотря на, в общем-то, сан), поэтому совершенно согласен с Вами в том, что

Архидиакон Стефан писал(а):
уже сейчас ясно, что этот опыт св.Нектария был явно неудачен.

Автор:  Andreas [ 11 апр 2008, 23:13 ]
Заголовок сообщения:  Кураев о диакониссах и евхологии

В одной из своих недавних лекций (ftp://ftp.predanie.ru/mp3/Lekcii_diakona_Anderja_Kuraeva/dialog.mp3)Кураев сказал, что согласно некоему евхологию VI века, который он то ли читал сам, то ли читал о нем, диакониссы поставлялись за евхаристической литургией, и по поставлении им вручался потир с Дарами.

Возникает вопрос: где источник? И что это за евхологий, если, насколько мне известно, самый ранний сохранившийся евхологий - это Barberini VIII века.

Автор:  Mgr_Andrew [ 12 апр 2008, 21:44 ]
Заголовок сообщения: 

Вообще вопрос интересный. Скорее всего, это написано у Успенского. Но возникает несколько вопросов. Датировка евхология - только первый. (перенес из другой темы, по вопросу о. Андрея о датировке евхология и чине причащения диаконисс) В действительности, фраза, что при причащении диакониса брала потир из рук епископа и сама ставила его на престол, еще жива и в моей памяти. Но вопрос второй касается функции диаконисс. Как говорил отец Михаил, одеждой диаконисс был орарь и мафорий, что подчеркивало нелитургическое служение диаконисс. И в связи с этим вспоминается правило Лаодикийского Собора, воспрещающее низшим служителям носить орарь и оставлять церковных дверей. Хотя Лаодикийский был собором поместным. Но диакониссы просуществовали довольно долго, хотя в поздние времена Византии, по моему, их не поставляли даже из вдов и девиц. Но вот тут вопрос то вот какой. Да, диакониссы не исполняли литургического служения, а следовательно и нет оснований считать, что они причащались таким образом. Но вот насколько древний покрой фелони отличался от мафория? Ведь фелонь древнего покроя так же покрывала тело со всех сторон.
Матфей Властарь говорит, что епископ возлагал на диакониссу орарь двумя концами вперед, то есть как епитрахиль, совершал это действие сняв омофор. Но Властарь писал это в 14 веке, и совсем не знаю, насколько его слова соответствуют действительности.
Так что поддерживаю вопрос: почему мафорий, носимый поверх ораря (который был одет как епитрахиль, говорит о внелитургическом служении диаконисс, а такая же епитрахиль, носимая под древней фелонью, и соответственно так же скрытая под фелонью, говорила о литургическом служении священника.

Автор:  свящ. Алексей [ 14 апр 2008, 10:05 ]
Заголовок сообщения: 

То есть как почему. Ну надо же было как-то теток поставить пониже священиства. У католиков сейчас запросто эти самые диакониссы приносят на дом причастие болящим и пр. В древней церкви существовала масса социальных предрассудков, связанных с сегрегацией полов, так что их, диаконисс, существование было совершенно естественным.

Автор:  свящ. Михаил Желтов [ 24 фев 2013, 01:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Диакониссы

http://www.pravenc.ru/text/171915.html

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/