ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

Список недоуменных вопросов по литургике
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=1867
Страница 1 из 1

Автор:  иерей Paul [ 12 апр 2010, 21:20 ]
Заголовок сообщения:  Список недоуменных вопросов по литургике

Отцы и братия, очень прошу вас ответить на нижеприведенные вопросы. Должен признаться, это не мои вопросы, их задали мне, причем задала, как вы сейчас поймете не бабушка "Божий одуванчик" а человек с хорошим образованием. С большинством вопросом самостоятельно справиться я не смогу, а между тем люди ждут ответов, уже не только вопрошающий, но и остальные форумчане заинтересовались существуют ли ответы на поставленные одним из пользователей нашего форума вопросы.

Прошу помощи. Понимаю, что вопросов много, но ответьте на сколько сможете.

1) Почему особенно в праздничных последованиях используется повторение одних и тех же стихир по нескольку раз? Может создаться впечатление, что в Православии нехватка богослужебных текстов?

2) Если икосы и кондаки акафиста составлены по 24 греческим буквам алфавита, то
а) какое значение и смысл это имело для греков?
б) какой имеет сейчас для нас, с учётом перевода слов на ц\с?

3) как соотносится со структурой акафиста стоящее особняком троекратное чтение 13-го кондака?

4) По какой структурной причине необходимо повторное чтение 1 икоса и 1 кондака?

5) Почему они при повторении меняются местами?

6) Каков смысл служения "изобразительных" в современной практике?

7) Не является ли рудиментом апостольского запрета покрывать голову мужчине во время богослужения (см. 1Кор.11.4) тот нюанс, что на важных его местах клирики, таки-да, снимают митру/камилавку? Мне закрадывается помысел, что церковный обычай как-то подозрительно нерешителен в их легальности. Если богослужебная шапка – аминь, а-ля Ветхий Завет, то зачем её снимать в важных местах богослужения? Если же она мешает благоговению, то не лучше ли снимать её при входе в церковь как все нормальные люди?

8 ) Почему День усекновения главы И.Крестителя постный?
Дни усекновения глав других мучеников, например Пантелеимона, всегда праздничные
Усекновение главы есть итог протяжённого противостояния бесстрашного проповедника Божия и нарушителя закона. Остальное - технические ньюансы.
Насколько мне объясняли, на Усекновение мы постимся в отместку Ироду (он, мол, ел и пил) и что это якобы привело к казни Иоанна.
С этим убогим объяснением трудно согласиться потому, что:
А) В центре внимания оказывается не Иоанн, а Ирод. И существом праздника – делать наоборот, но не в смысле не иметь жены брата своего, а не есть и пить!
Б) Причина казни и противостояния Иоанна и Иродиады не застолье, а дискредитация Ирода.

9) Ещё один странный пост – Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
День постный, почему?
а) Ведь крест мы носим на груди как знак победы, а не скорбного поражения!
б) В этот день мертвец воскрешён Крестом и люди ликовали! В истории праздника (Интернет-ссылка: http://days.pravoslavie.ru/design/canon.php?id=570) нет ни слова о посте, но только о радости: «В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту» и т.п.
в) В тексте службы (http://days.pravoslavie.ru/design/canon.php?id=569) – только ликующие мотивы: «Крест воздвизаем, на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей: на том бо убив нас убившаго, умерщвлeнныя оживил eсть, и удобри, и на небесех жити сподоби яко милосерд, премножеством благости. Тем радующеся, вознесем имя Eго»; «Восплещем днесь песненное торжество, и светлым лицем, и языком ясно возопиим:...» и т.п.
Конечно, не в соблюдении/несоблюдении угол рассмотрения вопроса. Мне просто любознательно, подлежат ли объяснению эти посты или нет?

Спрашиваю безо всякого своего умничанья, просто не знаю!

Автор:  пресвитер Иоанн [ 12 апр 2010, 22:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Список недоуменных вопросов по литургике

Отец Павел, не лучше ли разделить эти вопросы на разные темы?
а) про повторы,
б) про жанр акафиста,
в) про изобразительны,
г) про покрытие головы клириками,
д) про посты в дни праздников.

А то, если всё обсуждать в одной теме, может возникнуть неразбериха.
Откройте темы самостоятельно (или поищите имевшиеся), там и обсудим. Про акафист и про Воздвижение, например, мне есть что сказать.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 12 апр 2010, 22:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Список недоуменных вопросов по литургике

Я правильно понимаю, что мы плавно переходим к жанру "что посоветуете батюшка?" Т.е. о.Павла спрашивают миряне, он переадресовывает вопрос, а что об этом сказано в правилах?
И ещё мне кажется, что это совершенно бестолковые вопросы, за которыми не стоит ничего, кроме любопытства.

Автор:  о.Дмитрий(Дерево) [ 14 апр 2010, 10:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Список недоуменных вопросов по литургике

Цитата:
И ещё мне кажется, что это совершенно бестолковые вопросы, за которыми не стоит ничего, кроме любопытства.
А толковый и практический вопрос тогда что? Куда свечку поставить, чтоб хорошо стало? :) Может, за этими вопросами и нет ничего, кроме жажды утолить любопытство, но тем не менее, они заданы, а ответов так и не поступило. Про акафисты мне и самому, например, интересно, а что говорят правила на их счет, нигде не встечал.

Автор:  О. Румын [ 14 апр 2010, 12:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Список недоуменных вопросов по литургике

В день Усекновения главы мы постимся в память о Предтече, ибо сам он был постником. По этой же причине и вино не пием. Об этом говорит синаксарь. Один мой тезка, сельский священник, в этот день отмечает именины. Приглашает всех, но никто не приходит.

Автор:  hmnk. Innokenty [ 14 апр 2010, 15:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Список недоуменных вопросов по литургике

" Про акафисты мне и самому, например, интересно, а что говорят правила на их счет, нигде не встечал."

Может стоит поинтересоваться историей теориии стихосложения?

Автор:  Архидиакон Стефан [ 14 апр 2010, 16:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Список недоуменных вопросов по литургике

Не, ну ведь едва не на все вопросы можно найти ответы самостоятельно. Если хватило ума добраться до интернет форума, то почему у "человека с хорошим образованием" его не хватило до 5-10 минут поиска в Яндексе?? Это обычная лень, потакать которой я смысла не вижу. К тому же, на некоторые вопросы ответы можно дать даже не прибегая к помощи справочников, например:
Цитата:
2) Если икосы и кондаки акафиста составлены по 24 греческим буквам алфавита, то
а) какое значение и смысл это имело для греков?
б) какой имеет сейчас для нас, с учётом перевода слов на ц\с?

а) явно это явилось продолжением древней традиции сложения акростихов
б) никакого, просто мы имеем дело с уже сложившейся традицией
Всё! "Человеку с хорошим образованием" этого должно хватить, по-моему.

Автор:  иерей Paul [ 14 апр 2010, 18:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Список недоуменных вопросов по литургике

Архидиакон Стефан писал(а):
Я правильно понимаю, что мы плавно переходим к жанру "что посоветуете батюшка?" Т.е. о.Павла спрашивают миряне, он переадресовывает вопрос, а что об этом сказано в правилах?
И ещё мне кажется, что это совершенно бестолковые вопросы, за которыми не стоит ничего, кроме любопытства.


Миряне как правило такими вопросами не заморачиваются, уж точно их не беспокоит головной убор священнослужителей. Дело в том что на форумах кто угодно может выдавать себя за кого угодно.

А этот вопрос тоже по Вашему бестолковый - 7) Не является ли рудиментом апостольского запрета покрывать голову мужчине во время богослужения (см. 1Кор.11.4) тот нюанс, что на важных его местах клирики, таки-да, снимают митру/камилавку? Мне закрадывается помысел, что церковный обычай как-то подозрительно нерешителен в их легальности. Если богослужебная шапка – аминь, а-ля Ветхий Завет, то зачем её снимать в важных местах богослужения? Если же она мешает благоговению, то не лучше ли снимать её при входе в церковь как все нормальные люди?

По моему этот вопрос имеет практическое приложение.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 14 апр 2010, 23:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Список недоуменных вопросов по литургике

иерей Paul писал(а):
А этот вопрос тоже по Вашему бестолковый - 7) Не является ли рудиментом апостольского запрета покрывать голову мужчине во время богослужения (см. 1Кор.11.4) тот нюанс, что на важных его местах клирики, таки-да, снимают митру/камилавку?... По моему этот вопрос имеет практическое приложение.

По моему - да, бестолковый. Судите сами: практическое приложение регламентируется в основном уставными требованиями (которые хорошо известны), а частью основывается на местных традициях. А ответ на чисто теоретический вопрос "рудиментом чего это является" ничего не решает и не даёт никакой пищи для размышлений или практических действий.

Автор:  Иерей Максим Плякин [ 19 апр 2010, 01:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Список недоуменных вопросов по литургике

Отче, если у Вас есть аккаунт в Живом Журнале, то Ваши вопросы со 2-го по 5-й лучше обсудить в ЖЖ-сообществе "Акафисты" -- оно как раз для этого и было создано. В частности, по псевдоакростиху современных церк.-слав. акафистов есть несколько работ одного из смотрителей сообщества, о. Феодора Людоговского из МДА. У меня большинство их есть в электронном виде, а о дальнейшем можно договориться в личке.
Что же до Вашего 1-го вопроса, то многократность повторов -- "след" изначального места новосоставленных текстов в ветхозаветном по составу богослужении. Первые тропари писались как припев к стихам библейских песен, на которых мог повторяться вообще один-единственный тропарь (подробнее можно посмотреть в диссертации о. Владимира Василика). Со стихирами -- та же ситуация. Основные тексты службы -- ВЗ песни (или, в случае со стихирами, псалмы), а стихиры -- припевы, которые со временем (как и тропари канона) начали "потеснять" в службе "матричные" тексты.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/