Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 4 сообщений ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Отсутствие Евангельского чтения
СообщениеДобавлено: 28 апр 2008, 18:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 23:49
Сообщения: 42
Вот какой вопрос: почему по нашему Уставу на Светлой Заутрене нет евангельского чтения о Воскресении Христовом? Это вообще как-то удивительно: всегда на праздничной утрене бывает посвященное празднику евангельское чтение, а вот в величайший праздник его почему-то нет.

Причем, насколько я понимаю, это особенность русского Устава - по греческому Евангелие (Мк.16:1-8 ) читается после крестного хода перед закрытыми вратами храма. Насколько мне известно, в древности по разным Уставам тоже было евангельское чтение на утрене Пасхи. Почему же и когда оно выпало из нашего Устава?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29 апр 2008, 08:31 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июн 2005, 10:16
Сообщения: 778
Откуда: где-то в Азии
Во-первых, это евангельское чтение у греков всё равно находится вне утрени - оно читается ещё до возгласа "Слава Святей". Впечатление, что это - нововведение.
Во-вторых, как тут уже отмечали, служба, состоящая почти только из канона Иоанна Дамаскина и пары уставных чтений (Григория Богослова и Иоанна Златоуста), не сразу стала считаться утреней. Вопрос в том, было ли чтение Евангелия на "полунощнице".
В-третьих, основное евангельское чтение о Воскресении Христовом читается "в вечер субботный", который относится к тому же пасхальному бдению.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29 апр 2008, 09:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 23:49
Сообщения: 42
диакон Иоанн писал(а):
Во-первых, это евангельское чтение у греков всё равно находится вне утрени - оно читается ещё до возгласа "Слава Святей".

Ну да - на крестном ходе. Но все равно вопрос остается: на крестных ходах в другие дни Светлой воскресное Евангелие читается, а в сам первый день Пасхи почему-то нет.

Кросе того, если учесть урезанность пасхальной утрени по сравнению с обычным чином (нет Шестопсалмия и кафизм - служба начинается с канона), то получается, что Евангелие оказывается на том же месте, что и обычно, т.е. перед каноном.

диакон Иоанн писал(а):
Впечатление, что это - нововведение.

Если даже и так - то весьма удачное. Но я не думаю, что это такое уж нововведение: по многим древним Уставам чтение воскресного Евангелия на пасхальной заутрене было (доиконоборческий иерусалимский чин, "виртуальный" Святогробский Типикон). Кроме того, и чтение самой Литургии Пасхи тоже было воскресным.

диакон Иоанн писал(а):
Во-вторых, как тут уже отмечали, служба, состоящая почти только из канона Иоанна Дамаскина и пары уставных чтений (Григория Богослова и Иоанна Златоуста), не сразу стала считаться утреней. Вопрос в том, было ли чтение Евангелия на "полунощнице".

Эта "полуношница" - явление, как о.Михаил Желтов писал, достаточно позднее: она появилась только в т.н. "иерусалимских" (неосаваитских) уставах из стремление уподобить пасхальное бдение обычному, состоящему из вечерни и утрени, а в уставах студийского типа (где строй службы и основная гимнография в общем близки к нынешнему в первом приближении) ее еще не было. Т.е. это 13-14 век где-то, а заутреня с каноном Дамаскина и чтением Слова свт. Григория возникла куда ранее (сам канон - 8-й век).

диакон Иоанн писал(а):
В-третьих, основное евангельское чтение о Воскресении Христовом читается "в вечер субботный", который относится к тому же пасхальному бдению.
Верно, но вся беда в том, что "старое пасхальное бдение" со временем начало все более и более смещаться на более ранние часы и потому уже не воспринимается многими как пасхальное, хотя этот смысл оно сохранило: кого ни спросишь - все обычно говорят, что Литургия Великой Субботы относиться к "дню великой тишины" и посвящено покою Христва во гробе, а не открывает празднование Пасхи. Да в общем-то сравнительно с ночной службой Литургию Великой Субботы посещают далеко не все - вот и молучаются, что многие в день Пасхи евангельского благовестия о Воскресении Христовом так и не слышат :(



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 янв 2013, 13:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 дек 2012, 20:57
Сообщения: 112
Откуда: Московская епархия
Праздничная литургия Василия Великого по идее должна совершаться на Рождество, Богоявление и Святую Пасху, но со временем эта служба стала совершаться раньше и поэтому стала считаться уже не праздничной, а предпраздничного дня. Но такое перемещение праздничной литургии на день предпраздненства породило несколько странностей:
1) на любой праздник на литургии читается Евангелие, в котором повествуется о празднуемом событии, а на Пасху читается начало Евангелия от Иоанна вместо повествования о воскресении Христовом, читаемом теперь на литургии в Великую субботу.
2) навечерие Рождества, Богоявления и Великая суббота - дни строгого поста, в которые вообще не полагается совершать литургию, кроме случая попадания навечерий на субботу или воскресение. Великая суббота - единственная суббота в году строгого поста. Строгий пост и совершение литургии - вещи несовместимые.
Если бы Литургия Василия Великого соединялась с пасхальной вечерней и считалась бы пасхальной службой - такой путаницы не было бы.
Подобное сползание суточного круга богослужения на пол дня вперед прослеживается и на других службах:
1) на Всенощном бдении вечером мы служим утреню завтрашнего дня.
2) в Великий пост - утром служим вечерню следующего дня.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 4 сообщений ] 


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви