ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

О причинах отказа от возложения рук при Миропомазании
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=1124
Страница 1 из 2

Автор:  osta [ 04 мар 2008, 19:06 ]
Заголовок сообщения:  О причинах отказа от возложения

Каковы причины того, что в настоящее время православные епископы не возлагают рук при Миропомазании?
Известно, что в апостольские времена каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

Однако в Западной Церкви, наряду с Миропомазанием, сохранилась традиция возложения рук епископом и преподачи посредством этого благословения и дара Святого Духа.
Кроме того, в недавней практике РПЦ есть свидетельство непосредственного возложения рук архиепископом Лукой Войно-Ясенецким, когда тот, будучи в ссылке, крестил близнецов, и не имея святого мира, миропомазал их, возложив на них руки.
Насколько этот случай является исключительным? Может ли епископ, даже имея миро, передать дар Святаго Духа через возложение рук?
Интересно, почему Восточная Церковь отказалась от передачи Духа Святого через возложение рук, ведь именно об этом способе говорится в Деяниях (Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, "ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса" (Деян. 8:16)). Понятно, что епископы не могут возлагать руки на всех крестившихся, и таким образом сообщать всем дар Духа Святого, но почему бы не сохранить этот непосредственный способ передачи хотя бы в отношении некоторых. Ведь все епископы являются преемниками апостолов, а сейчас, т.к. святое миро освящается только патриархом, возможности епископов более ограничены по сравнению с первоапостольской Церковью, т.к. в настоящее время миропомазывать они могут лишь при посредстве патриарха, который должен предварительно освятить и прислать миро (т.е. в этом смысле возможности католических епископов более широкие).

Автор:  Архидиакон Стефан [ 04 мар 2008, 19:18 ]
Заголовок сообщения: 

Так исторически сложилось. 8)

Автор:  протодьякон Владимир [ 04 мар 2008, 22:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: О причинах отказа от возложени

osta писал(а):
Каковы причины того, что в настоящее время православные епископы не возлагают рук при Миропомазании?

Чтобы крещаемый, не приведи Господь, не начал "язЫками глаголати" :D

Автор:  Иерей Игорь [ 04 мар 2008, 23:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: О причинах отказа от возложени

д.Владимир Морозов писал(а):
Чтобы крещаемый, не приведи Господь, не начал "язЫками глаголати" :D

И что б ногами дверь потом в алтарь не открывал, как "рукоположенный". :roll:

Автор:  Архидиакон Стефан [ 04 мар 2008, 23:17 ]
Заголовок сообщения: 

Простите, а у вас рукоположенные открывают дверь в алтарь ногой?

Автор:  Иерей Игорь [ 04 мар 2008, 23:27 ]
Заголовок сообщения: 

Рукоположенные вроде нет. А вот "рукоположенные" о коих и речь, думаю легко открывали бы. :)

Автор:  Архидиакон Стефан [ 04 мар 2008, 23:33 ]
Заголовок сообщения: 

Ну, кто бы говорил. Лично Вы, как раз, с этими "хиротесиями" в просфорницы, старосты, и ещё Бог весть кого, как раз, выглядите как активный пособник того, с чем на словах здесь боретесь.

Автор:  osta [ 06 мар 2008, 08:56 ]
Заголовок сообщения: 

По ссылке ответ о. Михаила Желтова на Уставе:

http://community.livejournal.com/ustav/183527.html

Автор:  пресвитер Иоанн [ 07 мар 2008, 23:55 ]
Заголовок сообщения: 

osta писал(а):
в настоящее время православные епископы не возлагают рук при Миропомазании

А кто сказал, что не возлагают?
Покойный владыка Сергий (Соколов) при чине воссоединения с Церковью нескольких человек, вернувшихся из сект, совершил над ними как раз возложение рук, в значении миропомазания.

Автор:  свящ. Михаил Желтов [ 08 мар 2008, 12:22 ]
Заголовок сообщения: 

диакон Иоанн писал(а):
Покойный владыка Сергий (Соколов) при чине воссоединения с Церковью нескольких человек, вернувшихся из сект, совершил над ними как раз возложение рук, в значении миропомазания.


Это-то и неправильно. Почему древние патриархи Константинополя, Иерусалима, Рима не считали для себя возможным заменить миропомазание возложением рук, а современные епархиальные архиереи - считают?
Проблема в том, что происхождение Миропомазания окутано тайной. Существует простое объяснение - схема: "возложение рук=>Миропомазание".
Но из этой схемы, во-первых, вовсе не следует "возложение рук<=>Миропомазание" (из того, что одно сменилось другим, не следует, что можно вернуть обратно; даже очевидно, что нельзя - если схема верна - т. к. уже с III века _все_ епископы (не священники!) совершали именно помазание). Во-вторых, эта схема - условна. Она объясняет происхождение Миропомазания на уровне Катехизиса, но на самом деле она ничего не объясняет, все много сложнее. Поэтому одно дело - знать эту схему в качестве теоретического обоснования своей практики, это нормально; другое - менять саму практику (реальную!) на основании этой схемы (гипотетической и упрощенной), это - ненормально.
Ну и, конечно, никак возложение рук не может заменить Миропомазания уже просто потому, что в рукоположении нет знака Креста, т. е. нет "печати" (не хочу вдаваться в подробности, но поверьте, что это так), а тогда и слова о "печати дара" - непонятно, к чему относятся.

Автор:  иеромонах Петр [ 08 мар 2008, 16:35 ]
Заголовок сообщения: 

диакон Михаил Желтов писал(а):
в рукоположении нет знака Креста, т. е. нет "печати", а тогда и слова о "печати дара" - непонятно, к чему относятся.

Вы хотите сказать что «печать» это знак креста?
Тогда почему эта печать «дара Духа Святаго»?

Автор:  свящ. Михаил Желтов [ 09 мар 2008, 12:42 ]
Заголовок сообщения: 

иеромонах Петр писал(а):
Вы хотите сказать что «печать» это знак креста? Тогда почему эта печать «дара Духа Святаго»?


Все правильно. Не просто "дар", а "печать дара". Крест св. миром - это видимая печать того невидимого дара Св. Духа, который преподается в Крещении и Миропомазании.

Автор:  пресвитер Иоанн [ 13 мар 2008, 20:28 ]
Заголовок сообщения: 

Спасибо, отец Михаил!

диакон Михаил Желтов писал(а):
уже с III века _все_ епископы (не священники!) совершали именно помазание).

О том же 6-ое правило Карфагенского собора. При том, если Миропомазание совершал исключительно епископ, из этого можно заключить, что большее значение придавалось не веществу мира, а лицу, совершающему помазание, так что чин мироварения / освящения мира должен был иметь сначала лишь вспомогательное значение. Дионисий в "О Церковной иерархии" всё ещё усваивает Миропомазание епископу, однако ставит Освящение мира на уровень отдельного таинства, равнозначного Просвещению, и описывает его в весьма обильных "священных созерцаниях". Могло ли это "повышение статуса" освящения мира стать причиной (или одной из причин) того, что Миропомазание стали совершать священники?

диакон Михаил Желтов писал(а):
Ну и, конечно, никак возложение рук не может заменить Миропомазания уже просто потому, что в рукоположении нет знака Креста, т. е. нет "печати" (не хочу вдаваться в подробности, но поверьте, что это так), а тогда и слова о "печати дара" - непонятно, к чему относятся.

Знак Креста в рукоположении усмотреть можно - в скрещивании рук (они ведь не рядом кладутся, а одна на другую), но вот "печати", оставляющей отпечаток, действительно нет.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 13 мар 2008, 21:07 ]
Заголовок сообщения: 

диакон Иоанн писал(а):
Знак Креста в рукоположении усмотреть можно - в скрещивании рук

То же самое хотел сказать. Кроме этого, само руковозложение более соответствует отпечатлению, нежели возлияние или помазание миром. Обязаловка помазывания епископами могла быть вызвана и практическими соображениями - лишняя зависимость архиереев ( в данном случае - от своего первенствующего мирораздаятеля) ещё никогда не мешала укреплению церковной дициплины. В общем, "есть ли жизни на Марсе, нет ли жизни на Марсе, современная наука сказать не может".

Автор:  свящ. Михаил Желтов [ 13 мар 2008, 21:15 ]
Заголовок сообщения: 

Архидиакон Стефан писал(а):
диакон Иоанн писал(а):
Знак Креста в рукоположении усмотреть можно - в скрещивании рук

То же самое хотел сказать.


Скрещивание рук - далеко не очевидная вещь. В древней Церкви рукополагали, по-видимому, одной рукой.


Архидиакон Стефан писал(а):
Обязаловка помазывания епископами могла быть вызвана и практическими соображениями - лишняя зависимость архиереев ( в данном случае - от своего первенствующего мирораздаятеля)


Идея здравая, но она не объясняет тотальное использование мира епископами еще в ту эпоху, когда миро освящал каждый архиерей сам.

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/