Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 10 сообщений ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 29 янв 2020, 17:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 29 янв 2020, 16:20
Сообщения: 3
Откуда: Рязанщина
В одной книжечке написано, что при выходе на ектении диакон должен прикладываться к Престолу, также и после. Один из священников, вычитав сие, теперь требует от меня подобного благочинства. Что думают уважаемые участники форума о данной практике?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 29 янв 2020, 23:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2015, 00:38
Сообщения: 86
Откуда: Москва
В одной, это в какой такой? Автор, издательство, год издания?

_________________
Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе (Иов 7:7)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 30 янв 2020, 00:21 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7996
Откуда: MOW-CFU-JFK
Пункт первый: Начальник всегда прав.
Пункт второй: Если начальник неправ, смотри пункт первый.

Тот священник ошибается: перед собственными манипуляциями диакон прикладывается к престолу в считанные моменты - перед выходом на мирную в начале литургии (да и то вместе с настоятелем), перед выходом на "Господи, спаси благочестивыя", перед крестованием звездицей дискоса на "Победную песнь" (и после), да и всё, пожалуй. А так-то каждая ектения начинается и заканчивается на горнем месте - крестимся, кланяемся на восток и предстоятелю.

Если хотите переубедить настоятеля, то ссылка на форум не поможет. Сошлитесь на другие книжечки, начиная с Булгакова и заканчивая теми, что лежат на deacon.ru. Самое банальное - диаконский Служебник протод.М.Синюка под редакцией архид.А.Мазура (ИС, М.2011, т.1, сс. 5-6):
Цитата:
5. Перед выходом на ектению и по её завершении диакон подходит к Горнему месту. Во время произнесения слов предстоятелем ".. Отцу и Сыну и Святому Духу.." диакон крестится и кланяется сначала на Горнее место, потом предстоятелю.
10. Прежде чем взять то, что необходимо, с Престола, диакон творит крестное знамение и целует Престол. Полагание любого предмета на Престол также завершается крестным знамением и целованием Престола.
11. Поклонение Престолу: стоя у Престола, предстоятель и диакон два раза крестятся, кланяются, целуют Престол, крестятся третий раз, кланяются друг другу.

Собственно, всё. (Немного раздражает преизбыток благочестия: слово "Престол" пишется с большой буквы только в тех случаях, когда имеется в виду Престол Небесный, а не богослужебная утварь).

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 30 янв 2020, 08:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 29 янв 2020, 16:20
Сообщения: 3
Откуда: Рязанщина
Diacon Elias писал(а):
В одной, это в какой такой? Автор, издательство, год издания?


"Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян" (составитель – И.В. Гаслов)
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. САТИСЪ. Санкт–Петербург. 2011

Для примера - выход диакона на мирную ектению на утрене: "Перед окончанием шестопсалмия диакон, поцеловав престол, выходит северною дверью на солею..."



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 30 янв 2020, 10:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2007, 20:17
Сообщения: 482
Откуда: Подмосковье
Архидиакон Стефан писал(а):
...перед собственными манипуляциями диакон прикладывается к престолу в считанные моменты - ... перед выходом на "Господи, спаси благочестивыя",

Вот кстати, во все свои нечастые служения с дьяконами постоянно претыкаюсь об это целование: ну что такого значимого в этом выходе, что необходимо перед ним к престолу прикладываться...

И ещё кстати. На утрене, на мирной ектинье, служа без дьякона кто из здешних священников остаётся у престола, а кто выходит на солею ектинью возглашать? Меня практика интересует.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 30 янв 2020, 13:31 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3266
Скорее всего тут обычная порочная питерская практика. :)
Глядим в служебник: благословляя его, глаголет: Яко свят". Никакаго целования, кроме десницы.
По шестопсалмии вообще не очень понятно. Дело в том, что иерей, выходящий читать светильничные молитвы, обычно целует престол. Смысл непонятен.
Здесь можно списать на начало нового богослужения (Утрени), но это вообще богослужение, которое может вообще совершаться без престола. И тут возникает аналогия: если мы служим бдение в лесу и вместо престола у нас пень, то целуем ли мы пень?
И опять засада: вход нынче лишь символическое действо. Ничего не приносим, откуда взяли - туда и положили. Все целования при входе на архиерейской службе еще понятны, но при входе с кадилом они лишаются объяснения, и делаются скорее по привычке.
А вообще все так: не найдешь у Скабалановича - кивай на Розанова, нет у Розанова - кивай на Сахарова, ну а уж если вовсе не можешь пояснить - ссылайся на Красовицкую.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 30 янв 2020, 23:52 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7996
Откуда: MOW-CFU-JFK
д'Михаил писал(а):
"Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян" (составитель – И.В. Гаслов)
Вплоть до своей трагической гибели в 2014 Игорь был модератором раздела "Церковное право" на нашем форуме. Он достаточно неплохо разбирался в этом вопросе, был относительно сведущ и по части церковного устава, но что касается происходящего в алтаре - это не его сильная сторона. Так что я бы не рекомендовал использовать упомянутую работу в качестве безоговорочного источника непререкаемых истин. Это всего лишь одно из многих подобных ему руководств, каждое из которых имеет свои достоинства и недостатки.
д'Михаил писал(а):
"Перед окончанием шестопсалмия диакон, поцеловав престол, выходит северною дверью на солею..."
Я бы предположил, что это сублимация иерейского благословения (сам-то иерей уже стоит вне алтаря, дочитав светильничные молитвы), но это тоже ерунда, потому что по красоте-то они вдвоём крестятся и раскланиваются пред вратами при заключительных словесных аккордах шестопсалмия, тогда и благословение преподаётся.
священник_Андрей писал(а):
ну что такого значимого в этом выходе, что необходимо перед ним к престолу прикладываться...
Лично у меня нет ответа на этот вопрос. У греков не прикладываются и "благочестивых" не поминают, как и у нас было с 1917 до 1997 г. Я вообще считаю этот выход атавизмом. Ну, так положено, хрен с ним.
священник_Андрей писал(а):
И ещё кстати. На утрене, на мирной ектенье, служа без дьякона кто из здешних священников остаётся у престола, а кто выходит на солею ектенью возглашать? Меня практика интересует.
Да никто не выходит, произносится от престола. Не, ну можно кого-то выгнать при соборном служении, если от него запах нехороший или храм большой с плохой акустикой, а так-то хрень какая-то.

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 01 фев 2020, 01:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 дек 2012, 20:01
Сообщения: 63
Откуда: Россия
Могу предположить что целование престола есть заменительное действо в отсутствие попа в алтаре, а сам "реверанс" уже совершается на солее. Равно как и мирная ектения вроде как произносится (без диакона) на амвоне священником по прочтении светильничных молитв. По принципу - где уже стоишь, там и продолжаешь.
Безотносительно к данному вопросу встречал практику старых попов и на мирную ектению Литургии выходить на амвон.
Что же касается "реверансов" диакона перед и после ектиний, то мне они совсем не понятны, хотя и соблюдаются со всей строгостью закона, особливо касательно ставленников. Пусть только попробуют не поклониться как надо...
Однако вместе с тем... в начале службы диакон берет благословение на облачение и вместе с ним на все свои действия в течении службы. Вопрос: зачем все остальное? Поклоном перед и возвращением после он отчитывается о проделанных действиях, но зачем... Они и так регламентированы уставом, соблюдать который он (дьякон) и так обязан... Мне вот лично пофиг, главное чтобы ектении говорил и в остальное время меня не доставал.
Понимаю что поднимаю вопрос не там и не тогда, но почему бы диакону, особливо на приходе, не делегировать часть полномочий попа? Всенощную, панихиду, молебны, акахфисты... Понятно что и так дьякона тайно образующе и так это служат, а вот официально? Позвонил и сказал "благослови владыко стихарь со орарем, крестить, да соборовать машину с заупокойно-сорокоустным акафистом о болящем колодце с четверговой солью буду". Да и пусть себе служит в свое удовольствие, а у попа и без этого делов хватает.



Оценили +1 (всего 1): >>bigmar
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 01 фев 2020, 11:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2011, 00:35
Сообщения: 391
священник_Андрей писал(а):
На утрене, на мирной ектинье, служа без дьякона кто из здешних священников остаётся у престола, а кто выходит на солею ектинью возглашать? Меня практика интересует.
Я и светильничные и мирную говорю перед престолом. На счет молитв есть практика читать светильничные не дожидаясь утрени, а сразу за вечерними или в конце вечерни, пока горит нормальный свет ( так творит один архиерей, не скажу какой :) ).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Выход диакона на ектении
СообщениеДобавлено: 01 фев 2020, 23:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 янв 2007, 12:50
Сообщения: 679
village priest писал(а):
почему бы диакону, особливо на приходе, не делегировать часть полномочий попа? Всенощную, панихиду, молебны, акахфисты... и пусть себе служит в свое удовольствие, а у попа и без этого делов хватает.

А потом диакона будут здесь писать, что делегировать надо приходским бабушкам, они все равно в храм ходят кажны день, а у клириков и так дел хватает, танчики там или водовку поглушить.
священник_Андрей писал(а):
На утрене, на мирной ектинье, служа без дьякона кто из здешних священников остаётся у престола, а кто выходит на солею ектинью возглашать?

Всегда выхожу, и на мирной, и на сугубой, и на просительной, чего за стеной бубнить?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 10 сообщений ] 


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви