ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

О чтении "под зачало"
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=3595
Страница 1 из 1

Автор:  Александр Адоменас [ 04 окт 2015, 19:56 ]
Заголовок сообщения:  О чтении "под зачало"

Здравствуйте! Возник такой вопрос: Нужно ли чтение, которое читается "по зачало" предварять вводными словами "Во время оно" и пр. В каком авторитетном источнике можно об этом прочитать? У нас в разных храмах - разная практика. И в интернете также пишут разное.

Заранее спаси Христос!

Автор:  Максим [ 04 окт 2015, 22:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Розанов пишет, что при трех чтениях второе всегда читается под зачало первого, т.е. без "во время оно", "рече Господь". Если чтение святому не положено, но читается два чтения, сегодняшнего дня и завтрашнего (если завтра бденный праздник), то они тоже читаются под зачало.

Не возникает вопросов в тех случаях, когда чтения идут подряд. Но в некоторых случаях от простого соединения разных зачал может получиться несуразица. Например, в этом году 5 декабря календарь предлагает читать подряд Лк. 101 и Лк. 67. "... И не могоша зазрети глагола Его пред людьми, и дивишася о ответе Его, и умолчаша. Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство. ..."

Розанов о таких случаях ничего не пишет )

Автор:  Диакон Рустик [ 05 окт 2015, 10:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Из собственной практики, когда ну никак не совместить отрывки без логического казуса, а читать заставляют все три; просто читаю под зачало не 1 со 2ым, а 2ое с 3им. Тоже правда не всегда лучше выходит. Или незаметно меняю местами.

Автор:  Толстый падре [ 05 окт 2015, 16:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Максим писал(а):
"... И не могоша зазрети глагола Его пред людьми, и дивишася о ответе Его, и умолчаша. Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство. ..."

Ну, прям как маленькие чесслово :) В подобных случаях мнение Розанова следует похерить и поменять чтения местами.

Автор:  д.Александр нн [ 06 окт 2015, 00:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Нет никакого запрета предварять чтение зачала вступительными словами. Там, где это уместно, разумеется.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 06 окт 2015, 06:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Я всегда так и делал вместе с небольшой паузой между чтениями. Получалось внятно и никогда не вызывало нареканий. Все эти тёрки по мне выглядят диковато.

Автор:  Елисей [ 06 окт 2015, 12:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Простите что не в тему. Пару слов из практики. Читаю два зачала только при соединении службы воскресения с вознесением. В остальное время выбираю что-то одно; или на злобу дня, или под тему проповеди.

А по теме и уставу все просто. Нас учили что не надо. Но, почему бы и нет.... А вообще голова нам дана не только камилавку носить :) Впрочем, это уже банальность :)

Автор:  О. Румын [ 06 окт 2015, 18:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Что-то я не понял с Вознесением. Вы имеете ввиду неделю по Вознесении?

Автор:  Толстый падре [ 06 окт 2015, 21:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Скорее всего имеется ввиду шутка о совпадении праздника Вознесения с воскресным днем. :)

Автор:  Александр Адоменас [ 09 окт 2015, 11:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Максим писал(а):
т.е. без "во время оно", "рече Господь"


Вот об этом он так раз ничего не пишет. Нет упоминания, надо ли вставлять или нет.

Автор:  Максим [ 09 окт 2015, 18:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Александр Адоменас писал(а):
Максим писал(а):
т.е. без "во время оно", "рече Господь"


Вот об этом он так раз ничего не пишет. Нет упоминания, надо ли вставлять или нет.

"Если назначаются два Апостола и два Евангелия, то они и читаются, как два; но если назначаются три Апостола и три Евангелия, то они никогда не читаются как три, а только как два: из трех один Апостол и одно Евангелие, большей частью те, которые занимают второе место, читаются под зачало с первыми." Как я понимаю, в данном случае "зачало" - не отрывок текста, который надо прочесть (Лк. 24, например), Розанов такой отрывок называет "Евангелие", а именно вступительные слова: "Во время оно", "Рече Господь". Тогда "чтение под одно зачало", чтение второго Евангелия "под зачало первого", означает именно то, что два текста предваряются одним вступлением.

Автор:  Mgr_Andrew [ 09 окт 2015, 19:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Я вообще глубоко противник чтений под зачало. И слияния боле, чем двух служб ( включая нынешнюю).
Ежели подумать, то утренне-литургийное 26.09, определенное по чтению от полу, является определяющим, и измышления, отчего в изданиях минейных отсутствует наряду служба святительская (прошу заметить, святителя Тихона), и издания те недавние, (и ввиду этого Тихоновская служба неудобоисполнима), то стоит пораскинуть мозгами, якоже и Плейшнер.

Автор:  Диакон Рустик [ 10 окт 2015, 13:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Коль пошла такая пьянка... - есть ли вообще смысл читать несколько разорванных по смыслу отрывков, в бессильной попытке притянуть за уши евангельский текст к празднованию какого-либо святого? :) Рядовые отрывки хоть какую-то логику имеют. Особенно умиляет литургийное чтение Богородице, где упомянуты лишь отдельные её части (чрево и сосцы). Этого оказалось достаточно, чтобы читать отрывок "Богородице на литургии". Чтения же святому порой вообще сложно хоть как-то связать с самим святым.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 10 окт 2015, 14:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Диакон Рустик писал(а):
Коль пошла такая пьянка... Рядовые отрывки хоть какую-то логику имеют.

Пьянка не об этом, так что офтопик, пожалуйста, заканчиваем сразу. На тему подбора евангельских чтений ещё о.Желудков высказывался в "Литургических заметках", и высказывался вполне резонно.

Автор:  пресвитер Иоанн [ 12 окт 2015, 20:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чтении "под зачало"

Суть вопроса не в том, "нужно ли" говорить "во время оно", а в том, чтобы, компонуя евангельские фрагменты, не нагородить бессмысленности или глупости. И никакой "авторитетный источник" не заменит собственную рассудительность.

Возьмём в качестве примера завтрашнее литургийное чтение. Там компонуются "под зачало" чтения за вторник (Лк. 5, 12-16) и за среду (Лк. 5, 33-39).

Если просто после стиха 16 начать читать стих 33 по принципу "преступи / чти", то получится совсем нехорошо:
"Прохождаше же паче слово о Нем: и схождахуся народи мнози слышати и целитися от него от недуг своих. Той же бе отходя в пустыню и моляся. // Они же реша к Нему: почто ученицы Иоанновы постятся часто и молитвы творят, такожде и фарисейстии, а твои ядят и пиют?"
Очевидно, что смысл нарушен.

Если второе чтение предварить положенными вводными словами, то получается вполне допустимое сочетание, даже если читать без паузы:
"Прохождаше же паче слово о Нем: и схождахуся народи мнози слышати и целитися от него от недуг своих. Той же бе отходя в пустыню и моляся. // Во время оно, приступиша фарисее ко Иисусу, глаголюще: почто ученицы Иоанновы постятся часто и молитвы творят, такожде и фарисейстии, а твои ядят и пиют?"

Наконец, если уж совсем не хочется озвучивать слова "во время оно" в середине текста, можно сделать вид, что перед нами преступка, но тогда придётся продумать другие начальные слова для перехода на стих 33, хотя бы при помощи той же сноски. Например, как-нибудь так:
"Прохождаше же паче слово о Нем: и схождахуся народи мнози слышати и целитися от него от недуг своих. Той же бе отходя в пустыню и моляся. // Тогда убо приступиша фарисее ко Иисусу и реша к Нему: почто ученицы Иоанновы постятся часто и молитвы творят, такожде и фарисейстии, а твои ядят и пиют?"

Хотя, как ни крути, при более тщательном внимании к тексту всё равно получается, будто эти фарисеи приступили к Христу в пустыне, нарушая Его уединение. Тогда как по тексту Евангелия это было в доме Левия.
Самый простой способ избежать этого искажения - это не пытаться делать вид, что перед нами единый отрывок, а читать его как два отдельных чтения, с небольшой паузой, как уже указывал отец Стефан.
Ведь содержание текста важнее той формы подачи (2, 3 или "под зачало"), в которую мы его облекаем. Форма не должна вступать в противоречие с содержанием.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/