Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 28 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Каждение на заупокойных чинопос
СообщениеДобавлено: 14 сен 2005, 09:03 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7921
Откуда: MOW-CFU-JFK
Пришлось ответить на возникший вопрос по поводу сабжа. Копию размещаю здесь - может, у кого-нибудь возникнет желание прокомментировать. Итак:
Каждения на панихиде всегда совершаются малые - иконостас, потом молящиеся. То же самое на отпевании, только каждение начинается с гроба так же, как кадится аналой с четырех сторон, и заканчивается на нем же с одной стороны. Каждения алтаря не положено, т.к. практика служения с открытыми вратами - самодеятельность. Это на приходах так деньги выцыганивают у заказчиков: если с открытыми вратами, то дороже.
Если служится у канунника, то кадится только он с четырех сторон и предстоящие.
Если панихида служится полным чином, без сокращений, то первое каждение при чтении начинательных молитв и псалма, а потом как обычно - на "Благословен еси Господи", "Со святыми упокой" и на "Вечной памяти". Все ектении говорятся с кадилом, на "Богородицу и матерь света" кадило воздвизается, но каждения нет.
На отпевании, соответственно, добавляется обычное каждение на Апостоле, а если чтется кафизма, то с кадилом, как ектенья.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2005, 09:19 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3251
Удивительно, но каждение при отпевании усопшего бывает, согласно старообрядческому потребнику, только ПЕРЕД началом погребения, с молитвой кадила "Сый и прежде сый". В остальных случаях каждение - дань традиции.
В любом случае каждение иконостаса на погребении вообще не вполне понятно, учитывая то, что уставное погребение совершается в притворе, а не в храме.
Интересно само по себе явление "ектении с кадилом". Вот тут мне не совсем ясно: диакон говорит ектению, воздвизая орарь. При наличии каждения это не вполне удобно. Вообще каждение на заупокойных ектениях скорее новодел, нежели правило. Как и с открытыми вратами (варианты: по Большому Требнику, с паникадилом, с праздничным кадилом) :D

Я прошу прощения за личное, но когда я совершал последование погребения своего папы, то каждение совершал только перед последованием, без каждений на кондаке или апостоле. (правда чин был из требника Могилы, с антифонами)

Обычное каждение на Апостоле - вообще интересно. Откуда это оно обычное? Наверное "общепринятое". Мне понятно каждение на аллилуарии (!) на Литургии - но там был и вход с Евангелием. А откуда каждение перед Евангелием на частных требах - не могу усвоить.

Видел я и практику, когда все последование совершается с непрестающим каждением. Сам так служил лишь несколько раз в жизни - но там причина была банальна, я бы даже назвал это не каждением а дезодорированием. :wink:

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2005, 09:37 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7921
Откуда: MOW-CFU-JFK
Сейчас нет времени искать, но где-то попадалось древнее указание на то, что иерей всю заупокойную службу служит с крестом в руке, а кадило должно гореть непрестанно. Так что это ещё вопрос - что является новоделом. Может, ладан жалеют, или пользуются таким скверным, что класть его лишний раз в кадило не хочется?..
В старообрядческом непотребнике же просто содержится только одно указание на каждение, вот и всё. В древних рукописных евхологиях, например, вообще нет молитв на облачение перед литургией, хотя сами молитвы в практике существовали и тогда. В современной богослужебной литературе, как Вы знаете, тоже далеко не каждый шаг расписан.
Кадится, собственно, не иконостас, а врата и местные иконы.
Если Апостол на отпевании сокращается, то и каждения не бывает. Так что дело в аллилуарии, конечно.
А насчёт вариантов - это да, был и такой - с паникадилом. Даже так: "только нижний ярус зажигаем, или все?"



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2005, 15:39 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3251
А вот такие древние указания мне, к сожалению, не попадались.
Я бы вообще с удовольствием просмотрел бы какие-нибудь "Богоугодные указания на 1320 год". Безусловно, практики существовали разные. Мой знакомый священник действительно совершал все поребение с крестом, и даже когда кадил, крест держал в левой руке. Объяснял мне, что это их местная традиция.
С другой стороны он совершал каждение перед началом канона.

А вот все же кажление иконостаса и врат меня интересует. Если последование совершается по уставу в притворе - то откуда там каждение?
А вот с каждением на апостоле я не могу согласится. Каждение бывает ПЕРЕД евангелием, так что если уж каждение совершается, то и при сокращенном апостоле оно должно быть.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2005, 17:36 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7921
Откуда: MOW-CFU-JFK
При сокращенном Апостоле кадить просто некогда.
Ссылка на Устав здесь не совсем подходит. У нас нет таких притворов, где можно совершать чинопоследование. Где-то "сзади сбоку", как у нас это делают - это не в притворе, согласитесь.
Где-то в Прикарпатье, по-моему, соблюдается это указание, как местная традиция - крест в руке всю службу. Я когда это увидел (в каком-то фильме, где тамошнего священника играл тамошний священник), то даже удивился: как, думаю, там люди образованны-то.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2005, 22:15 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3251
Архидиакон Стефан писал(а):
При сокращенном Апостоле кадить просто некогда.


Вообще, насколько я понимаю, у нас принято кадить даже на Литургии не то, что на Апостоле, а начинать прямо с прокимна. Хотя каждение (зри любимого Лаврского архимандрита, егоже ссылка зде есть) должно совершаться на Аллилуарии.
А вот при сокращении Апостола (я всегда сокращаю, за исключением погребения прихожан) стоило бы и сокращать прокимен, а вместо прокимна возглашать аллилуарий (так сказать verbus ante evangelium) после которого читать Евангелие.
Совершенно согласен с тем, что при отпевании в храме должно совершать малое каждение. В этом случае сохраняется смысл. Хотя я сам по привычке совершаю каждение вокруг гроба, смысла в том я, в принципе, не вижу. Отчего соврешать именно так? Откуда такое каждение вокруг умершего? Логично, на мой взгляд, было бы каждение единократное. Хотя и в пользу окрестного тоже можно высказаться.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2005, 22:25 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7921
Откуда: MOW-CFU-JFK
Лаврский мандрит по-своему прав: распев КПЛ, особливо ежели без спешки, вполне позволяет покадить на аллилуии. А прокимен сокращается тоже. Иногда и блаженны. "Премудрость, прости" сразу после "Плачу и рыдаю".



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2005, 22:38 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3251
Кто платит - тот и рыдает.
Я не пою эту стихиру, я читаю первые 2.
Но, вообще, хотя для слуха это дико, считаю, что перед Евангелием нужно петь аллилуарий, а если апостол сокращаем - то сокращаем и прокимен. Потому что кажленим почитается именно евангельское чтение.
Но все же, на мой взгляд, было бы правильным в новых изданиях Требника указывать места каждения и вид каждения. В данном случае единообразие как раз не помешает, особенно учитывая трепетное отношение к отпеванию вообще (как к пропуску в Царство Небесное).

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Вопрос по каждению на панихиде
СообщениеДобавлено: 27 фев 2006, 18:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 дек 2005, 13:17
Сообщения: 5
Откуда: Прибрежневские мы
Просветите, отцы-братия, когда священник говорит возглас кадим? а на аллилуйе после мирной? Есть ли правила кто кого поминает: кого - священник, кого - диакон?

_________________
Простите меня, я очень бестолковый



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27 фев 2006, 19:03 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7921
Откуда: MOW-CFU-JFK
Нет, на возглас крестимся. На аллилуие кадим. Правил особых нет, кроме того, разумеется, что на прошени ектении поминает диакон, а на возгласе - священник.

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 мар 2006, 13:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 авг 2005, 16:15
Сообщения: 34
Так для себя и не разберусь как на отпеве кадить, и чтобы отцов не напрягать кажу с каждым по разному. :( А так, если по правильному, можно подробно? Вот окадил я покойного окрест, потом что? Аналой спереди, или на солею сразу иконостас кадить? А там еще столик, на котором земелька и его бы покадить. Да еще и народ с предстоятелем. Уф.
И еще когда кадить – поподробнее. А то с духовником малое каждение 3 раза, а с настоятелем много больше. :)
И если можно то и ссыочки. Тогда появиться у меня шанс кадить на отпевах правильно.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 мар 2006, 14:00 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7921
Откуда: MOW-CFU-JFK
И земельку, и кутью с блинами, и ещё чё-нить не забыть бы.. Да кадите, как священник служащий благословит. Нет там жёстких правил, одни традиции.

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 мар 2006, 15:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 авг 2005, 21:19
Сообщения: 621
"Столик где земелька" - это канун? Тогда там ещё и Крест есть.

_________________
Господи помилуй М



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 мар 2006, 17:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 май 2005, 21:55
Сообщения: 520
Откуда: г. Сергиев Посад, Лавра, МДА
И как же на кануне землю то разместить? Что-то представить не умею... У нас столик с землёй стоит "пристыкованным" к аналою.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03 мар 2006, 17:29 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3251
Земелька на кануне, кстати, в настольной книге Булгакова названа случаем анекдотическим.

По поводу каждений, имхается мне, логичные были бы:
1. Перед началом панихиды (отпевания)
2. На непорочных
3. Панихидное - на "Богородицу и Матерь Света"
4. Отпевальное - на Апостоле (аллилуарии).

Оные каждения вполне сообразуются с каждениями на Утрени. остальные - "аще взбредет во главу". :D

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 28 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви