ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

Допрос на Венчании
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=25&t=1998
Страница 1 из 1

Автор:  свящ-к Александр [ 03 сен 2010, 13:12 ]
Заголовок сообщения:  Допрос на Венчании

Таинство Венчания по устоявшейся последнее время практике совершается в РПЦ после регистрации в ЗАГСЕ, отсюда возник вопрос целесообразности вопрошания у венчающихся о "произволении благом и непринужденном и крепкой(твердой) мысли пояти себе в жену(мужа) и т.д." Так как, понятное дело все это подразумевает под собой штамп в паспорте.Что думаете, отцы?

Автор:  Mgr_Andrew [ 03 сен 2010, 13:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

Вопрос то правильный! Я даже два раза удовольствие получил.
Думаю, что надо изменить форму вопрошения.Вроде: взял лы ты, такой-сякой, сию в жены"? "Перед Церковью свидетельствуешь ли, так тебя растак, что пребудеши " вдевстве молитве и посте" даже до смерти? :)
Ой, правильный вопрос! Я бы ограничился "Взял ли ты в жены". А про необещание - оставил бы.

Автор:  свящ-к Александр [ 03 сен 2010, 14:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

Mgr_Andrew писал(а):
Ой, правильный вопрос! Я бы ограничился "Взял ли ты в жены". А про необещание - оставил бы.

А я бы вообще опустил...

Автор:  иерей Алексей С. [ 03 сен 2010, 19:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

Одно дело - загс, другое - Церковь.
Тут спрашивает священник перед Алтарем, а там - тетя в конторе.
Как говорят в Одессе, это две большие разницы.
Mgr_Andrew писал(а):
А про необещание - оставил бы.

Этот деликатный вопрос лучше обсудить на исповеди перед венчанием.

Автор:  Дария [ 17 янв 2012, 20:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

иерей Алексей С. писал(а):
Одно дело - загс, другое - Церковь.
Тут спрашивает священник перед Алтарем, а там - тетя в конторе.
Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Как я с Вами согласна, отче!) если б я не обещалась перед Богом, то уже давно бы, наверное, сгоряча развелась( Весьма отрезвляет, надо сказать.
Батюшки, меня интересует такой вопрос: что делает священник, когда на венчании кто-то вдруг предъявляет такие факты, что венчание становится невозможным? ну, скажем, выясняется факт двоеженства/двоемужия. Венчание останавливается?

Автор:  Архидиакон Стефан [ 18 янв 2012, 01:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

Дария писал(а):
что делает священник, когда на венчании кто-то вдруг предъявляет такие факты, что венчание становится невозможным?

Ну а как Вы себе сами это представляете? "Стойте, батюшка, он на другой женатый. - А, фигня какая, уплочено" - так, что ли? И загляните, пожалуйста, ещё раз в правила. В следующий раз такие вопросы будут удаляться сразу. (И в словарь имён, заодно).

Автор:  Александр В [ 18 янв 2012, 15:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

По-хорошему нужно с желающими венчаться проводить что-то типа огласительной беседы, чтобы понять на сколько они готовы благодать Венчания принять, и достойно пронести. На такой беседе все и выяснится, и будет понятно, опускать ли часть слов, или произносить.
Еще, у митрополита Антония Сурожского было такое мнение, что некоторым, заключившим брак до начала церковной жизни, стоит венчаться не сразу, а после того, как они смогут Венчание принять правильно. Значит, в таком случае, вопросы не уместны.
И еще случай, один знакомый священник, когда еще был семинаристом, венчался до регистрации в загсе, которая случилась больше чем через полгода. Правда венчал священник - родственник его, поэтому вопросов не было.

Автор:  д.Александр нн [ 23 янв 2012, 23:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

Видел такой вариант: (близко к тексту) "В Бога веруете?", "родства между вами нет? " И всё. Никаких "благих и непринужденных" нет. Хорошо или плохо - судите сами.

Автор:  поп Базилио [ 14 фев 2012, 13:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

свящ-к Александр писал(а):
отсюда возник вопрос целесообразности вопрошания у венчающихся о "произволении благом и непринужденном и крепкой(твердой) мысли пояти себе в жену(мужа) и т.д."

Вопросы эти, на мой взгляд делают участие венчающихся более осмысленным, хотя для этого и подготовительная беседа нужна, и исповедь, как справедливо заметили Александр В и отец Алексей С.. Но если венчающиеся хорошо подготовлены и обручение совершено внятно и торжественно, то к моменту вопрошений новобрачные часто находятся в особо-приподнятом состоянии. И когда их спрашиваешь (по-русски, естественно, и с нормальной интонацией), они отвечают "от избытка сердца" - кто-то горячо и радостно, а кто-то тихо и проникновенно, но никогда - равнодушно.

Автор:  священник_Андрей [ 09 май 2015, 20:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

свящ. Михаил Желтов писал(а):
Между прочим, в версии Чина венчания многолетних супругов, которая обсуждалась на комиссии, вопросов супругам не было.

Отец Михаил, извиняюсь, что цитирую сюда из другой темы, но здесь вопрос более к месту.

Социальная Концепция (глава 10, часть 2) учит нас, что брак ЗАГСа – законный, а брак венчанный – освящённый.

Уже как столетие священник, венчая, имеет дело с юридически свершившимся и оформленным в ЗАГСе браком. Перед заключением брака жених и невеста в ЗАГСе были испытаны на предмет «не обещался ли», а перед венчанием реализовали и документально оформили своё «произволение благое и непренужденное».

Насколько, по-Вашему, являются актуальными вопросы священника из современного чина венчания, которые никак не подчёркивают намерение освятить имеющийся законный брак, а просто повторяют зачем-то юридические формальности ЗАГСа?
МСЧМ, эти вопросы - совершенно изживший себя атавизм. Или нет???

Автор:  свящ. Михаил Желтов [ 13 май 2015, 01:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Допрос на Венчании

священник_Андрей писал(а):
Перед заключением брака жених и невеста в ЗАГСе были испытаны на предмет «не обещался ли», а перед венчанием реализовали и документально оформили своё «произволение благое и непринужденное». Насколько, по-Вашему, являются актуальными вопросы священника из современного чина венчания, которые никак не подчёркивают намерение освятить имеющийся законный брак, а просто повторяют зачем-то юридические формальности ЗАГСа?

По поводу "формальностей ЗАГСа". Брак состоит из многих уровней. Как человек - не душа, а душа и тело, так и брак - не только юридическое, но и межчеловеческое, социальное и сакральное. В частности, в византийской (т. е. православной) традиции брак определяется как "супружеское единение мужчины и женщины, соучастие в решении всех жизненных проблем, общность интересов в вопросах божественного и человеческого права". То есть брак - не только юридическая реальность, но и половая, бытовая, межличностная, религиозная. В Римской империи (включая Византию) юридический и социальный аспекты брака оформлялись зачастую в разное время. Обручение и венчание возникли как религиозное обрамление, соответственно, первого и второго. При этом половая и бытовая стороны брака у византийцев могли наступать, в зависимости от конкретных обстоятельств, и уже после первого, не дожидаясь второго (а иногда - и без него, поскольку социализация брака в смысле участия в нем городской/сельской общины в процитированном определении не упоминается и, хотя традиция требовала и требует наличия свадьбы, свадьбу в каких-то ситуациях вовсе не играли), и, что, конечно, гораздо более привычно, только после второго. Впрочем, с XI века именно венчание было идентифицировано как основной способ оформления религиозной стороны брака; кроме того, венчание было наделено полномочиями создавать и юридическую сторону брака. В результате обручение из полноценного и даже в чем-то более важного, чем венчание, священнодействия (поскольку обручение когда-то создавало и юридический, и сакральный уровни брака) проиграло венчанию как комплексу всего сразу. Однако и обручение по инерции сохранило юридическую силу; это приводило к нежелательным казусам, поэтому к поздневизантийским временам обручение стало совершаться прямо перед венчанием, чтобы подобные казусы не создавать. Наконец, в наши дни венчание лишилось права создавать юридическую сторону брака. Так что теперь ЗАГС - это не только "формальности". Без ЗАГСа нет одного из неотъемлемых уровней брака: "соучастия в человеческом праве". То есть нет брака в полноте. А таинством может быть только брак в его полноте.
Что касается вопроса "не обещался ли" при венчании: он относится к юридической стороне брака. Когда-то он означал: "Не обручен ли ты?" (в смысле полноценного - то есть влекущего за собой юридические последствия - обручения). В наших реалиях смысл становится таким: "А ты с кем-нибудь другим, случаем, не расписан"? Если учесть, что первый вопрос в наших же реалиях фактически означает "хочешь обвенчаться?" (поскольку юридическое измерение брака стороны уже сформировали, а половое/бытовое измерения брака священника не касаются, если только у него не имеются особо доверительные отношения с женихом и невестой; хотя, конечно, в идеале, все это должно начаться только после венчания, так что можно сформулировать вопрос и так: "хочешь создать половой, бытовой и религиозный уровни брака?" - и вот уже из классического определения недостает только юридического уровня), или, как вариант: "хочешь обвенчаться и сыграть свадьбу?" (=религиозный+социальный брак, как исполнение юридического), никакого противоречия второй вопрос (вспомним, что он, по сути, таков: "а юридический брак у тебя в порядке?") в себе не содержит.
Конечно, в синодальную эпоху эти вопросы имели больший вес, поскольку первый вопрос, фактически, означал согласие на все уровни брака одновременно, а не как сейчас, с изъятием для юридического.
Другое дело, что эти вопросы происходят из Требника Петра Могилы и их нет ни в дониконовских книгах (и у единоверцев/старообрядцев), ни у греков. А нет их там потому, что само участие в церковном священнодействии предполагает имплицитное согласие. Эксплицитное согласие потребовалось для соответствия латинскому учению о таинстве брака.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/