ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

Соборование больных на практике
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=25&t=1291
Страница 1 из 6

Автор:  свящ. Евгений Леонов [ 03 сен 2008, 15:36 ]
Заголовок сообщения:  Соборование больных на практике

Каждый священник часто совершает соборование больных у них дома и не один раз на дню. Так как старинная практика соборования семью священниками вместе с причетником (диаконом) давно ушла в прошлое, чин требует определенной корректировки. Например, не 7-кратного, а 1-кратного чтения молитвы "Отче Святый"и др.
Что думают об этом участники форума?
1) Какова практика которой они придерживаются?
2) Какие измененения по их мнению нужно внести в чин в свзяи с современной ситуацией?

Автор:  священник_Андрей [ 03 сен 2008, 16:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соборование больных на практи

Как-то долго все расписывать... Я из Посланий читаю только первое, Иакова. Соответственно и прокимны неевангельские опускаю.

Автор:  иерей Артемий [ 03 сен 2008, 21:11 ]
Заголовок сообщения: 

Я вычитываю чин целиком. Но соборование приходится совершать не часто.

Автор:  священник_Андрей [ 03 сен 2008, 21:35 ]
Заголовок сообщения: 

иерей Артемий писал(а):
Я вычитываю чин целиком...

Я раз пять тоже вычитывал целиком. В конце по физическому состоянию не сильно отличался от соборуемого. А по возвращении в храм оказывалось, что меня там :? кто-нибудь ждал. Посчитал, что такая трата сил просто нерациональна для одного священника на приходе.
Да и больной после третьего-четвертого Евангелия уже ничего не воспринимает. И не сильно церковные родственники тоже...

Автор:  свящ. Евгений Леонов [ 04 сен 2008, 22:48 ]
Заголовок сообщения: 

Да, тяжело воспринять весь чин, не только по болезни, но и потому что он достаточно перегружен повторными частями. Хотелось бы услышать мнения о некотором минимальном чине, который мог бы быть приемлемым для соборования больных
Я опускаю начальный псалом, сокращаю канон, а также ектении "Помилуй нас Боже" и молитву "Отче Святый" которую читаю 1 раз.

Автор:  Алексий Вифлеемский [ 05 сен 2008, 09:11 ]
Заголовок сообщения: 

Может для начала теорию посмотреть:
Диак. Иоанн РЕМОРОВ (Новосибирский Богословский институт)
«Византийское чинопоследование таинства Елеосвящения»
А вообще с таким подходом можно многое сократить. Например оставить от Литургии только анафору, да и ту сократить до эпиклезы. :cry:

Автор:  пресвитер Иоанн [ 05 сен 2008, 21:06 ]
Заголовок сообщения: 

Алексей писал(а):
А вообще с таким подходом можно многое сократить. :cry:

Сообщение оформлено так, что может показаться, будто "такой подход" - это про упомянутую статью. Хотя имелось в виду другое.

Что касается елеосвящения: действительно, теория у него, вкупе с историей, многогранная и запутанная. Около 13 века чинопоследование подверглось переосмыслению и, соответственно, переработке. До этого времени "последование святаго елея" оставалось эксклюзивным вариантом усиленно-соборной молитвы Церкви для очень обеспеченных болящих, которые могли себе позволить собрать в личном домовом храме семь священников, а после совершения Литургии с елеосвящением (или 7 Литургий) вознаградить их подобающим образом. Болящие простолюдины довольствовались, похоже, прочтением священником одной или нескольких молитв, - при этом могло быть и помазание елеем (взятым, к примеру, от лампады чтимой иконы).
Когда елеосвящение причислили к семи Таинствам, его стали понимать как нечто равно нужное для всех, ведь болеют все одинаково. Поэтому чин отсоединили от Литургии и существенно сократили. Видимо, тогда и стала появляться проблема, обсуждаемая в данной теме. Конечно, её на практике решали путём сокращения чина. По рукописям прослеживаются две традиции таких сокращений:
1. Совершается обычный чин; по окончании первого помазания - сразу переход к возложению Евангелия с соответствующей молитвой, и далее по тексту до конца.
2. Был и другой, совсем короткий чин, без сокращённой утрени в начале и без освящения елея, но оригинальный по составу: Обычное начало, Трисвятое по Отче наш; тропари "Помилуй нас, Господи"; Г.П. 12, Слава и ныне, Приидите поклонимся, 50 псалом, Слава и ныне, Аллилуиа; мирная ектения (несколько длиннее, чем в нынешнем чине); прокимен - апостол - аллилуиа - евангелие; "Отче Святый"; ещё одна молитва; "И сподоби нас, Владыко" - "Отче наш"; помазание; молитва над главою; заключительная ектения "Помилуй нас, Боже", "Услыши ны, Боже", отпуст. (См.: Иером.Венедикт (Алентов). К истории православного богослужения. К., 2004. С.489-491.) Дальше в этой же книге приводятся ещё два сокращённых варианта чина, похожих по продолжительности на изложенный, но составленных более стройно и в соответствии обычному.
Ничего из этого не получило официального признания, особенно после утверждения теории таинств по свт.Петру Могиле. У него самого в требнике, кстати, весьма своеобразная редакция не только чина елеосвящения, но и молитвы "Отче Святый": а) молитва сокращена вдвое за счёт опущения всех имён; б) она читается медленно и неторопливо на каждое из семи помазаний на каждую помазуемую часть тела, итого 49 раз! Вот только почему-то эта редакция не прижилась...

Автор:  Mgr_Andrew [ 06 сен 2008, 13:00 ]
Заголовок сообщения: 

В действительности сокращение богослужения это не нашего века выдумки. В Могиле 4 чина водосвятия, если я не ошибаюсь, (Агиасмы, обычное, малое и "водосвятие миниатюр". В униатском требнике, который, насколько я помню по рассказам пожилых львовских протоиереев, активно использовался и православными, чина елеосвящения - три. Обычное (без могилянских вставок евангелия для жен особенных, и большой редакции молитвы "Отче", малое (о нем писалось) и миниатюрное: молитва на освящение елея и помазание с молитвой "Отче святый", а так же возложением Евангелия, заключительной ектенией и отпустом.
В истории, как мы говорили, было еще соборование Великого Четверга, которое отличалось от обычного.
Тем более что на приходах практика "что ли мне пособороваться заодно" встречается. Да и тяжко болящий трудно переносит полуторачасовой чин, а родня - та вообще своими делами занимается.
Встречалась мне практика елеосвящения в несколько интересном виде. Правда, этот вид требует непременно псаломщика или диакона.
Заключалась она в том, что молитвы седмочисленные священник прочитывал во время канона, а молитву "Отче" - во время чтения апостола, оставляя по ектении лишь возглас "Яко ты еси источник исцелений", во время коего совершалось помазание. Меня, если честно, не впечатлило.
На богословской конференции, если мне не изменяет память, или на подготовке к ней, духовенством высказывалась мысль о создании сокращенного чина соборования для использования в частных случаях.
Тем не менее, при общих соборованиях, бываемых, по обыкновению, в посту, лучше не сокращать чинопоследование. А в частном случае поступать по разуму.

Автор:  Никола [ 11 дек 2008, 12:41 ]
Заголовок сообщения: 

меня интересует вопрос о соборовании в храме. прихожане несут масло, у нас раньше даже рис носили, после таинства забирали домой(слава Богу это искоренили), а вот масло стоит на столе над ним прочитана таже молитва для таинства, после окончания елеосвящения его разбирают домой и там помазуются. как вы на это смотрите? ведь в таинстве человек получил все что необходимо для исцеления зачем же еще дома как бы продолжать елепомазываться маслом с соборования. надо ли это искоренять или я заблуждаюсь. видел на фото и видео во многих храмах масло в больших количествах стоят на столах. где то прочитал руководство что после елеосвящения все необходимо сжигать.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 11 дек 2008, 13:16 ]
Заголовок сообщения: 

Я бы не стал заморачиваться - пусть мажутся. Народ страсть как любит мазаться - ну и пусть потешатся.
Про сжигание Вы что-то путаете, мне кажется. Вполне понятно, что сжигаются салфетки, которыми отирается елей или сами стручцы для помазания, если пользовались чем-то вроде ватных палочек (в старых руководствах они иногда называются спичками), но сжигание самого елея (если только не в лампадах - да и это не вполне правильно) вряд ли где-то может быть предписано.
По сабжу советую ознакомиться с темой "Массовое соборование", если Вы этого ещё не сделали.

Автор:  попъ Олекса [ 16 янв 2009, 14:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соборование больных на практике

Обычно совершаю полностью, но когда не хватает времени или сил (после "больших служб" или нескольких соборований) - сокращаю канон и молитву "Отче святый" (повторы) в разных комбинациях.

Автор:  иерей Олександр [ 16 янв 2009, 18:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соборование больных на практике

А я все читаю полностью.
Не так часто приходиться совершать таинство. Да и времени не так много занимает таинство.

Автор:  иерей Дмитрий В. [ 19 мар 2009, 22:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соборование больных на практике

Мне не приходилось слышать о сокращении этого таинства. Если сокращать, то почему? Если по лени то, думаю, лучше заставить себя совершить полностью, а не искать оправданий в истории таинства.

Автор:  Mgr_Andrew [ 20 мар 2009, 08:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соборование больных на практике

Ерунда.
Никто не ищет "оправданий". НО.
По аналогии с современным духовным развитием прихожан, которые любят непременно раз в году собороваться, или таких, которые хотят причаститься и заодно пособороваться, практически невозможно всех удовлетворить.
Особенно если речь идет о соборовании в больнице. Представить себе хотя бы 8 палат в одном отделении, где совершенно лежачие, если в каждой совершить соборование полностью как указано в требнике - то потом никто бате, кроме его лечащего паталогоанатома, не поможет. \
Сначала самостоятельно поддерживать тупую практику соборования "аще прыщ вскочит", а потом еще и требовать полного чина? Увольте!

Автор:  Архидиакон Стефан [ 20 мар 2009, 11:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соборование больных на практике

иерей Дмитрий В. писал(а):
Мне не приходилось слышать о сокращении этого таинства. Если сокращать, то почему? Если по лени то, думаю, лучше заставить себя совершить полностью, а не искать оправданий в истории таинства.

Возникает закономерный вопрос: как давно Вы служите и как часто совершаете этот чин? Думаю, недавно и нечасто. Вот если через десять лет священнослужения и после значительного опыта окормления больных Вы скажете то же самое, то высказанное мнение будет заслуживать пристального внимания. :)

Страница 1 из 6 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/