Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 32 сообщений ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01 мар 2012, 19:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 авг 2011, 07:15
Сообщения: 115
Откуда: г. Северобайкальск
Если позволит уважаемый о. архидиакон, в виде исключения, объемный текст. Это, по сути, шпаргалка для о.о., которые "академиев не проходили" и служат Преждеосвященную без диакона (а с диаконом справятся и без шпаргалки). Мне (и еще некоторым отцам) очень облегчает жизнь. Составлена по "Богослужебным указаниям".
Забыл упомянуть, занимает 2 стороны 1 листа формата А4.

Памятка
по Литургии Преждеосвященных Даров
(с особенностями службы без диакона)


На Часах приготовить:
На престоле:
- дискос с Преждеосв. Дарами;
- еще дискос для Агнца (в пятницу не нужен);
- копие и лжицу для перекладывания Агнца;
- блюдце для раздробления Агнца;
На жертвеннике:
- чашу;
- покровцы постовые;
В пономарке:
- облачение свящ. на литургию, подризник;
- вино и воду;
- кадило и свечу полиелейную;
На аналое:
- служебник (открыта Преждеосв. Литургия);
- Часослов (на Изобразительных);
- молитва прп. Ефрема Сирина.
Входные молитвы: в конце 9-го часа после молитвы прп. Ефрема Сирина (3 вел. поклона)
(без молитвы «Господи, низпосли…);
Затем 1 земной поклон ЦВ и 1 поясной – народу.
В алтарь – с молитвой «Вниду в дом Твой…», 3 земных престолу, облачаться молча.
Окончание Изобразительных:
После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами: Трисвятое по «Отче наш»;
- «Господи, помилуй» 12 раз
- Молитва «Всесвятая Троице…»
Иерей на солее: «Премудрость»
Певцы: «Достойно есть…» (до слов «…и Матерь Бога нашего»)
Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
Певцы: «Честнейшую Херувим…»
Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…»
Певцы: «Слава, и ныне», «Господи помилуй», «Благослови»
Иерей отпуст: «Христос, истинный Бог наш…» - и в алтарь.

У престола молиться и
«Благословенно Царство…» - Евангелием – и на солею читать светильничные Вечерни, начиная с 4-й молитвы.
- Мирная ектинья:
- Евангелие на правый угол престола;
- антиминс раскрыть, дискосы на антиминс;
- земной поклон;
- копием и лжицей перевернуть Агнца на дискос;
- земной поклон.
-1 Паки:
- земной поклон;
- со свечой – каждение престола 3 раза;
- земной поклон.
- 2 Паки:
- земной поклон;
- Дары кадить 3 р;
- дать знак народу в храм на земной поклон;
- перенести дискос «близ чела» на жертвенник через Горнее место;
- влить вино с водой в потир;
- кадить и покрывать дискос и потир с молитвой «Господу помолимся - Господи, помилуй»
- «Молитвами св. отец наших…», окадить покрытые Дары, у Даров – свечу.
- земной поклон;
- дать знак народу подняться.
- 3 Паки:
- складывать антиминс, Евангелие на место.
На «Господи воззвах…» - каждение храма.
Вход с кадилом (если есть Евангелие – с Евангелием).
«Свете тихий…»
Вонмем: Мир всем!
Премудрость! Поется 1 прокимен.
Премудрость! Читается 1 паримия. ЦВ – закрыть, на Евангелие – свечу. Кадило наготове.
Вонмем! ЦВ – открыть, поется 2 прокимен.
Свечой и кадилом – знак Креста над Евангелием: Премудрость, прости!
(только диакон: «Повелите!»)
- и к народу: «Свет Христов просвещает всех!»
Чтец: Притчей чтение.
Вонмем. ЦВ – закрыть, по окончании паримии – откр.
Премудрость!
Вел. прокимен: «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя» - Священник стоя кадит престолу.
Стих: «Господи воззвах…»
Стих: «Положи, Господи…»
Стих: «Не уклони сердце мое…»
Свящ. переходит к жертвеннику, кадит, отдает кадило, поясной поклон.
При последнем «Да исправится…» Свящ. ниц перед престолом до окончания пения.
Молитва прп. Ефрема Сирина (3 вел. поклона).
Если есть: прокимен, Апостол, Евангелие.
ЦВ – закрыть.
Рцем… (далее по служебнику). Антиминс раскрыть. На Оглашенных изъяты прошения и молитва до ½ поста.
На «Ныне силы небесные» ЦВ открыть.
Кадить алтарь, священство, молящихся не надо. (В связи с тем, что нет диакона, кот. на Вел. входе кадит перед Дарами, можно окадить и солею).
Руки – Горе, молиться и на Вел. вход. Дать знак народу на земной поклон. Без остановки на амвоне. Дискос – правой рукой над потиром.
Св. Дары – на антиминс, покрыть, покадить.
Молитва прп. Ефрема Сирина (3 вел. поклона).
ЦВ – закрыть до половины.
«Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» - и далее по служебнику (аналогично литургии свт. Иоанна Златоуста).
После возгласа "Благодатию и щедротами..." ЦВ закрыть полностью.
На «Преждеосвященная Святая святым» Агнца не возносим, а благоговейно касаемся правой рукой под воздухом.
Певцы: "Един Свят..."
Иерей отлагает воздух и снимает звездицу. Раздроблять с молитвой "Раздробляется и разделяется..."
Влагать в потир частицу и вливать теплоту молча.
Священник, приняв часть Св. Тайн. не испивает из потира и не вкушает антидора, а совершает это по потреблении Святых Даров.

Не забыть о замытии дискоса, блюдца, лжицы и копия.
Особенности служб дня в «Богослужебных указаниях».

На отпусте упомянуть свт. Григория Двоеслова, папу Римского.


Последнее редактирование: иерей Евг. Цыпленков, дата: 04 мар 2012, 16:12, всего редактирований: 2.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2012, 21:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 дек 2011, 17:38
Сообщения: 89
Думаю будет не лишним упомянуть о замытии лжицы, копия, дискоса и т.д. Чтобы не забыть.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 мар 2012, 06:42 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 май 2009, 12:33
Сообщения: 692
Откуда: Город портовый
А можно ещё подробнее расписать действия после "Исполним вечернюю молитву"? Когда и как убираем звездицу, воздух?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 мар 2012, 12:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 май 2010, 21:35
Сообщения: 131
Откуда: из села
Есть еще вариант без поклонов на втором антифоне, при троекратном каждении Престола.

_________________
Век живи, век учись...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 мар 2012, 19:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2008, 02:56
Сообщения: 268
Есть еще вариант - священник причащается по чину литургии златоустовой, испивая из Чаши с теми же словами, потребление с этим никак не связано =)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 мар 2012, 16:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 авг 2011, 07:15
Сообщения: 115
Откуда: г. Северобайкальск
Подправил.
А по поводу испития из потира - аще архиерей благословит :)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 мар 2013, 22:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 май 2011, 16:36
Сообщения: 117
Откуда: г.Вязьма,Смоленская митрополия.
Не нашёл нужной темы-решил написать вопрос сюда...
Сегодня у нас между отцами в храме возник эдакий спор-вопрос...Если в среду первой седмицы ЛПД служится с вечерней,а накануне утром(во вторник) утреня со всеми сопутствующими элементами(с той же вечерней,но другому дню),то как нужно читать светильничные молитвы священнику? Если во вторник весь день служит один,а в среду другой,то нужно ли второму вычитывать 2 раза те же молитвы? Настоятель предполагает,что да,аргументирую что раз ЛПД служится в среду,а во вторник утром как раз вычитывается вечерня ЛПД-шному дню,то молитвы тоже нужно читать и те,и эти...Понимаю,что может сумбурно написал,но надеюсь хоть немного понятливо...Если у кого-то будут ссылки на источники "правильного" вычитывания,то буду премного благодарен))) Заранее спаси Христос!

_________________
В каждом из нас спит гений и с каждым днём всё крепче!



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 мар 2013, 13:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 янв 2007, 12:50
Сообщения: 659
диак.Евгений писал(а):
"правильного" вычитывания

Какие могут быть источники? Светильничные молитвы относятся к богослужению, а не к домашней молитве. Служишь - читай, а дома - правило.
Вразумить настоятеля вряд ли получится, но надо быть семи пядей во лбу, чтобы такие вопросы задавать.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 мар 2013, 13:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2012, 10:48
Сообщения: 297
Вообще-то светильничные молитвы (как и утренние на шестопсалмии) должен читать служащий священник. Остальные должны внимать читаемому шестопсалмию (103 псалму). У нас же распространился обычай — молитвы читают все, кто наутро будет служить литургию, что, наверное, не совсем правильно. Эти молитвы относятся к будущим ектиниям (точнее к возгласам после ектений) и не имеют отношения к литургии. Подробнее можно посмотреть в этой теме.

P.S. Вот еще цитата.
о. Михаил Желтов писал(а):
Ну, вообще-то, в Типиконе написано, что молитвы читает только один человек: служащий чередной иеромонах.
А "предстоятель" (=игумен, наместник и т. д.) читает 103 псалом и шестопсалмие. Все же остальные - слушают.


P.P.S. ИМХО. Достаточно прочитать светильничные молитвы лишь в среду на ЛПД, но если прочитаете также и во вторник, то хуже не будет.

_________________
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.


Отредактировал Поп толоконный лоб. Дата редактирования: 20 мар 2013, 19:35.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 мар 2013, 17:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 мар 2010, 09:16
Сообщения: 204
Откуда: уже не П-К
Возникли вопросы по ЛПД. Есть определённая традиция совершения службы, есть БУ, есть Великопостный служебник, есть двухтомник "Последование диаконского служения" и вот сегодня у нас служили отцы, диакон и как в конце богослужения оказалось, что каждый служит согласно своему разумению (хочу сразу предупредить у нас настоятель, аще изволит не подходит, у нас игумения настоятель, а она к алтарным вопросам богослужения не касается). Поэтому возникли вопросы, которые надо согласовать и хотелось бы услышать мнения отцов, кто как служит и желательно пояснения:
1. Ставят ли у вас после перенесения Агнца на дискос, свечу на Престол и далее (на третьем антифоне) на Жертвенник или используют свечу, которая ставится на пол перед Престолом и Жертвенником?
2. При пении "Да исправится молитва моя..." священник переходит от Престола кадить к Жертвеннику до третьего стиха "Не уклони сердце мое..." или после третьего стиха "Не уклони сердце мое..."?
3. Во время пения "Ныне силы небесныя..." диакон кадит Престол, Жертвенник и предстоящего (причём есть два варианта: кадит Престол, Жертвенник и предстоящего трижды по трижды и просто по одному разу) или диакон кадит весь алтарь и всех в алтаре (священников, диаконов). Во всех вариантах иконостас и людей не кадят?
4. Делают ли земной поклон у Жертвенника перед Агнцем перед тем как переносить с Жертвенника на Престол и земной поклон когда поставят Св. Дары на Престол?
5. Варианты произнесения диаконом слов после "Преждеосвященная Святая Святым": а) Раздроби, владыко, святый Хлеб; б) Раздроби, владыко, святый Агнец?
Я понимаю вопросы незначительные и относятся к разным традициям, но если эти все традиции разом встречаются во время одного богослужения, тогда... Можно принять волевое решение, но хочется всё-таки как-то аргументировать ради мира церковного.

_________________
credo quia absurdum est



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 мар 2013, 19:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 май 2011, 16:36
Сообщения: 117
Откуда: г.Вязьма,Смоленская митрополия.
Спаси Господи все отозвавшихся))) Может я не так правильно написал,как хотелось бы...Я имел ввиду вот какой момент.
У нас 4-ро священников,по нашей храмовой традиции каждый день первой седмицы служит разный батюшка.Так вот-если в среду ЛПД,то чередной священник,помимо положенных НА НЕЙ светильничных молитв,должен ли или обязан ли вычитать молитвы,которые прописаны на вечерни ВТОРНИКА??? По слову настоятеля:1)мол,хоть и служат разные,но типа все присутствуем в алтаре.2)У нас Великое Повечерие с каноном накануне ЛПД соединяется с Утренней,на самой утрени уже служат священник,служащий ЛПД,вот он тоже должен читать молитвы...Кто рассудит :) :) ?

_________________
В каждом из нас спит гений и с каждым днём всё крепче!



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 мар 2013, 20:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2012, 10:48
Сообщения: 297
свящ. Алекс мифос писал(а):
Возникли вопросы по ЛПД.
Вообще-то вопросы незначительные. Видел все из озвученных Вами вариантов. Думаю, стоит настоятелю установить один вариант, и поступать так всем священникам, чтобы не было неразберихи.
У нас:
1. Ставят напольную свечу у Престола (с правой стороны), затем, после переноса Св. Даров — перед жертвенником. Если ставить свечу на престол, то можно закапать воском антиминс.
2. Священник идёт к жертвеннику перед пением стиха «Не уклони сердце…» и кадит его, пока певцы поют стих. Затем отдаёт кадило диакону («аще несть диакона» — пономарю), идёт к престолу, становится на колени перед престолом пока трио поёт «Да исправится…».
3. Трижды по трижды — это уже круто. Или у Вас предстоятель — архиерей? Диакон раньше кадил только Престол, жертвенник и служащего священника. Сейчас новый диакон кадит также и весь алтарь и всех стоящих в алтаре.
4. У жертвенника — три поясных поклона. После перенесения Даров три земных с молитвой Ефрема Сирина (Так по БУ. По служебнику просто: «Исполняему „Ныне силы небесныя…“ полагаем поклоны три»)
5. Произносим по служебнику: «Раздроби владыко святый Хлеб» (Если служит архиерей — «…святый Агнец»)
диак.Евгений писал(а):
По слову настоятеля…

Поступайте так, как изволит настоятель. А почему Вас так занимает этот вопрос? Или у Вас диакон тоже читает светильничные молитвы? :shock:

_________________
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 мар 2013, 21:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 мар 2010, 09:16
Сообщения: 204
Откуда: уже не П-К
Поп толоконный лоб писал(а):
5. Произносим по служебнику: «Раздроби владыко святый Хлеб» (Если служит архиерей — «…святый Агнец»)

Почему такая разница? (примечание: в Великоп. служеб. "святый Хлеб"; в последовании диаконского служения "святый Агнец")
Поп толоконный лоб писал(а):
3. Трижды по трижды — это уже круто. Или у Вас предстоятель — архиерей? Диакон раньше кадил только Престол, жертвенник и служащего священника. Сейчас новый диакон кадит также и весь алтарь и всех стоящих в алтаре.

"Трижды по три" так в последовании диаконского служения. И как ранее кадил ваш диакон также указано в ПДС и ВС, в БУ указано кадить весь алтарь и всех в алтаре.
Поп толоконный лоб писал(а):
2. Священник идёт к жертвеннику перед пением стиха «Не уклони сердце…» и кадит его, пока певцы поют стих. Затем отдаёт кадило диакону («аще несть диакона» — пономарю), идёт к престолу, становится на колени перед престолом пока трио поёт «Да исправится…».

В ВС священник идёт к жертвеннику после пения стиха "Не уклони сердце...", в ПДС до пения стиха "Не уклони сердце...". По ВС священник кадит жертвенник во время предпоследнего "Да исправится...", во время последнего пения "Да исправится..." становится на колени у Престола.
Вот такая неразбериха. Причём каждый настаивает на своём... Может кто ещё скажет о своей практике...

_________________
credo quia absurdum est


Отредактировал свящ. Алекс мифос. Дата редактирования: 20 мар 2013, 22:28.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 мар 2013, 20:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 май 2010, 21:35
Сообщения: 131
Откуда: из села
Давно скопировал для себя чин ЛПД с машинописного конспекта МДА начала 90-х годов прошлого века :) .
Вот, посмотрите:
http://yadi.sk/d/CVprSy0b3R_kE
http://yadi.sk/d/7YmDvIXp3Rbke
http://yadi.sk/d/s4nxecMb3RboG
http://yadi.sk/d/eGvPKGMe3Rbse
http://yadi.sk/d/CYA8n4Qn3RbxO
http://yadi.sk/d/BpgsH7NZ3Rc0W
http://yadi.sk/d/-PwCuUnM3Rc40

_________________
Век живи, век учись...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 мар 2013, 21:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2007, 20:17
Сообщения: 449
Откуда: Подмосковье
иерей Евг. Цыпленков писал(а):
Свечой и кадилом – знак Креста над Евангелием: Премудрость, прости!
(только диакон: «Повелите!»)
- и к народу: «Свет Христов просвещает всех!»


А почему только диакон? Непонятно, разъясните, пж!



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 32 сообщений ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви