Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 33 сообщений ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 12 сен 2011, 14:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
Т.е. все таки наиболее правильно открывать завесу вначале каждения, как я понимаю. У архимандрита Спиридона написано,что открытие завесы - символ рождения Спасителя, но рождения, открытого не всем, а лишь избранным (мудрецам, которые пришли к колыбели Спасителя с дарами, Иосифу и т.д.), поэтому ЦВ и не открываются, а каждение - символ даров, принесенных Христу.

Но вот что написано у архимандрита Спиридона (Лукича):

"Часы начинать следует уже тогда, когда все облачатся и подойдут к жертвеннику. Так делали во всех киевских монастырях по примеру Лавры. Поэтому, входные молитвы следует начинать из расчёта необходимого на их чтение и облачение, чтобы успеть всё показанное совершить по чину, без излишней спешки, к установленному времени начатия службы.

Если же почему-либо это найдут на месте неудобным, то можно сразу, по принятии всеми благословения на облачение, начинать часы. В таком случае, порядок будет таким: очередной (т.е. совершающий проскомидию) вслед за сослужащими благословляется у настоятеля и, став к престолу, по обычному чину начинает часы (т.е. отверзает завесу, именно так, а не на каждение, как теперь выдумали; целует евангелие и престол и произносит начальный возглас)."

еще:

«Проскомидия в Лавре начиналась после окончания утрени, за час до начала чтения часов. Совершалось в молчании. Присутствующие в храме в это время читали помянники. Сейчас же в приходских храмах стало принято, что возглас на начало часов «Благословен Бог наш…» является и возгласом на начало проскомидии, но чтобы успеть полностью совершить её и на шестом часе совершить каждение храма, проскомидия должна начинаться раньше чтения часов."

и еще:

"Существующая кое-где практика отверстия завесы пред совершением каждения алтаря и храма (на шестом часе) – практика ошибочная, узко-местная и новая. Эта практика пошла от неверного понимания значения предлитургийных часов, которым в данном случае усвояются признаки прочих часов, первого и девятого, а также и настоящих, совершаемых без литургии. Но там совершенно иное дело, так как это службы, совершаемые вне алтаря и вне алтаря благословляемые. А здесь часы соединяются со службой, совершаемой в алтаре, проскомидией, и из алтаря благословляются, от престола. В Лавре всегда, и во всех киевских монастырях, завеса открывалась к начатию часов"

Вся информация взята отсюда: http://deacon.ru/library/bogoslugenie-u ... ukich.html

Mgr_Andrew писал(а):
Проскомидия с часами не связана.

Проскомидия ведь, помимо всего прочего, символизирует распятие Спасителя на кресте, а шестой час - как раз воспоминание распятия Христа, поэтому мне кажется, что часы все-таки должны быть связаны с проскомидией. Т.е. мне кажется, нельзя говорить что часы сами по себе, проскомидия - сама по себе. Если часы будут читаться во время проскомидии, то людям в храме будет понятно, что вот сейчас идет проскомидия, отличная возможность совершить соборную молитву за живых и усопших. Священник молится на алтаре, люди в это же время - в Храме. Не всем легко просто так вот зайти в храм и начать молиться за своих близких, а если человек услышит часы, поймет, что сейчас идет проскомидия, - то для него это будет хороший стимул помолиться. Закончилась проскомидия, открылась завеса - люди поняли, что проскомидия завершена, кто-то задумался о рождении Христа, о тех событиях, что были после рождения, о крестных страданиях. Началось каждение - повод задуматься о тех дарах, что принесли к колыбели Христа волхвы. Потом началась литургия оглашенных,как развитие темы о жизни Христа, его проповедь людям, и потихонечку вплоть до конца службы начинает появляться и развиваться тема Воскресения Христова. Т.е. служба, как мне кажется, для людей должна начаться с проскомидии, а не как сейчас - все к литургии оглашенных приходят. Но ведь если часы не читаются во время проскомидии, что получается: пришел человек в храм, как и положено, к проскомидии (например, он знает, что проскомидия начинается в 7 утра), а в храме тишина. Ну помолился человек перед иконой 5-10 минут, вспомнил всех родных и близких, воздохнул о них. А дальше стоит, переминаясь с ноги на ногу, или болтать начинает, потому что не все могут долго и напряженно молиться, особенно в 7 утра (а бывает и ранняя литургия, часы могут в 5 утра начаться), когда еще свежо воспоминание о подушке и одеяле. И получается (например, у нас в храме), что даже в расписании пишут, что литургия начинается в 8.00 (хотя проскомидия - в 7.00), и у людей в голове откладывается, что проскомидия - это что-то такое для священника, а не для всех. А так, если часы бы читались во время проскомидии, то возможно (пусть и один из сотни) человек бы, помолившись, прислушался к тому, что читается на часах,постоял поразмышлял. К тому же, мне кажется, что людей надо приучать ходить на проскомидию, чтобы все понимали, насколько важно помолиться за родню во время совершения просомидии, понимали бы назначение проскомидии. Но для этого нужно, чтобы в храме что-то звучало, был какой-то призыв к молитве. Мне кажется, что часы - это своего рода проекция проскомидии в храм, т.е. священник тайно совершает проскомидию, люди - слушают часы, в которых также отражена тема проскомидии. Но это лично мое мнение, ни в коем случае не претендую на его безошибочность. Хотелось бы услышать ваше мнение, уважаемые отцы и братья. Простите за столь длинный текст.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2011, 17:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 авг 2010, 10:05
Сообщения: 102
Цитата:
наиболее правильно открывать завесу вначале каждения

Нас так учили в семинарии и на сорокоустах. Когда я приезжаю в гости к другим батькам (и служу в их храмах), то у них наблюдаю ту же традицию. У нас в храме последовательность такая: 3-й час - проскомидия, 6-й час - покрываются Дары, включается свет, открывается завеса и совершается каждение алтаря и храма. Такой алгоритм действий очень широко распространен. :roll:



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2011, 17:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:49
Сообщения: 476
Евгений Сергеевич писал(а):
Но это лично мое мнение, ни в коем случае не претендую на его безошибочность. Хотелось бы услышать ваше мнение, уважаемые отцы и братья. Простите за столь длинный текст.

Вам посоветовали почитать Шмемана. Вместо этого вы цитируете благоглупости и воспринимаете литургию как спектакль о жизни Христа. Если вы в какой-либо книжке прочитаете, что малый вход - символ выхода Христа на проповедь, то сожгите эту книжку.
Поверьте, прочитав Таинство Царства вы перестанете задавать откровенно глупые вопросы и постить безграмотные рассуждение:) Тем более, раз тема вам так интересна :)

_________________
Создавший меня без меня, не спасет меня без меня (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2011, 20:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 14:05
Сообщения: 144
Откуда: Волгоград
fr_dionisius писал(а):
Если вы в какой-либо книжке прочитаете, что малый вход - символ выхода Христа на проповедь, то сожгите эту книжку.

Так это теперь и "Закон Божий" Слободского сжечь? :roll:



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2011, 20:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
fr_dionisius писал(а):
Вам посоветовали почитать Шмемана. Вместо этого вы цитируете благоглупости и воспринимаете литургию как спектакль о жизни Христа. Если вы в какой-либо книжке прочитаете, что малый вход - символ выхода Христа на проповедь, то сожгите эту книжку.

Я не предлагаю устраивать спектакль на службе. Но ведь символизм присущ литургии. Если раньше тот же малый вход (о чем и Шмеман пишет) был входом предстоятеля и народа в храм и собственно началом службы, то сейчас малый вход - это образ. Как объясняет Шмеман, малый вход, это:
"...образ явления Воскресшего Господа во исполнение Его обещания: «Где два или три собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 9, 20). Как освящению евхаристических даров предшествует приношение их к жертвеннику, так чтению и благовествованию Слова предшествует Его явление. «Вход с Евангелием» есть встреча, радостная встреча со Христом, и совершается эта встреча посредством вынесения к нам этой Книги всех книг, книги, всегда претворяемой в силу, жизнь и освящение..." (А. Шмеман. Евхаристия. Таинство Царства").
Но ведь и звездица, и копие и другая богослужебная утварь - тоже символы. И задача в том, чтобы людям правильно и грамотно объяснить значение всех символов, имеющихся в литургии. Безусловно, я описал проскомидию примитивно, но моя основная мысль сводилась к тому, что люди тоже должны участвовать, а не просто присутствовать. В том числе, участвовать и в проскомидии.

Тот же А. Шмеман пишет, что "все они (обряды) в той или иной мере выражают не только единство предстоятеля и народа, но и их «синэргию» — сотрудничество, сослужение в буквальном смысле этих слов. "

Но чтобы человек мог участвовать в проскомидии, нужно, чтобы во время совершения священником проскомидии в храме тоже что-то происходило, чтобы читались молитвы, псалмы, так или иначе связанные с проскомидией, т.е. читались часы. Людям также важно понимать, почему открывается завеса, почему кадится храм после проскомидии. А сейчас что получается: 20-30 минут тишины - нашедшие в себе силы прийти на проскомидию мирно общаются. Потом вдруг священник выходит с кадилом - народ наклоняет голову и, как намагниченный, вращается в направлении движения священника. Поэтому я и поставил вопросы, когда правильнее открывать завесу и кадить, правильно ли, что священник сначала исповедует, потом идет кадить, правильно ли завесу открывать после отпуста или нужно перед каждением, и самое главное, почему? В чем символика этих действий? Как они связаны друг с другом? Как я уже писал, хочется понимать смысл тех или иных действий, а не просто воспринимать их как должность. Поэтому я и обратился к Вам, как людям священнодействующим, т.е. понимающим, что к чему и почему. Я прекрасно понимаю, что сейчас в каждом приходе своя традиция, но я хочу знать, как правильнее. Ведь любое действие должно быть осмысленным, а не просто действием, иначе начинает попахивать язычеством. Любой священнослужитель должен понимать, зачем он совершает то или иное действие, в какой момент наиболее верно это действие совершать и почему. Поэтому я и задал вопросы на этом форуме.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2011, 21:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:49
Сообщения: 476
Евгений Сергеевич писал(а):
Но чтобы человек мог участвовать в проскомидии, нужно



Чтобы люди участвовали в проскомидии, надо:
1) вынести жертвенник из алтаря (что отвечает древней практике),
2) изменить механику проскомидийного поминовения. Например, так: человек совершает приношение (непосредственно просфору или деньги) и сам, подойдя к жертвеннику, поминает свою записку. Или не подойдя. Это избавит честной люд от магических представлений: прочитал пресвитер на проскомидии - толку (благодати) БОЛЬШЕ, прочитал пресвитер у престола - толку невообразимо больше.
А вопрос ваш бессмыслен именно потому, что без радикальных изменений народ все равно будет участвовать в проскомидии только через подачу записок. Хоть на первом часе ее открывать, хоть на пятьдесят первом :)
Более того, скажу из пастырской практики: бабушка по барабану, когда там открывают катапетасму и что это значит. Бабушка все равно, а других людей у нас нет :)

_________________
Создавший меня без меня, не спасет меня без меня (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011, 00:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
Отче, как-то слишком радикально. Надо начинать с малого. Думаю, если человек:
1. поймет значимость проскомидии и придет именно на нее, осознав, что это часть литургии;
2. помянет во время проскомидии, пусть и не на жертвеннике, своих родных с осознанием того, насколько важно это поминовение именно на проскомидии;
3. послушает часы,
то это уже очень и очень неплохо. Конечно, в храм в основном бабульки ходят, но все же есть и люди интересующиеся, есть и молодежь, хоть ее и очень мало. Но все же есть! Если священник доступным и понятным языком сможет объяснить, что к чему на службе, то, глядишь, у людей и интерес проснется. Пусть не у всех, пусть хотя бы у одного лампадка в душе затеплится - значит уже труд не напрасен. Ведь можно же собрать людей, пообщаться. Помню, при старом настоятеле традиция была - он всех людей собирал и общался, отвечал на вопросы. И надо заметить, вопросы от людей звучали самые разные: и по Евангельским событиям, и по Ветхому Завету. Видно было, что людям интересно. Может священникам надо приучать потихонечку людей к тому, что служба в храме - дело общее, в котором участвуют все, объяснять, что происходит на службе, что означают те или иные действия. А сейчас что получается - батюшка отслужил и бегом из храма. Священник сам по себе, прихожане - сами по себе. Я не говорю за всех, конечно, упаси Господь, говорю за то, что видел. А говорить, что в храм только бабули ходят, которым все едино, тоже неправильно, мне кажется. Тогда выходит, что ектении, тропари, прокимны, каноны и т.д. - для избранных, а остальным причащения, помазывания, Отче наш и Символа Веры достаточно. Столько сейчас разговоров о восстановлении храмов, о возрождении православия. Но ведь православие - это не только храмы. Людям надо прививать интерес и любовь к службе. Чтобы человек не шел в храм, потому что там поют красиво или потому что так надо, но шел на общее дело. Тяжело, конечно, современному человеку любовь к службе привить, но кто кроме вас, отцы, это сделает?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011, 11:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 авг 2010, 10:05
Сообщения: 102
Проблема не в том, что люди не понимают смысл символических моментов литургии, а в том, что они не понимают самой Евхаристии. Даже если им объяснишь смысл каждого телодвижения, то "магия" записок и прочая дребедень в их сознании не исчезнет. Часто излишнее увлечение символизмом литургии заслоняет (даже искажает) понимание истинного смысла происходящего. Примером может служить т.н. Великий Вход. На это действо многие в храме смотрят как на самый сакраментальный момент. Осталось еще придумать символическое объяснение неуместной вставки в евхаристическую молитву тропаря 3-го часа.
Шмеман не всем по зубам - это печальный факт, но можно пересказать его и применительно к восприятию очень простых людей.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011, 14:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
Так все же, возвращаясь к вопросу: кто-нибудь может истолковать, для чего открывается завеса на проскомидии и происходит каждение храма? Как эти два действия связаны друг с другом и как к ним относиться? Проще говоря, зачем эти действия выполняются?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011, 16:19 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7996
Откуда: MOW-CFU-JFK
Евгений Сергеевич, по-моему, Вы уже настолько "в теме", что и сами способны истолковать это загадочное событие :) Но при этом меня не покидает ощущение, что какое бы толкование Вам ни было предложено, оно Вас не устроит. Вот Златоуст говорит очень просто: "когда ты видишь открывающимися обе половины, то представляй, что отверзаются небеса и нисходят ангелы". Видимо, как для него самого, так и для его слушателей этого было достаточно. Я бы предложил остановиться на том, что "так исторически сложилось". В самом деле, нужно же её когда-то открывать, в этот момент или какой-то другой.

PS Две половины завесы - это вообще взрыв мозга, да? Вот где можно развернуться истолкователю! :)

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011, 19:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 авг 2010, 10:05
Сообщения: 102
Цитата:
для чего открывается завеса на проскомидии и происходит каждение храма? Как эти два действия связаны друг с другом и как к ним относиться?

Я просто перескажу (на простой манер) то, что говорят любители символического толкования литургии (типа Кавасилы). Покрывая Дары, мы чествуем их благоуханием каждения. Далее, кадя престол и алтарь, мы выражаем почтение святым на образах и присутствующим в алтаре. Каждение иконостаса и храма с молящимися имеет тот же смысл, что и каждение алтаря (образы и люди). Открытие завесы - это как бы предначинание литургии, соединение с евхаристическим собранием (поэтому каждение и завеса вместе). В благоухании фимиама мы все соединяемся во единое целое, чтобы вместе приобщиться жизни Христа. В большем объяснении, как мне кажется, этот момент не нуждается. Хотя можно и нагромоздить еще что - нибудь.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011, 19:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
Архидиакон Стефан писал(а):
Но при этом меня не покидает ощущение, что какое бы толкование Вам ни было предложено, оно Вас не устроит.


Отец архидьякон, я не так привередлив, как могло показаться, честное слово. Хотя зело назойлив, каюсь, простите ради Бога! :oops:

Цитата:
Вот Златоуст говорит очень просто: "когда ты видишь открывающимися обе половины, то представляй, что отверзаются небеса и нисходят ангелы".


Красивое и простое толкование, не зря Святитель Иоанн Златоустом зовется. Я, правда, его в несколько ином виде нашел: "Когда видишь отъемлемые завесы, висящие во вратах алтаря, тогда помышляй, что разверзаются горния небеса и снисходят ангелы. ".

По завесе вот еще что нашел:
"Соответственно своему значению, завеса открывается на тех службах, в которых наиболее раскрывается домостроительство спасения рода человеческого и в которых подается наибольшая надежда получить Царствие Небесное, именно на службах торжественных, радостных. Таковы службы: вечерня, утреня, литургия, часы, на которых читается Евангелие, повечерие, когда им начинается всенощное бдение, молебные пения, так как и они по своему составу подобны утрене и на них читается Евангелие, и др. Но на службах, изображающих наше греховное состояние и гнев Божий за наши прегрешения, на службах покаянных, печальных, завеса не открывается. Так, не открывается она на тех службах, которые устав предписывает совершать в притворе, именно: на часах (если на них не читается Евангелие), на малой вечерне, на повечерии и полунощнице. "
(Таинственный смысл Церковных священнодействий. - М.: Отчий дом, 1996, (подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). По изданию "Таинственный смысл символических священнодействий". - Москва, Синодальная Типография 1906. )

А на счет завесы и каждения - я вот как мыслю: если в проскомидию эти действия были добавлены, то отцы в это вложили какой-то смысл. Возможно, они забыли об этом всем остальным рассказать, поэтому приходится додумывать. Может и додумывать не стоит, а достаточно ответить, например, словами Скабаллановича, что "Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. ", а про завесу - словами Иоанна Златоуста.

Но вот что смущает: например, цитируемый мною выше архимандрит Спиридон (Лукич) пишет, что "Существующая кое-где практика отверстия завесы пред совершением каждения алтаря и храма (на шестом часе) – практика ошибочная, узко-местная и новая. Эта практика пошла от неверного понимания значения предлитургийных часов"

Значит, эти действия выполняются не просто потому, что "нужно же её когда-то открывать", а в них вложен более глубинный смысл. Значит есть какое-то верное понимание значения. Понятно, что человек не должен приходить на службу, как на спектакль, и ограничиваться только символизмом тех или иных действий, толкуемым к тому же зачастую неверно. Но , по моему разумению, литургия должна помимо всего прочего напоминать человеку о событиях земной жизни Христа, а для этого символизм как нельзя кстати (при разумном к нему отношении). Поэтому мне кажется, что и открытие завесы, и каждение после проскомидии имеет некое символическое значение.

Конечно, бывает, что символизм в литургических действиях появляется в связи с изменившимися условиями выполнения этих действий. К примеру, если раньше малый вход был действительно входом священника и народа в храм, при котором священник нес хранимое вне храма Евангелие, то потом, когда это стало неактуально, на первый план вышел именно символический смысл входа. Хотелось бы узнать, как, когда и почему появилось открытие завесы и каждение на проскомидии.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011, 22:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 май 2010, 21:35
Сообщения: 133
Откуда: из села
Евгений Сергеевич, я Вам сочувствую!
Недавно я тоже был озабочен символическим смыслом открытия завесы, только в другом измерении, не во времени, а в пространстве :) .
Больше года служил в восстанавливаемом храме без иконостаса и завесы - два аналоя с иконами Спасителя и Божией Матери. И вот, когда наконец то, был изготовлен иконостас, я приобрёл красивый "нецерковный предмет" для крепления завесы, и когда стал вешать её, впервые задумался - в какую сторону должна открываться завеса? Стал обзванивать и соседей, и городских отцов, оказалось у всех по разному. В общем "разрыв мозга" :), который был уврачеван после того, как узнал, что завеса раньше состояла из двух половинок, и открывалась в разные стороны! То есть истолковать можно по разному, но исторически, вопрос не имеет смысла, и не надо заморачиваться!
В Вашем случае, что мы имеем:
- на часах, если не читается Евангелие, завеса закрыта, на Литургии открывается;
- проскомидия не связана с часами, а только совпадает с ними.
Вывод - не надо связывать открытие завесы с проскомидией.

_________________
Век живи, век учись...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011, 23:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
Спасибо большое за ответ! А если завесу открывать непосредственно перед литургией оглашенных, то когда правильнее кадить храм - сразу после проскомидии или вместе с открытием завесы? (т.к. между окончанием проскомидии и перед началом литургии оглашенных может пройти достаточно много времени - у нас в храме исповедь идет долго) Из всех ответов, которые я получил, я так понял, что правильнее - открыть завесу и пойти кадить. Т.е. каждение храма привязано к окончанию проскомидии или к открытию завесы?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 сен 2011, 05:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 май 2010, 21:35
Сообщения: 133
Откуда: из села
На мой взгляд, каждение, включение света, открытие завесы объединяет одна цель. Все эти действия призваны подчеркнуть торжественность момента, настроить человека на молитву: "Господи, как хорошо быть с Тобой, как светло и красиво, как приятно пахнет, грехи же мои смердят, помрачают Твой Свет и закрывают от меня Царство Небесное!" Поэтому, перед началом Литургии, в которой, мы имеем возможность реализовать наше желание быть с Богом, было бы логично начинать каждение престола, и далее по чину, одновременно с открытием завесы и включением света.

_________________
Век живи, век учись...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 33 сообщений ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви