ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

О проскомидии
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=24&t=1152
Страница 2 из 4

Автор:  Диакон Димитрий [ 12 дек 2009, 12:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Во время вынимания священником богородичной просфоры алтарники или диакона уже поминают о здравии и за упрокой одновременно.

Автор:  фазер юджин [ 21 дек 2009, 17:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Записки вместе с пономарями прочитываем на вечерне и потом весь мешок маленьких просфор вынимаю по одной частичке из каждой.
А вот обратил внимание на "патриархии.ру" в Фотоальбомах фотки визита Святейшего Кирилла в Константинополь - фото жертвенника, а на нем, просфора и еще отрезанная половинка антидора
, очевидно, а в этой половинке - копие... След., поминальные частицы "высверливались" из антидора?

Автор:  Архидиакон Стефан [ 21 дек 2009, 19:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

В греческой традиции служат на одной просфоре. Либо она размером с каравай и на на ней отпечатаны все пять просфор (причем они различаются друг от друга), либо это одна агничная просфора обычного размера, четыре стороны которой служат в качестве малых просфор.

Автор:  ProtoΔeacon Δamian [ 23 дек 2009, 15:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

РоманР писал(а):
Означает ли это запрет на поминовение множества имен одной частицей?
И если да, то насколько он выражает практику всей Церкви и обязателен для выполнения? Не было ли раньше (или сейчас) в том числе и в других поместных Церквях иной практики?
Немного истории.
В.В. Печатнов. Божественная литургия в России и Греции. Сравнительное изучение современного чина. - М.: Паломник, 2008, стр. 69-70:
Цитата:
Вынимание частиц засвидетельствовано в византийской традиции с XI - начала XII вв.*. На предыдущей стадии развития чинопоследования протесиса, когда в протесисе начали употребляться и другие просфоры, кроме агничной, частицы первоначально не изымались. Священник лишь возносил просфоры в честь Пресвятой Богородицы и святых, а также за живых и усопших и произносил соответствующие имена. Этот способ поминовения употреблялся ещё в течение долгого времени после возникновения практики изъятия частиц и, очевидно, подразумевается и в некоторых печатных венецианских Евхологиях XVI в....
* Taft. Great Entrance. P. 25 и note 61.

Автор:  свящ. И.Москвичев [ 02 янв 2010, 22:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

А вот такой вопрос, отцы-собратья: при соборном служении, когда проскомисал младший священник, при каждении после Проскомидии кого из духовенства кадить в первую очередь - проскомисавшего или предстоятеля? В преднем храме настаивали на том, что сначала кадить того, кто совершал Проскомидию, а потом всех остальных, в новом же храме наоборот: если облачен (!) предстоятель, то кадить всегда его независимо от того кто проскомисал. Кто прав?

Автор:  Архидиакон Стефан [ 02 янв 2010, 22:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

диак. И.Москвичев писал(а):
Кто прав?
Безусловно проскомисавшего, это же ваш личный междусобойчик. Но если в каком-то храме требуют иного, то надо придерживаться их традиции ради сохранения мира.
Мне так сильно кажется. :roll:

Автор:  ProtoΔeacon Δamian [ 27 июн 2010, 14:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

"Богослужебные заметки":
Цитата:
Приступающий к совершению проскомидии и литургии, может заметить за ночь, или даже за несколько дней, следы известных бегавших животных. Нужно обращать на это большое внимание и в случае надобности окропить до начала службы жертвенник или престол Богоявленской водой.
Ржунемагу :)

Автор:  Отец Димитрий [ 16 авг 2010, 18:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Очень много звучит умных точек зрения, но прошу ответить на один вопрос: что делать когда я один в огромном храме, все мои сослужители в отпусках, а мне пономари приносят альбом записок вечером, а второй альбом утром на проскомидии, когда я ещё не успел разделаться с первым? Что же мне делать??? Есть два варианта: либо халтура (без прочтения записок вынуть за всех принесших частицу), либо растягивать чтение третьего часа и колупать весь этот альбом, либо, по меньшей мере хотя бы прочитать записки, что тоже не быстро. В итоге третий час действительно будет длиться целый час (это выглядит довольно абсурдно и издевательством над прихожанами). С этой проблемой я сталкиваюсь очень часто и не могу прийти к внутреннему соглашению. Рождается подозрение, что третий час и проскомидия вообще не подразумевает поминовение такого количества людей. Об этом также говорит длительность чтения третьего часа, во время которого, если качественно служить проскомидию, есть возможность помянуть только несколько десятков имен. В итоге всё это приводит к тому, что я вынимаю "за всех принесших и их же ради принесоша", не читая большинства записок. Помогите определиться как правильно поступать. Принятие огромного числа записок зависит не от меня, а от настоятеля, поэтому от этого никуда не деться. :oops:

Автор:  ProtoΔeacon Δamian [ 16 авг 2010, 20:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Отец Димитрий писал(а):
мне пономари приносят альбом записок вечером, а второй альбом утром на проскомидии, когда я ещё не успел разделаться с первым? Что же мне делать???
Собираете вокруг себя этих "принесших" (пономарей), пусть они читают вместе с Вами, а Вы вынимайте. Если вообще завал, то начинайте совершение проскомидии, до чтения часов.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 16 авг 2010, 22:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Святогробская практика в этом отношении показательна. Там никогда записок мало не бывает. Пономарь читает, совершающий проскомидию просто беспрерывно водит кончиком копия по просфоре, так что из неё постоянно шелушатся микроскопические крошки. Т.е. не одна частица на одно имя, а беспрерывный поток имён накладывается на непрерывный поток частиц.

Автор:  Отец Димитрий [ 17 авг 2010, 16:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Цитата:
Если вообще завал, то начинайте совершение проскомидии, до чтения часов.


Вот это меня и беспокоит-протяженность чтения часов не предусматривает такой объем поминовений! А ведь эти часы читали в Византии, где храмы были огромны и всегда полны народу. Очевидно, что помянуть всех желающих было нереально. Поминовения на вечерней это вообще поздняя практика (общепринятое самочинство). Исходя из этого, напрашивается вывод - проскомидия предусматривает какое-то ограниченное число поминовений. Я пытался найти ответ у литургистов (Керн, Шмеман и т.п.), но они ругают только практику произнесения вслух тьмы имен, а о данной проблеме практически молчат. Этому вопросу должно быть какое то историческое и богословское объяснение.

Автор:  иерей Алексей С. [ 17 авг 2010, 18:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Когда мало времени и много записок можно привлечь пономаря листать записки перед глазами священника, получается гораздо быстрее.
А когда помощника нет, ускоряет процесс раскладывание сразу многих записок "ковром".

Автор:  Отец Димитрий [ 17 авг 2010, 18:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Цитата:
Когда мало времени и много записок
Вот в этом и дело - мы ищем возможности успеть втиснуть то, чего в таком объеме изначально не предполагалось. Здесь (в проскомидии), видимо, изначально поминовение было подчинено какому-то регламенту.
С уверенностью можно утверждать, что не все желающие христиане могли быть помянуты (как в нынешней практике).
P.S. Знаю священника, который считает вынимание частиц правильным только за тех, кто по объективным причинам не может причащаться на данной литургии (заболевшие, женщины в нечистоте и т.п.). Мне кажется это правильное направление, но оно имеет какую-то незавершенность.

Автор:  Андрей пресвитер [ 17 авг 2010, 19:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Для ускорения прочтения большого количества записок и уменьшения частиц в Чаше при потреблении рекомендую вынимать по 1 частице на записку, т.е. на группу имен. Быстренько прочитываешь их и - раз - частичку, прочитываешь - и частичку. Это убыстряет процесс. Не считаю это нарушением. Мы же вынимаем из девятичинной по 1 частице за целый лик святых - пророков, апостолов и т.д.

Автор:  Mgr_Andrew [ 18 авг 2010, 07:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: О проскомидии

Наскольку я помню что-то из Керна, греческое проскомисание совершается во время Херувимской, когда каждый сам себе поминает, ихже хощет, а иерей тем временм колупается в просфоре у предложения.
Чтобы меньше было потреблять, нужно прекратить вынимать громадные частицы. У меня с тысячи просфор даже чайной лжицы не наберется. "Бабушки кушают" (с)
А потом я не привязываю проскомидию к чтению записок. Проскомидия отдельно (с коловратом копьеносным, просто с молитвой "помяни, Господи", а на ектении приходится листочки читать. Естественно, что вне проскомидии никаких вынутий не бывает.

Хотя в порядке рацпредложения даю совет: надо вынимать частицы не из просфорок, а из теста. Вынули частицу, потом ее запекли и погрузили, а просфорки пекутся уже вынутыми.

Страница 2 из 4 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/