ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

Непорочны на воскресной всенощной
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=861
Страница 1 из 3

Автор:  Евгений Младший [ 19 июл 2007, 11:37 ]
Заголовок сообщения:  Непорочны на воскресной всенощн

Отцы, как в современной практике относятся к 17 кафизме на воскресной всенощной, т.н. "НЕПОРОЧНЫ"? Большую часть года служатся именно непорочны, а не полиелей, которым заменяют на практике 17 кафизму повсеместно. Понятно, что традиция давняя и устойчивая, но богослужебные указания МП, например, с завидным постоянством рекомендуют всем служить уставные непорочны, указывая даже глас, а само последование, каждое действие священнослужителей,четкая последовательность чтения и пения клироса, ни в одних указаниях(с 1997г.) не приводятся. В храме, где я служу, всю кафизму просто читают при закрытых Царских Вратах, разделяя, как обычно на славы, затем на тропарях по непорочных каждение, и только перед чтением Евангелия, на степенных, отверзаются Царские Врата. Помазание, которого по смыслу нет, во время целования Евангелия, тут уж опасно против бабушек. Конечно, служится должно по-другому, но как? Подсмотреть не у кого, в пособиях по уставу ( Розанов, Никольский, Скабалланович и т.д.) ничего конкретного по этому вопросу нет, сам Типикон тоже особо ситуацию не проясняет. Такое, как говорится, недоумение. Если эта тема уже поднималась, то прошу прощения, я на этом форуме человек свежий.

Автор:  д. Евгений [ 19 июл 2007, 12:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Непорчны на воскресной всенощ

я в окрестности не знаю прихода где бы пели непорочны в неделю, помню только в середине 90-х в одном приходе пробовали, но потом ревность иссякла. Вообще непорочны в воскресный день поются без разделения на славы, каждение не на тропарях а на самих непорочнах, царские врата не отверзаются, а вот когда их отверзать я не упомню.

Автор:  Евгений Младший [ 19 июл 2007, 16:15 ]
Заголовок сообщения:  Непорчны на воскресной всенощно

Если каждение на самой кафизме, то в какой момент: в начале, в конце или всё время? И как именно? Я по аналогии с субботней заупокойной службой совершаю каждение после кафизмы. Про разделение на славы согласен, надо исправить, а пропеть всю кафизму – это пока с моим хором (2 рабы Божии) не реально, разве что самому. Попутно вопрос: отцы, кто-нибудь позволяет себе отпевание с 17-ой кафизмой?

Автор:  д. Евгений [ 19 июл 2007, 16:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Непорчны на воскресной всенощ

все время кадить, это черезчур, да и что именно кадить? а когда - этого в уставе нет, кажется, так что на усмотрение

аналогии с субботой здесь нет, потому как 17 кафизма в субботу рядовая, а непорочны в неделю - совершенно особая часть службы

петь, конечно не обязательно, я просто воспользовался терминологией устава

отпевание по полному чину у нас на приходе иногда бывает, но для малоцерковных людей это обременительно

Автор:  иерей Артемий [ 19 июл 2007, 17:47 ]
Заголовок сообщения: 

Я совершаю отпевание с 17 кафизмой. До недавнего времени опускал, а потом подумал - почему бы и не почитать. Тем более, что отпевания у нас в храме совершаются не часто. И как правило, в те дни, когда нет служб. Так что почему бы и не отпеть полным чином.

Автор:  Евгений Младший [ 19 июл 2007, 17:48 ]
Заголовок сообщения:  Непорчны на воскресной всенощно

Хорошо, с этим вопросом у нас проблем особых нет, можно самому решать, как служить непорочны, вариантов достаточно. А вот такой момент всенощной у меня вызывает смущение: в любой самой захудалой книжице с последованием Всенощного бдения и Литургии начальный возглас диакона после «Востаните» - «Господи, благослови», т.е. это не призрачный Типикон, не Богослужебные указания, которые наверно слишком многого хотят от приходской службы, это то, чем реально пользуются на любых клиросах. Понятно, что на архиерейских службах или в храмах, где настоятель епископ, возглас «Преосвященнейший Владыко, благослови» как и «Молитвами святаго Владыки нашего…», но как стало повсеместной непререкаемой практикой на приходах эта подмена, не понимаю. И смысл другой, и перед глазами у чтецов и певцов другое. А если добавить, что каждение по Типикону совершается перед 103-им псалмом, а во время его пения священник перед закрытыми Царскими Вратами уже читает молитвы, то ещё сильнее всё меняется.В чем же здесь смысл, почему "Благослови" вместо " Господи, благослови"?

Автор:  д. Евгений [ 19 июл 2007, 18:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Непорчны на воскресной всенощ

в Москве как раз "Господи Благослови"

Автор:  Уставщик [ 19 июл 2007, 18:26 ]
Заголовок сообщения: 

Если кому-то интересно, то у нас - старообрядцев 17 кафизму читают с разделением на славы. Но последняя слава не произносится, а сразу по словах "Яко заповеди Твоя не забых" поются тропари по непорочных "Благословен еси Господи...". Затем малая ектения и ипакой и степенны. Каждение храма происходит во время антифонного пения степенных.
Хотя наиболее древняя практика пения из 17 кафизмы избранных стихов по обиходу, а сама кафизма прочитывается в тай. Кажется так до сих пор делают беспоповцы на Преображенке в Москве.

Автор:  Mgr_Andrew [ 19 июл 2007, 19:55 ]
Заголовок сообщения: 

Я не знаю, насколько правильно разбивать кафизму на славы во время пения.
Однако у нас все просто: как в плиелеосе поют 20 стихов, так и в непорочнах - 20.
У старообрядцев, насколько я знаю, поют, в подавляющем большинстве, непорочны.

17 на погребении только при отпевании прихожанина или когда вижу, что родня малоадекватна. В последнем случае осознаю, что "род сей изгоняется только молитвой и постом", и изгоняю.
Кстати, в случае отпевания наркомана или подобного контингента, к смерти которого (от передоза) как бы придраться трудно, также пою много из 17, и мало от остального.

Автор:  Сергей Михайлович [ 19 июл 2007, 22:17 ]
Заголовок сообщения: 

По просьбе и благословению отца настоятеля вот уже не первый год поем Непорочны. Поем без разделения на "Славы..." на два колена от 5-го гласа. По времени занимает что-то в промежутке от 15-ти до 20-ти минут. К сожалению, нигде не нашел оригинального распева - только указание, что поется на 5-й глас. Но со временем что-нибудь придумаю. Кадит батюшка на тропарях.

Автор:  Евгений Младший [ 22 июл 2007, 17:07 ]
Заголовок сообщения: 

Обратите внимание, что практически ни в одном современном Требнике в последовании погребения (даже священников) 17 кафизмы на ряду нет. И это связано не с экономией места. Например, в требнике издания Сретенского м-ря, где одних обычных начал (Трисвятое по Отче наш и т. д.) не перечесть, 17 кафизмы даже мелким шрифтом нет. Неужели кто-то дерзнет на память читать, или еще псалтырь с собой возить? Значит, предполагается, что на практике кол-во желающих её читать или слышать стремится к нулю. Но что первично: угасание ревности или зафиксированное на уровне Требника искажение? В издании Требника середины XIX в. во всех четырех последованиях погребения (мирских, священников, монахов и младенцев) кафизма на ряду приведена полностью и с припевом после каждого стиха. Кстати, в обычном Требнике издания МП в чине крещения нет наряду 31 псалма, почему?

Автор:  свящ. Андрей [ 22 июл 2007, 20:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Непорочны на воскресной всено

Евгений Младший писал(а):
Отцы, как в современной практике относятся к 17 кафизме на воскресной всенощной, т.н. "НЕПОРОЧНЫ"? Большую часть года служатся именно непорочны, а не полиелей, которым заменяют на практике 17 кафизму повсеместно.

В СПб в храме св. вмч. Екатерины в воскресные дни поется на особый распев 17 кафизма в положенные Типиконом периоды, те действительно большую часть года. Эта практика там с самого открытия храма те с 90 г.
ЦВ открываются в начале Непорочных и сразу идет каждение храма, которое оканчивается на тропарях.

Автор:  Сергей Михайлович [ 29 июл 2007, 23:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Непорочны на воскресной всено

свящ. Андрей писал(а):
В СПб в храме св. вмч. Екатерины в воскресные дни поется на особый распев 17 кафизма в положенные Типиконом периоды.

Батюшка, нет ли возможности в каком-либо виде ознакомить с распевом Непорочнов, поемых в храме св. вмч. Екатерины в СПб. Сгодится нотный файл одной страницы в PDF, либо запись пения в midi каком-нибудь формате хотя бы фрагмента. Можно в личку, чтобы не перегружать форум. Если есть возможность и не затруднит... С уважением С.М.

Автор:  Евгений Младший [ 31 июл 2007, 17:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Непорочны на воскресной всено

свящ. Андрей писал(а):
ЦВ открываются в начале Непорочных и сразу идет каждение храма, которое оканчивается на тропарях.

Поётся целиком, или только избранные стихи? Если целиком, то как все это время с начала псалма и до тропарей совершается каждение? А Царские врата все-таки только к чтению Евангелия отверзаются.

У Б.П.Кутузова есть распев избранных стихов, но это не всем подойдет. Я бы тоже с большим интересом ознакомился с простым распевом Непорочных, что-нибудь типа малого знаменного, каким распеты тропари по Непорочных.

Автор:  Максим [ 31 июл 2007, 19:33 ]
Заголовок сообщения: 

В этот раз попробовали спеть Непорочны на Лазарево Воскресение, по Кутузовским нотам, и в ещё более сокращенном варианте по сравнению с напечатанным - примерно как сам Кутузов и поёт. Вышло не ахти, на воскресные всенощные решили не переносить - мрачновато как-то.

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/