Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 10 сообщений ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Правила чтения канона на утрени
СообщениеДобавлено: 23 июн 2012, 22:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
Добрый день, уважаемые отцы и братья!
Недавно решил составить некое руководство по тому, как правильно читать канон на утрени, т.к. информации по этому поводу мало. В итоге получилась компиляция сведений из интернета, книг (в частности, из Скабаллановича "Толковый Типикон", Субботина "Руководство к изучению устава богослужения православной церкви") и собственного опыта. К сообщению прикрепляю файл, в котором все эти сведения изложены. Возможно, Вашим чтецам пригодится эта информация. Буду благодарен, если прочитаете и внесете свои коррективы.


Вложения:
Комментарий к файлу: Правила чтения канона на утрени
Правила чтения канона.doc [80.5 КБ]
Скачиваний: 14794


Отредактировал Евгений Сергеевич. Дата редактирования: 24 июн 2012, 22:00.

Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 июн 2012, 23:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 фев 2010, 20:32
Сообщения: 1482
Цитата:
последовательно читаются тропари с особыми припевами - стихами, содержащими в себе обращение к Богу, Божией Матери или святым,

Если Вы хотите читать канон по правилам, то никаких запевов не может быть вовсе. Только Библейские песни. Запевы-это принадлежность молебна. На Утрене они могут добавляться только тогда, когда не хватает стихов библейских песен.

_________________
Люди спидом болеют, а я ладан люблю (Архим. Павел Груздев)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 июн 2012, 23:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 авг 2005, 21:19
Сообщения: 625
Цитата:
Все 9 песен канона используются в богослужении только в Великом каноне св. Андрея Критского.

А также в канонах вселенской РС и отцов, в подвиге просиявших.
Цитата:
В славянских переводах греческая стихотворная метрика не может быть скопирована, поэтому ирмос поётся, а тропари читаются.

Есть канон Боголюбской иконе Божией Матери, творение патриарха (митрополита, наверное, во время написания) Сергия, написанный гекзаметром.

Цитата:
Как жанр канон появился в середине VII века. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.
Навряд ли преподобные могли бы успеть написать свои первые каноны к указанному времени.

Цитата:
1. В песнях некоторых канонов тропарей больше, в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30.
Во 2-й песне - сорок с богородичными и не считая прпп. Марии и Андрею.

фраза
Цитата:
чтобы как-то переключить внимание с канона, сменить тему, а то длительность канона замыливает восприятие.
повторяется в п. 3 и п. 4 и даже в п. 5.

Цитата:
4. Перед седальном принято читать «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
... в том случае, если не возглашается малая ектенья, например, на канонах повечерия или воскресной полунощницы.
К тому же пункту: если по 3-й песне читаются кондак и седален с богородичным, или кондак, икос и седален с богородичным, то "Слава" произносится не перед седалном, а вместе с "и ныне" перед богородичным.

Цитата:
5. В субботы, при заупокойном служении, кондак: "Со святыми упокой..." и икос: "Сам един еси...".
Видимо, пропущено окончание "поются".

Цитата:
3. В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.
Скорее так: в двунадесятые праздники песнь Богородицы не поется, на 9-й же песне к тропарям канона припеваются особые припевы.

_________________
Господи помилуй М



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 июн 2012, 23:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
Толстый падре писал(а):
Цитата:
последовательно читаются тропари с особыми припевами - стихами, содержащими в себе обращение к Богу, Божией Матери или святым,

Если Вы хотите читать канон по правилам, то никаких запевов не может быть вовсе. Только Библейские песни. Запевы-это принадлежность молебна. На Утрене они могут добавляться только тогда, когда не хватает стихов библейских песен.


Это да, но я составлял руководство, исходя из современных реалий. Я думаю, сейчас по пальцам можно пересчитать те храмы, где читаются Библейские песни. Старообрядцы еще, вроде как, читают, а у нас , по-моему, эта практика уже давно забыта. Я попытался в одном документе собрать те правила, которые применяются сейчас, чтобы это было практическое руководство, а не теоретическое. Просто бывает так, что чтецы в принципе не знают, как читать канон, и подсказать особо некому. Поэтому начинается свободное творчество.

Максим, спасибо за уточнения. Фраза повторяется, т.к. люди зачастую смотрят не все пункты, а только интересующие их. Сказывается привычка писать техническую документацию, оставшаяся с институтской поры ).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 июн 2012, 00:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 фев 2010, 20:32
Сообщения: 1482
Евгений Сергеевич писал(а):
а у нас , по-моему, эта практика уже давно забыта.

неправда. есть много храмов, где настоятели полностью следуют предписаниям Устава. Я например использую оба варианта. Причем с БП намного красивее канон воспринимается. Ирмосы сразу встают на свое место. В том то и дело, что надо прививать не искаженное восприятие, а норму. исходя из этого надо и составлять руководства чтобы не приучать чтецов к дурновкусию :) ).

_________________
Люди спидом болеют, а я ладан люблю (Архим. Павел Груздев)



Оценили +1 (всего 1): >>Леонид Mагдалинский
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 июн 2012, 01:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
Цитата:
неправда. есть много храмов, где настоятели полностью следуют предписаниям Устава. Я например использую оба варианта. Причем с БП намного красивее канон воспринимается. Ирмосы сразу встают на свое место. В том то и дело, что надо прививать не искаженное восприятие, а норму. исходя из этого надо и составлять руководства чтобы не приучать чтецов к дурновкусию ).


Тогда прошу прощения за голословность. Просто мне всегда казалось, что Библейские песни в канонах - это уже скорее экзотика, которую можно услышать лишь в некоторых храмах. Поэтому описать чтение канона с Библейскими песнями для меня будет затруднительно - не хватит знаний.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012, 19:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 июл 2012, 04:00
Сообщения: 17
Старообрядческая практика не знает чтения библейских песен вне Великого поста.
Видимо, такая традиция укрепилась еще в дониконовские времена.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2012, 18:57 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 май 2009, 12:33
Сообщения: 717
Откуда: Город портовый
о каноне и песнях настоятельно рекомендую почитать эту тему. там о времени исчезновения песен о. Михаил очень интересно пишет.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 окт 2022, 15:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 июл 2008, 16:16
Сообщения: 22
Откуда: Богохранимый град Коломна
Дорогие отцы и братья,


позвольте реанимировать старую тему. Хочется спросить: есть ли у кого-нибудь реальная практика стихословия библейских песней на каноне вне Великого поста? Как это устроено? Какова реакция клироса, духовенства, прихожан?

В нашем храме установилась следующая традиция: при чтении канона на четыре вместо припевов стихословятся четыре избранных стиха из соответствующей песни, а по последнем тропаре Слава: и ныне:. При умножении тропарей канона умножаются и стихи песней.

Стихи из библейских песней, во-первых, изначально выбираются понятные, а во-вторых, при многократном повторении прихожане их запоминают (примерно как прокимны).

(Минус такого варианта, который разъясняет отец Михаил Желтов в соседней теме, осознаю.)

_________________
Смотримъ же оубо, чюдашеся премудрости Владычны и чюдному совокупленiю и дивному сочьтанiю сему!
(Палея Толковая)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 окт 2022, 21:08 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 8191
Откуда: MOW-CFU-JFK
мирянин Алексий писал(а):
есть ли у кого-нибудь реальная практика стихословия библейских песней на каноне вне Великого поста? Как это устроено? Какова реакция клироса, духовенства, прихожан?

Ну вот у меня есть. Фигня это, пережиток прошлого. Реакция нулевая - люди ко всему привыкают. В конце концов, всё равно никто ничего не понимает. Так, молитвенный фон для настроения. Теоретически обычные молебные запевы вместо библейских стихов вполне оправданы - это понятная фраза, которая даёт понять, о ком или о чём сейчас поведётся хитросплетение словес маловразумительных. Но это в теории. А на практике... Разберите читаемый текст, и поймёте, что он ни о чём в девяти случаях из десяти. "Взвейтесь да развейтесь".

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 10 сообщений ] 


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви