Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 26 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 28 янв 2010, 15:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 янв 2010, 18:02
Сообщения: 59
Откуда: Житомирская епархия
Модераторское.
Данная тема была выделена из темы "Размышления о приходском уставе: всенощное бдение". Д-н И.



Циркуляр благочинным московских приходов,
изданный с благословения митр. Сергия
(Страгородского)
(ЦИАМ, ф. 2333, оп. 1, № 2, л. 16—18. Машинопись).
Циркулярно
О. о. благочинным православных приходов гор. Москвы.
В целях единообразия церковно-богослужебной практики в православных приходских храмах гор. Москвы, а также для избежания произвольного отношения к Типикону, с благословения Преосвященного Заместителя, временно управляющего Московской епархией, к руководству и исполнению напоминаю уже ранее предлагавшийся епархиальною Властью нижеследующий образец воскресного (и праздничного) богослужения как обязательный минимум для православных приходских храмов гор. Москвы.
А. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. По открытии диаконом царских врат священник благословляет кадило и кадит весь алтарь в предшествии диакона со свечой. По окаждении алтаря диакон выходит на амвон и возглашает: «Востаните. Господи благослови». Священник пред престолом делает кадилом крест (и) говорит возглас: «Слава святей…» Лик: «Аминь». Священник с повышением голоса произносит: «Приидите поклонимся»
(как указано в Типиконе), а где есть обычай — поет все духовенство. На клиросе медленно поют избранные стихи 103 псалма, с установленными припевами, во время пения которых священник в предшествии диакона
кадит весь храм. По окончании пения обязательно: Слава и ныне, Аллилуия (трижды). Следует великая ектенья, начинать которую диакон должен не ранее того времени, когда после обхождения храма возвратится в
алтарь, закроет царские врата и выйдет на амвон. Лик же свое пение должен при этом соразмерять с окаждением всего храма священнослужителями. По великой ектенье поются из первой кафизмы первой славы следующие стихи: 1) Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых … аллилуия (трижды)
2) Яко весть Господь путь праведных…
3) Работайте Господеви со страхом…
4) Блажени вси надеющиися Нань…
5) Воскресни, Господи, Спаси мя, Боже мой. (Аллилуия трижды)
6) Господне есть спасение…
6) Слава и ныне…
Малая ектенья. «Господи воззвах» в глас, положенный по Уставу. Поется не менее четырех стихир с положенными стихами неспешно и разборчиво. В дни предпразднества, попразднества, триоди, а также, когда в Минее случится великий святой, поется 6 стихир: три воскресных и три минеи или триоди. Во время пения «Господи воззвах» диакон, а при отсутствии его — священник, кадит алтарь, иконостас и по возможности весь храм. И ныне: догматик (обязательно положенного гласа). Вечерний вход. «Свете тихий». Прокимен с указанием гласа и положенными стихами произносится диаконом на горнем месте. Сугубая ектенья обязательно со «Сподоби Господи». Просительная ектенья. Стихиры на стиховне. Из них первая со стихом и ныне богородичен обязательно поются, а остальные если не
поются, то должны быть читаемы. Ныне отпущаеши… Трисвятое… И по Отче наш… Богородице Дево… (трижды) при закрытых царских вратах. Буди имя Господне… (трижды). Священник с амвона, благословляя народ, произносит: «Благословение Господне на вас». Шестопсалмие. Последнее должно читаться псаломщиком в стихаре (или другим чтецом за амвоном или посредине храма внятно и с особенным благоговением). Великая ектенья. «Бог Господь…» (на обоих клиросах четыре раза). Тропарь воскресный дважды, минеи и богородичен по гласу тропаря минеи. Кафизма: по одному псалму из каждой «Славы». Малая ектенья. После сего открываются царские врата и поются избранные стихи из 134 и 135 псалмов. «Хвалите имя Господне». Священник в предшествии диакона со свечой кадит весь храм. Затем поются воскресные тропари: «Ангельский собор…» (обязательно все 6 тропарей.). Малая ектенья. Ипакои и антифоны степенны. Прокимен гласа и «Всякое дыхание». Воскресное Евангелие читается в алтаре, а где есть обычай — и на средине храма. «Воскресение Христово видевше…» Слава. Молитвами Апостол и ныне Молитвами Богородицы. «Помилуй мя Боже» и «Воскрес Иисус от гроба». В праздники по 50-м псалме обязательно поется стихира. Во время пения «Воскресение Христово видевше» священник в предшествии диакона с посвечником износит из алтаря евангелие на средину храма и там, приложившись к нему с диаконом, благословляет всех прикладывающихся богомольцев, а в храмовые и двунадесятые праздники, вообще при совершении литии, помазует их освященным елеем. Диакон пред иконою Спасителя произносит: «Спаси, Боже, люди Твоя…», после возгласа священника поются (на левом клиросе) воскресные ирмосы канона положенного гласа. Чтец громко и раздельно читает (на амвоне пред иконою Богоматери) по 4 тропаря из каждой песни (воскресный, крестовоскресный, Богородичный, минеи). Чтение тропарей канона заканчивается пением катавасии, положенной по Уставу, каковая исполняется, если имеется, правым хором. Так поются без пропусков все 9 песней канона (ирмосы и катавасии) по 3, 6 и 9-й песни, произносятся диаконом малые ектеньи. Во время 8-й песни диакон кадит алтарь и, выйдя из оного по окончании катавасии 8-й песни, становится пред иконою Богоматери и возглашает: «Богородицу и матерь света…» На обоих клиросах поочередно поется песнь Богородице: «Величит душа моя» — обязательно все 6 стихов с припевами «Честнейшую Херувим». По окончании канона после малой ектеньи диакон произносит «Свят Господь Бог наш» с положенными стихами и клир поет сие трижды на глас. Затем обязательно во глас Октоиха «Всякое дыхание» и поются «Хвалитные стихиры» с их припевами; причем первая также слава, и ныне Преблагославенна еси обязательно поются. Открываются царские врата, и по возгласе священника «Слава Тебе, показавшему нам свет» поется великое славословие, по окончании коего особым обиходным распевом поется тропарь: «Днесь спасение
миру» или «Воскрес Иисус из гроба…» смотря по гласу Октоиха, а в праздничные дни поется обязательно тропарь празднику, после чего царские врата закрываются. Сугубая ектенья и прочее до конца по уставу. Отпуст, многолетие и первый час. В конце первого часа священик выходит из алтаря на амвон в епитрахили и пред иконою Спасителя произносит молитву: «Христе, свете истинный», и только по окончании ея поется песнь «Взбранный воеводе…», а в двунадесятые и праздничные дни кондак празднику (и бывает малый отпуст).
По такому же чину совершается Всенощное бдение и во все двунадесятые и храмовые праздники с присоединением к оному положенного во время литии, за которою поется не менее двух стихир, положенных по уставу, но отнюдь не самовольные концертные произведения.

Б. ЛИТУРГИЯ. Пред литургией читаются часы. После великой ектеньи на литургии поются избранные стихи 102 псалма «Благослови, душе моя, Господа…» Малая ектенья, «Единородный сыне», после малой ектеньи и открываются царские врата и поются блаженны: «Во царствии твоем…» и без выпуска обязательно все девять заповедей блаженства. После малого входа поются тропари: воскресный, святого минеи и кондак на «и
ныне» по Уставу. «Трисвятое». После Апостола пред Евангелием поется Аллилуарий так: священник: «Мир ти», чтец: «И духови Твоему». Аллилуия. Певцы поют Аллилуия на положенный глас. Чтец, не сходя со своего
места, громко и отчетливо произносит положенный стих. Певцы поют Аллилуйя так же как и в первый раз, чтец стоя так же громко произносит второй положенный стих, после чего идет на клирос, а если диакон, то в
алтарь. Певцы поют «Аллилуия» третий раз. И прочее по чину Литургии до конца.
В настоящем «Чине» изложен лишь минимум требований Церковного Устава, выполнение которого для всех храмов безусловно обязательно. Но этим отнюдь не отменяется возможно более полное выполнение богослужебного Устава там, где это будет найдено полезным и целесообразным по обстоятельствам местной приходской жизни, наоборот, такое более полное выполнение церковного устава, если оно идет навстречу религиозным потребностям и запросам, весьма желательно. При совершении богослужений и всякого рода треб духовенству необходимо принять
к руководству и иметь особое попечение:
1) Крестное знамение должно быть совершено правильно и с благоговением, т. е. сначала нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать тот или другой поклон, указания о чем см. в Типиконе.
2) Чтецы и певцы при исполнении песнопений не должны перебивать друг друга и должны заботиться о том, чтобы пение и чтение были ясными и отчетливыми.
3) Во все воскресные, праздничные и двунадесятые дни не должно быть за Божественными литургиями совершенно поминовения усопших. В виде исключения в воскресные дни означенное поминовение может совершаться при условии, если в этот день совершается лишь одна литургия. В двунадесятые же праздники совершение поминовения усопших не допускается, хотя бы совершалась и одна литургия.
4) При совершении поминовения усопших не должно за одной литургией совершаться несколько ектений об усопших (в некоторых храмах чуть ли не на каждое имя произносится отдельная ектенья и возглас). Ектенья и возглас допускается одна.
5) Ни в коем случае не допускается пропуска ектеньи об оглашенных, а также самовольных прибавлений (например, некоторые при поминовении на Великом выходе дерзают вставлять поминовение усопших и делать многократное перечисление ктиторов, благотворителей, попечителей и т. д.). О таких членах Церкви сама Церковь молится «Освяти любящие благолепие Дома Твоего»). В означенном месте поминание должно совершаться по следующей формуле: диакон: «Святейшия Православные Патриархи, Патриаршего Местоблюстителя нашего Преосвященнейшаго Петра, Митрополита Крутицкого и Заместителя его, Преосвященнейшаго Сергия, Митрополита Нижегородскаго да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков», священник: «Преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный, вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
6) Все о. о. диаконы, принимающие участие в служении литургии, обязаны оную совершать с приготовлением и причащаться Св. Таин. Особенно это они должны иметь в виду в воскресные и праздничные дни, а также при архиерейских служениях, причем о. о. настоятелям вменяется в обязанность о не исполняющих настоящее сообщать епархиальному начальству.
7) Ни в коем случае не допускается совершение литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни о. о. протоиереями, которые не имеют на это особого разрешения или указа Высшей церковной власти. Митрофорным о. о. протоиереям необходимо иметь в виду, что получение митры совсем не служит основанием для открытия царских врат, причем служение Божественной Литургии и при отверстых царских вратах теми, кто на это имеет право, целесообразно лишь при совершении литургии соборне. Чести ради служение литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни сохраняется за отцами-благочинными и то лишь в своем благочинии.
Сентября « » дня 1931 г.


Отредактировал диак. Игорь. Дата редактирования: 28 янв 2010, 15:09.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 янв 2010, 15:07 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3170
Ничего общего с богослужением, на мой взгляд, эта резолюция не имеет. Я в "Уставе" писал.
Верую во Единаго Бога Отца. Творца, конца, Аминь. Мне нужно назвать места, в которые надо такие решения помещать?

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 янв 2010, 15:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 янв 2010, 18:02
Сообщения: 59
Откуда: Житомирская епархия
Перед рукоположением в “присяжном листе” (копию которого храню) я обещался “Богослужения и таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничесоже произвольно изменяя…”.
Всенощное бдение в нашем монастыре (!, не на приходе) состоит из 9-го часа, малой вечерни, великой вечерни, утрени и 1-го часа, после которого (если есть приношение) совершается заупокойная лития.
Отступление от Типикона у нас следующие: “Блажен муж…” у нас, на Украине, почему-то исполняют так: сначала поют первый антифон (избранные стихи), потом малая ектения, далее прочитывается вторая часть кафизмы, опять малая ектения, третья часть, снова малая ектения. Для меня такое исполнение является странным: в Москве в Перервенской семинарской обители первая часть кафизмы исполняется попеременным чтением и пением.
Стихиры всегда у нас исполняются все без пропусков, как и тропари на каноне утрени. Также кафизмы вычитывают полностью. Литию совершают только перед двунадесятыми праздниками.
Никогда у нас не исполняют на бдении непорочны, а только полиелейные псалмы, а библейские песни читают только в Великий пост. Такое богослужение отнюдь не утомляет молящихся, а наоборот привлекает, и у нас всегда на всенощной больше молящихся чем в соседнем приходском храме того же посёлка, где богослужение сокращается.
Так мы совершаем богослужение уже четыре с половиной года и так совершали и до нас.

С любовью во Христе,
диакон Игорь


Отредактировал диак. Игорь. Дата редактирования: 28 янв 2010, 18:41.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 янв 2010, 17:35 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 янв 2009, 12:25
Сообщения: 884
Откуда: Влад.еп дер.Берково
Тема называется "Размышления о приходском уставе...", какая малая вечерня, пардоньте? Стихиры с малой вечерни мы поем на великой на Г.В., добавляя стихи. Люди, как правило, ходят в м-рь вместо прихода не из-за длительности или уставности богослужения, длительность все равно в тягость, а в уставе они не бум-бум. Дело обычно в лучшем пении, "особо духовных" священниках ну и особой монастырской атмосфере.

_________________
Делать добро легко и приятно. Боже,как сложно не делать зла!



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 янв 2010, 21:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2007, 23:21
Сообщения: 63
В строгом смысле слова устав прихода и устав монастыря должен отличаться только количеством канонов на Повечерие. В монастырях на этой службе вычитывают иноческое правило, а на приходе можно ограничиться одним каноном Октоиха.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 янв 2010, 22:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 янв 2010, 18:02
Сообщения: 59
Откуда: Житомирская епархия
Повечерие и полунощницу у нас вычитывают отдельно, как и вечерние и утренние молитвы. На них я не присутствую.
В позапрошлогодний Великий пост попробывали сразу после всенощного бдения (в субботу) вычитывать повечерие с вечерними молитвами, на которые оставались желающие причаститься на следующий день. Я тоже присутствовал и принимал участие в чтении канонов. Такой же порядок я наблюдал в одном из Нижегородских мужских монастырей, где был в позапрошлом году. Но мы немного отвлеклись от темы. Простите.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 янв 2010, 14:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 янв 2007, 12:50
Сообщения: 659
Вспоминается тема про всенощную на всю нощь. Алтарник, пишущий зде об этом, - в полном восторге. Его спрашивают, а как прихожане потом на работу после такой всенощной всенощной пошли, а он отвечает - не знаю, я то спать пошел. :)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 янв 2010, 14:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 янв 2010, 18:02
Сообщения: 59
Откуда: Житомирская епархия
Алексий Вифлеемский писал(а):
Вспоминается тема про всенощную на всю нощь.

Всенощная у нас начинается в весенний и летний период в 17.00, окончивается около 20.30, в осенний и зимний период начинается в 16.00, а оканчивается, соответственно, около 19.30. Три с половиной часа, согласитесь, это не долго. И никто ещё никогда не нарекал, что богослужение долгое. Но, наоборот, бабульки любят подольше находиться в храме. Нам, правда, в зимнее время это вылетает в немалые деньги за отопление храма.
Ночное бдение у нас традиционно совершается на Рождество Христово (у нас монастырь Рождества Христова). Начинается в 23.00 (с повечерия, переходящего в литию, непосредственно после утрени и часов – литургия), литургия оканчивается около 5.30.
Но ещё раз простите, что я коснулся монастырского богослужения. Ведь тема называется: “Размышления о приходском уставе: всенощное бдение”. Но иерей Артемий написал:
иерей Артемий писал(а):
В строгом смысле слова устав прихода и устав монастыря должен отличаться только количеством канонов на повечерии. В монастырях на этой службе вычитывают иноческое правило, а на приходе можно ограничиться одним каноном Октоиха.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 янв 2010, 14:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 янв 2007, 12:50
Сообщения: 659
Я не об этом. Вы похоже не понимаете, что Церковь не на бабулек должна быть расчитана. У нас всенощная не намного короче, вопрос не в этом, а в понимании сути самого богослужения. Если это для людей, чтобы они не отстаивали всенощную, а молились - дак всю ночь, без проблем, но вдруг начинаются разговоры о самоценности вседневного богослужения - мне это сразу начинает напоминать жречество. Как будто Богу важно - сколько стихир-тропарей промычал хор, пробормотал чтец, чего простые прихожане даже не заметили, на общем фоне невнятности, царящей в наших храмах.

UPD. При всей моей любви к уставному богослужению многолетний опыт моего общения с нашим духовенством дает мне весомый повод сомневаться в адекватности ревнителей вычитывания всего. Если не то что прихожанин, а священник не может внятно выразить свои мысли на русском, родном ему, языке, то что уж говорить о понимании им на слух (!) богослуженых текстов на церковнославянском. Слава Богу, что многие их них это понимают, и, если и не стремятся что-то в этом деле для самих же себя исправить, то хоть не принуждают других врать самим себе.


Отредактировал Алексий Вифлеемский. Дата редактирования: 29 янв 2010, 15:10.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 янв 2010, 15:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 янв 2010, 18:02
Сообщения: 59
Откуда: Житомирская епархия
Алексий Вифлеемский писал(а):
Вы похоже не понимаете, что Церковь не на бабулек должна быть расчитана.

Мы и не расчитываем на бабулек. Стараемся служить благоговейно, внятно (невнятное чтение и пение не одного меня коробит), согласно уставу. А если сокращать (например, мы всегда очень сильно сокращаем молебны) на те полчаса или час, то отнюдь мы не выиграем ничем, а на душе будет неприятный осадок.

диак. Игорь писал(а):
вдруг начинаются разговоры о самоценности вседневного богослужения

Мы служим всенощные не каждый день, а только перед воскресным днём, двунадесятыми и большими праздниками.
Служим редко, но стараемся служить по уставу.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 янв 2010, 15:42 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3170
Вот у нас все же вопрос времени стоит весьма остро. Да, я не могу начать всенощную в 3 часа вечера, зимой особенно, потому что последняя лошадь в 16 часов. И темнеет рано, у нас в деревне фонарный столб встречается реже, чем памятник Ленину.
Итак, разделились два лагеря. Первый лагерь за Типик (но с сокращениями), второй - за Типик без сокращений. Ну а я вообще в третьем, поскольку считаю, что лучше служить все полностью, без сокращений, но это потребует кардинальной переработки Устава. И в вопросе чтения кафизм, и в вопросах чтения Писаний. И в вопросах соединения служб. Да и на малых приходах практически нет понятия шестерички, как же ж, лобик бабке не намазать? Соединение служб тоже мудреное-мудреное. Ну не воспринимает народ сразу три или четыре :) соединения служб. Именно поэтому некогда я высказал несогласное с мнением о. Админа воззрение, что при службах Богородичных и Великих праздников в Неделю надо опускать Октоих.

Утреня без канона гораздо более понятна, чем утреня с "каноном на два", потому что сам канон на два непонятен в принципе. Да, я не совсем могу понять "благословение хлебов" при современной продолжительности. Равно как и совершение ее в приходских храмах. Ну не варят пшеницу, масло не нужно. Поступать как в Вел. Субботу - разумнее. Но лития содержит стихиры, а они мне нравятся)

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 янв 2010, 16:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 янв 2010, 18:02
Сообщения: 59
Откуда: Житомирская епархия
Mgr_Andrew писал(а):
Итак, разделились два лагеря. Первый лагерь за Типик (но с сокращениями), второй - за Типик без сокращений. Ну а я вообще в третьем, поскольку считаю, что лучше служить все полностью, без сокращений, но это потребует кардинальной переработки Устава.


О возможных порядках совершения богослужений было принято решение и на Поместном соборе 1918 года.
Вот выписки об этом (ГАРФ, ф. 3431, оп. 1, № 174, л. 214—221. Машинопись.):

“Совершение богослужения в современной Русской Церкви страдает многими важными недостатками, причиняющими существенный вред делу Православия и вызывающими справедливые порицания и осуждение. Главнейшими из таких недостатков являются произвольные изменения порядка и состава богослужения (сокращения, вставки и т. п.), а также небрежность в его исполнении. Причины этих недостатков разнообразны. В них повинны часто и совершители богослужения, не всегда достаточно знакомые с Церковным Уставом и часто не обладающие надлежащим пониманием богослужения и развитым литургическим вкусом.
Часть вины затем лежит и на молящихся, слабая ревность коих нередко побуждает исполнителей богослужения поступаться строгостью уставных предписаний. Наконец, некоторый повод для перечисленных недочетов
дает и самый строй нашего богослужения: его Устав не всегда и не во всем подходит к условиям современной жизни, равно как и некоторые другие стороны нашего богослужения нуждаются в пересмотре и исправлениях. Сознавая ея средоточия, Отдел находит возможным предложить Священному Собору следующий план и меры к упорядочению нашего богослужения:
I. А. Рядовое богослужение
1. Заповедуемый нашим Церковным Уставом богослужебный строй хотя и образовался в окончательном виде в монастырях православного Востока, но его основой послужили богослужебные обычаи соборных храмов Иерусалима и Константинополя, вследствие чего и этот Устав не может быть признан чисто монашеским произведением.
2. Как свод богослужебных преданий двух виднейших Церквей православного Востока и как произведение многовекового богослужебного опыта, действующий Церковный Устав должен быть сохраняем в качестве высшей нормы нашего богослужения.
3. Во всей своей полноте Церковный Устав является трудноисполнимым.
4. Наши монастыри должны по возможности строго соблюдать уставной порядок богослужения с дозволением заменять для тропарей канонов, а также для кафизм пение чтением по принятому обычаю.
5. Что касается мирских храмов, то Церковный Собор, отнюдь не одобряя каких-либо сокращений в Уставе, но снисходя к немощи молящихся и к условиям современной жизни, а также основываясь на истории Устава, знающей случаи смягчения уставных требований, равно как ввиду разрешения самого Устава при некоторых обстоятельствах сокращать богослужение, может допустить известные послабления уставных требований.
6. Для упорядочения рядового богослужения в приходских храмах предлагается:
а) Не допускать замены положенного по Уставу произвольными вставками, например кафизм — акафистом или проповедью, литийных стихир — концертом и т. п.;
б) Псалтирь стихословить в объеме не менее одной «Славы» вместо целой кафизмы. В церквах, где службы не совершаются ежедневно, возможно последовательное чтение всей Псалтири по «Славам» без отношения к седмичному расписанию стихословия. Во дни великих праздников рядовое стихословие можно заменить чтением или (антифонным) пением особых праздничных псалмов;
в) Чтение шестопсалмия не должно быть сокращаемо; не подобает опускать 50-й псалом и хвалитные псалмы на утрени;
г) Песнопения Триодей и великих праздников должны исполняться без пропусков, хотя бы и без повторений. В дни воскресные, будничные и в меньшие праздники из стихир «на Господи воззвах», стиховных, литийных, хвалитных должно петь не менее половины положенных как из Октоиха, так и из Минеи. Отнюдь не должна опускаться на воскресной утрени стихира евангельская, воскресная, тропари по непорочных не должны сокращаться. Должно быть восстановлено уставное пение тропарей, кондаков, степенн и седальнов. Из каждой песни канона должно читать не менее четырех тропарей, хотя бы по одному из каждого канона.
7. В первой части Литургии без всякого сокращения надлежит исполнять антифоны Господских праздников, антифоны изобразительные (при невозможности пропеть оба псалма полностью следует читать их), повседневные (в положенные дни) и Блаженны со стихами к ним; по входе полностью и в уставном порядке петь тропари и кондаки; строго соблюдать уставное количество апостольских и евангельских зачал на Литургии; восстановить пение Аллилуиа по Уставу на гласы аллилуиариев с выразительным исполнением последних. Отнюдь не допускается служение полной Литургии в неположенные дни Святой Четыредесятницы.
8. Богослужение в кафедральных соборах и храмах при духовных учебных заведениях приближается к монастырскому, в домовых — к приходскому…”



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 янв 2010, 16:23 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3170
Вы полагаете, что это решение имеет смысл? Никаккого, как и логики. И не решение это. Проект. Ну и как бы можно почитать мое мнение выше.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 янв 2010, 16:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 янв 2010, 18:02
Сообщения: 59
Откуда: Житомирская епархия
Алексий Вифлеемский писал(а):
При всей моей любви к уставному богослужению многолетний опыт моего общения с нашим духовенством дает мне весомый повод сомневаться в адекватности ревнителей вычитывания всего.


Возможно. Надо быть не ревнителем механического вычитывания всего, а именно вникать в суть читаемого.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский всегда сам читал канон на утрени. Наши отцы в кафедральном соборе также сами посреди храма читают каноны на утрени (вернее, выборочные тропари канонов), но во время чтения такой шум в храме и в алтаре (а в соборе ещё плохая акустика), что услышать читаемое можно только стоя в пределах 50 метров от читаемых.
Когда служил в соборе, сколько не силился, а услышать читаемое было тяжело и очень тяжело было на душе. Когда же был переведён на служение в монастырь, то в этом плане я свободно вздохнул.
Mgr_Andrew писал(а):
Вы полагаете, что это решение имеет смысл? Никаккого, как и логики. И не решение это. Проект. Ну и как бы можно почитать мое мнение выше.


Этот проект дважды обсуждался Совещанием епископов — 4/17 марта и 15/28 августа 1918 г. На заседании 4/17 марта было постановлено: «Действующий ныне церковный Устав должен быть сохранен в качестве высшей нормы нашего богослужения, совершители же богослужения призываются к истовому отправлению оного, допуская сокращения с крайней осмотрительностью, чтобы не смущать ревнителей церковной уставности.
Не внося на соборное рассмотрение этого доклада, напечатать его на пишущей машинке и разослать Преосвященным для приблизительного руководства по вопросу об уставном сокращении».
Заседание 15/28 августа подтвердило это решение.

Может это и не решение. Ваше предложение, конечно, имеет смысл.


Последнее редактирование: диак. Игорь, дата: 29 янв 2010, 16:59, всего редактирований: 2.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 янв 2010, 18:09 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3170
Собственно, такого кромсания можно избежать, такое мнение тоже есть.
Весь вопрос в том, что и кому надо. Все равно всё богатство текста народ современный не понимает практически, учитывая еще и "внятное" пение и чтение. И непонимание текста самими читающими, включая иногда и священнослужащих.
Совершение проскомидии на славословии для нас нереально, греки поют медленнее. Но вот времени шестопсалмия достаточно, хотя я в детстве читал за 4,5 минуты. При этом остаюсь при своем мнении, что если священник вынимает просфоры до Входа, то покрывать дары он должен на Херувимской.
Таким образом все песнопения святому переносятся на вечерню с повечерием (и тропарем на утрени), а воскресная утреня утром несет отпечаток только воскресного богослужения.
Я тут не совсем логичен (имею право), потому как ранее говорил об отмене недельной службы в дни двунадесятин, но это можно обдумать.
Да, оффтоп, но безобразную практику сокращения антифонных псалмов на Литургии отменить приказом! Или заменять их воскресными антифонами, они даже в апостоле есть.
upd. Непение всяких там Веделей и прочих Львовых с Бортнянскими как то снимает вопрос сокращения богослужения. Ну вот я сення всенощную совершал. Без "блажен муж, иже объелся груш", без кафизмы на Утрени, и канон на 6 всего, со ирмосом, естессно. Как то вышло 1.15. То есть не такое уж и длинное для прихожан богослужение, но канон триоди сокращается, а это некрасиво. Зато стихиры все, и псалмы без сокращений. Это тоже вопрос: партес это какое-то безумие, попытка эстетства там, где этого эстетства и быть не должно. А то несут фигню относительно "шика богослужения", а сами под этим шиком имеют лишь оперное пение. Я обожаю оперу, но не на Литургии же. Балет скоро начнется. Батюшка станцует нам полиелей Вагнера :)

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 26 сообщений ]  На страницу 1, 2  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви