ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

Разумные сокращения уставного богослужения
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=1615
Страница 1 из 7

Автор:  Игорь Гаслов [ 23 фев 2006, 10:30 ]
Заголовок сообщения:  Разумные сокращения уставного богослужения

Valerius писал(а):
Есть и другой способ. :) Можно принять на себя серьезный вид и сказать настоятелю, что шестопмалмие явно состоит из двух трехпсалмий (различные ночные часы), соединенных вместе, поэтому ради приближения к древнему суточному кругу будем разбивать шестопсалмие на две части и читать по одной славе (так порой поступают в Сербии). А русины могут вообще сокращать шестопсалмие до одного псалма (считается, что на каждой утрене будет вычитываться по одному псалму по очереди, хотя в действительности все время читают только псалом № 3). Впрочем, у нас к счастью этот номер пока не пройдет.

"Чтение шестопсалмия не должно быть сокращаемо; не подобает упускать 50-й псалом и хвалитны псалмы на утрени" - принято единогласно 3 ноября 1917 г. на заседании отдела об упорядочении богослужения Поместного Собора 1917-1918 годов.
Вроде никакой из Соборов это указание не отменял.

Автор:  Mgr_Andrew [ 23 фев 2006, 12:01 ]
Заголовок сообщения: 

Хотя считаю, что сокращение шестопсалмия на Утрени вещь для нас странная, однако что касается Поместного Собора - так это - ПРОЕКТ, а принято не было.
Может быть и хорошо пользоваться этими предложениями, но они не имеют форму постановления или закона.

Автор:  Игорь Гаслов [ 23 фев 2006, 13:40 ]
Заголовок сообщения: 

Mgr_Andrew писал(а):
Хотя считаю, что сокращение шестопсалмия на Утрени вещь для нас странная, однако что касается Поместного Собора - так это - ПРОЕКТ, а принято не было.
Может быть и хорошо пользоваться этими предложениями, но они не имеют форму постановления или закона.

Не приняли по известным причинам. Кстати не зависящим от Собора. Можно сказать "форсмажор" :)
Но на заседании отдела проголосовали ЕДИНОГЛАСНО.
Кстати пока это постановление не будет принято действует вообще один Типикон :) Который вообще сокращать ничего не позволяет.

Автор:  Mgr_Andrew [ 23 фев 2006, 15:18 ]
Заголовок сообщения: 

Про Типикон абсолютно с вами НЕ согласен, поскольку Типикон сам по себе не представляет закон о богослужении, а всего лишь ОБРАЗЕЦ богослужения в монашеских общинах.

Автор:  Игорь Гаслов [ 23 фев 2006, 15:48 ]
Заголовок сообщения: 

Mgr_Andrew писал(а):
Про Типикон абсолютно с вами НЕ согласен, поскольку Типикон сам по себе не представляет закон о богослужении, а всего лишь ОБРАЗЕЦ богослужения в монашеских общинах.

Тогда хотелось бы услышать ваше мнение по вопросу что должно считаться эталоном православного богослужения? Где по вашему мнению содержатся законодательные указания относительно установленного его чина?

Автор:  Mgr_Andrew [ 23 фев 2006, 16:33 ]
Заголовок сообщения: 

Обратите внимание, какой короткий вопрос, и какой на него требуется ответ.
1. Типикон есть образец, и в русском богослужении разные его редакции считались (я прошу заметить - считались) законоположительными.
В этом есть определенная нестыковка. Получается, что мы из Типикона вытаскиваем только то, что касается богослужений, а все остальное, в том числе и время и последовательность богослужений, правила постов, одежды - отметаем. С одной стороны - это логично, взять то, что не касается собственно монашества, но тогда встает другой вопрос: продолжительность богослужений. Монастырь на то и монастырь, чтобы в нем молиться.
2. Предложения о модернизации Устава богослужения действительно были на Поместном Соборе, но поскольку Собор не решил и не объявил своим Деянием, то все предложения, хотя и вполне, на мой взгляд, разумные, так и остались предложениями.

Однако многие поместные Церкви имеют официальный приходской богослужебный Устав. В этом вопросе каждая поместная Церковь руководствуется своими обычаями и целесообразностью. Однако, а отличие от Константинополя, у нас НЕТ приходского Устава, а значит ЛЮБЫЕ богослужебные особенности и сокращения, если их употребление не противоречит Церковному учению, имеют право на существование.
Мы на форуме обсуждали простые вещи - чтение акафистов вместо кафизм, совершение Пассий, опущение литий по Воскресеньям, чин выноса и погребения плащаницы на Успение Богородицы. Все это - традиции, которые есть. И в этом вопросе каждый полагается именно на свой вкус. К сожалению, пока Поместным Собором не будет принят Устав, регламентирующий все новые и старые традиции, именно свой вкус и приходские заморочки будут играть решающее значение.

Автор:  Максим [ 23 фев 2006, 21:45 ]
Заголовок сообщения: 

gasloff писал(а):
Не приняли по известным причинам. Кстати не зависящим от Собора. Можно сказать "форсмажор" :)


А можно - воли Божией на это не было. :!:

Автор:  Игорь Гаслов [ 23 фев 2006, 23:54 ]
Заголовок сообщения: 

Максим писал(а):
А можно - воли Божией на это не было.
Вы о запрете сокращения шестопсалмия :?:

Автор:  Максим [ 24 фев 2006, 00:02 ]
Заголовок сообщения: 

В том числе и этого. Там много о чём говорилось, но многое - не было принято. Неужели это была случайность?

Автор:  Valerius [ 24 фев 2006, 07:23 ]
Заголовок сообщения: 

gasloff писал(а):
"Чтение шестопсалмия не должно быть сокращаемо; не подобает упускать 50-й псалом и хвалитны псалмы на утрени".


С 50-м псалмом у нас на Руси вообще творится полный абсурд. Когда во время шестопсалмия священник читает утренние молитвы, то 11-я молитва - это ничто иное, как молитва 50-го псалма! (В древности она читалась после него вслух, именно поэтому ее концовка "Милостию и щедротами" идентична возгласу после ектинии Спаси Боже люди Твоя, тоже следующей за этим псалмом).

Также припевы после Евангелия: Слава и Ныне, Молитвами Богородицы, стихира Воскрес Иисус, - и т.д. все это припевы к 50-му псалму. Если этот псалом опускать, как у нас повсюду делается, то получется литургическая бессмыслица: молитва и припевы 50-го псалма есть, а самого псалма, т.е. центра, к которому они относятся, почему-то нет. Ерунда какая-то!

Про безжалостное выбрасывание Хвалитных псалмов - некогда центральная часть утрени, еще до прибавления к ней монашеских элеметов (кафизм, и проч.) - даже говорить не приходится. Литургический вандализм!

Лучше бы уж поменьше оперным пением службу затягивали, тогда бы и коверкать ее не пришлось.
___________
Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века.

Автор:  свящ. Евгений [ 02 апр 2006, 22:42 ]
Заголовок сообщения: 

Mgr_Andrew писал(а):
Про Типикон абсолютно с вами НЕ согласен, поскольку Типикон сам по себе не представляет закон о богослужении, а всего лишь ОБРАЗЕЦ богослужения в монашеских общинах.
ПОДДЕРЖИВАЮ.
Кстати, вспомним и "уставную всенощную" Скабаллановича, которая длилась 8 часов...

Автор:  иерей Артемий [ 30 дек 2009, 22:28 ]
Заголовок сообщения:  Re:

свящ. Евгений писал(а):
Кстати, вспомним и "уставную всенощную" Скабаллановича, которая длилась 8 часов...
/Уставная\ всенощная в адаптированном варианте длится 4,5 часа. Это вполне по силам.

Автор:  Mgr_Andrew [ 02 янв 2010, 18:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сокращение шестопсалмия и другие вопросы Типикона

Аввы, где живете?
Если в России "всенощная" в 1 час считалась долгой, то при чем тут ваши святые мнения?
Воззвахи сократить можно, а шестопсалмие - нет? А ну-ка первую кафизму кто не сокращает, я подивлюсь, даже пальчиком потрогаю. Полиелей? Воззвахные и Хвалитные псалмы? А шестопсалмие никак, канешна! Это ж, как говорил один умный поп, "херувимская песнь" вечернего богослужения.
* Про разнесение молитв на вечерне читайте Кекелидзе, здесь вопрос не о том.
Литургическая бессмысленность?
ЩАС! Первая бессмысленность - ирмосы. Попробуйте оспорить. Отсюда и катавасии. Вот мне тут свт. Афанасий (Сахаров) не авторитет.
Сократите "помазание" на полиелеосе - растерзают. Чего тут "эксперименты" глаголати? Надо как бы и реальность осмысливать.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 02 янв 2010, 22:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сокращение шестопсалмия и другие вопросы Типикона

Mgr_Andrew писал(а):
Воззвахи сократить можно, а шестопсалмие - нет?
Из поры своей церковной молодости я помню ссылку на кого-то из почитаемых старцев (может, Лаврентий Черниговский) что, дескать, когда архиереи сократят шестопсалмие, тут и анчихрист придёт. Давно не слежу за фольклором, но подозреваю, что это мнение до сих пор имеет хождение в кругах "ревнителей". Так что тут осторожность нужна или, скорее, готовность к брожениям.

Автор:  иером.Паисий [ 05 янв 2010, 12:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сокращение шестопсалмия и другие вопросы Типикона

Mgr_Andrew писал(а):
Аввы, где живете?
А ну-ка первую кафизму кто не сокращает, я подивлюсь, даже пальчиком потрогаю. Полиелей? Воззвахные и Хвалитные псалмы?

Я не сокращаю. Можете меня потрогать :)

Страница 1 из 7 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/