ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

Музыкальные инструменты на богослужении
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=21&t=4016
Страница 1 из 1

Автор:  Владимир иерей [ 28 июл 2018, 15:08 ]
Заголовок сообщения:  Музыкальные инструменты на богослужении

Уважаемые отцы и братья! Прошу поделиться своими мыслями и соображениями по поводу следующего вопроса. Можно ли, уместно ли использовать какие либо музыкальные инструменты во время богослужения? Поясняю, так сказать, суть вопроса. Представим такую ситуацию: на клиросе два человека - один человек певец, другой чтец. И певцу намного удобней петь с исоном (держит тональность, никуда не сваливается) и этот исон (по-русски мычание) создает не человек, а синтезатор. То есть во время пения этот певец зажимает ту или иную клавишу синтезатора и вуаля - исон готов.
Допустимо ли такое использование синтезатора на богослужении (и бдение, и Литургия) или все же это близко к обновленчеству (по моему разумению это оно и есть). Ведь в традиции Церкви нет никаких муз.инструментов (кроме колоколов). Как считаете? И прошу дать, если есть, ссылки на каноны (навряд ли конечно они есть) и мнения авторитетных авторов.
Спасибо.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 28 июл 2018, 16:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Музыкальные инструменты на богослужении

Батюшка, прежде всего следует определиться с терминологией, потому что как показывает практика, под обновленчеством (как и под экуменизмом) всяк норовит протащить своё представление о том, «что такое плохо». Если вы имеете в виду появление в церкви новых практик и обрядов, то это ни разу не обновленчество: абсолютно всё, что вы сейчас делаете в качестве священнослужителя, когда-то было новшеством (те же колокола). На эту тему здесь говорилось много и давно, можете воспользоваться функцией поиска (кнопочка в правом верхнем углу).
Что касается ссылок на правила и каноны — вы правы, по этому поводу их не существует. Существует традиция, но не более. А традиции — дело такое. Сегодня одна, завтра другая. (Если что, сам я традиционалист).
Теперь собственно о практике использования инструментов в православном богослужении. Вот едва ли не самый известный, но далеко не единственный пример:



Первая реакция обычно: ах вы шишы антихристовы! — а потом вообще перестаёшь замечать разницу. Ну, с органом, ну и что. У мощей свт. Спиридона на Корфу тоже на праздничных службах поёт мужской хор с фисгармонией. Хорошо поёт. Мне кажется, у местных вызвал бы удивление смешанный хор, а не его музыкальное сопровождение. А у нас наоборот. В каждой избушке свои погремушки, словом.
Использование синтезатора для построения исона у греков нередко среди тех, кто может себе это позволить — во-первых, нужно уметь хорошо петь и хорошо обращаться с техникой, это нечастое сочетание само по себе, во-вторых, хороший звук даёт хорошая техника, а она недёшева (со временем окупается, конечно, но со временем). Я видел попытки использования дешёвых коробочек в этом качестве, это фигня какая-то. Но также мне приходилось и служить греческие литургии в сопровождении профессиональной аппаратуры, и никакого дискомфорта я не испытывал. Но для русского церковного пения, как мне кажется, эта практика не актуальна. С исоном у нас можно спеть пару-тройку произведений, а всю службу тащить греческим распевом, да ещё постоянно — кому это нужно?

Автор:  О. Румын [ 28 июл 2018, 17:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Музыкальные инструменты на богослужении

Да и зачем вам синтезатор, если можно найти благочестивого гундоса из профессионалов-музыкантов. Ну,.. это лучше чем жать на клавиши. Ежели уж вам нужен непременно иссон, а не обычное наше родное партесное двух-трехголосье.

Автор:  Владимир иерей [ 28 июл 2018, 18:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Музыкальные инструменты на богослужении

О. Румын писал(а):
Да и зачем вам синтезатор, если можно найти благочестивого гундоса из профессионалов-музыкантов. Ну,.. это лучше чем жать на клавиши. Ежели уж вам нужен непременно иссон, а не обычное наше родное партесное двух-трехголосье.

В нашем приходе мы (по благословению настоятеля) поем и не греческим распевом и не нашим родным партесом. Наше пение (что то нечто среднее между 9 и 10 гласом :) ) придумано нашим настоятелем и "хорьками" после продолжительных исканий "в этих интернетах" различных мотивов (греческий, болгарский, грузинский, марсианский и прочее). В итоге получился по моему 9 с половиной глас. Все богослужение поется на один мотив (может так и положено).

А гундоса можно взять даже из полупрофессионалов. Можно даже Герасима из Му-Му - лишь бы мычать умел, но настоятеля устраивает так (с синтезатором).

Цитата:
Первая реакция обычно: ах вы шишы антихристовы! — а потом вообще перестаёшь замечать разницу..


Отче, спасибо за видео. интересненько эти шишы антихристовы молятся! А вообще почему меня смутило пение под синтезатор, так это то, что я прочел статейку сию https://horist.ru/biblioteka/organ_na_klirose.shtml

Автор:  Архидиакон Стефан [ 28 июл 2018, 22:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Музыкальные инструменты на богослужении

Техническое замечание: пожалуйста, оформляйте свои посты в соответствии с Правилами (см.справа вверху опять же). Сейчас исправил за вас сам, но в дальнейшем будут предупреждения и т.д.
По сути вопроса: очень забавная дискуссия, на которую вы сослались, я её видел так давно, что и забыл про неё начисто. Показательно, что за музыкальное сопровождение высказались Гречанинов, Аллеманов и Кастальский, чьи имена известны любому хористу, а против высказались те, чьи имена ничего не скажут даже историкам церкви. Между тем, по дискуссии очень хорошо видна сейчас, с высоты нашего «послезнания», вся ничтожность аргументации о ломке традиций и т.п. За прошедшие сто лет уже много чего старого сломали и нового натворили, и ничего, все живы. Самое главное, что участники обсуждения прямо видят себя вершителями судеб русскаго православия, но ведь это они так загуляли лишь после крушения монархии. Как говорится, «Сталина на вас нет». А ведь царь-батюшка (или царица-матушка) особо не интересовался мнением кутейного сословия, когда вводились смешанные хоры и партесное пение в придворном богослужении, откуда те и пошли распространяться. Такая же фигня запросто могла произойти и с органом или фисгармонией.
И, конечно, как не вспомнить Загоскина: «Хорошо идти за веком тому, кому не надобно ходить за сохою». Определяет данный вопрос во многом финансовая возможность заказчика: один едва может платить за любительский хор, другой способен платить и за профессиональное пение, и за профессиональное музыкальное оборудование.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/