ДIАКОННИКЪ
http://deacon.ru/community/

Аналой посередине храма
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=20&t=932
Страница 1 из 1

Автор:  Евгений Младший [ 27 сен 2007, 21:29 ]
Заголовок сообщения:  Аналой посередине храма

В Уставе на сегоднешний праздник читаем:
«И по скончaнии целовaния чеcтнaго креста поставляется аналогий с чеcтным крестом на деснyю страну цaрских дверeй, и тaмо стоит, дондеже прaздник отдaстся.»
Интересно, выполняется ли где-то данное требование Типикона?
В наших храмах независимо ни от чего всегда стоит по середине аналой. Хорошо, если только для иконы, потому что обычно он весьма массивен и предполагает установку ваз с цветами, а на Рождество Христово сооружение монументальной композиции «Вертеп».
Откуда вообще взялась эта тумба?)))

Автор:  Mgr_Andrew [ 27 сен 2007, 22:28 ]
Заголовок сообщения: 

Судя по описаниям Алеппского, во времена Никона аналой таки поставлялся.

Ну я не знаю про вертеп, никогда не допускаю вертепов и прочих гробов Господних (это когда на манер Распятия сделано по-латински "Воскресение Христово", которое закрывает собой иконостас.

На правой стороне у греков стоит особый аналой, богато украшенный и с крышей. Забыл как его зовут. Типик копирует греческую традицию. У нас налогий стоит посреди.
Собственно говоря, у нас все в центре: и кафедра, и аналой. А у греков все справа.

Автор:  Евгений Младший [ 27 сен 2007, 23:12 ]
Заголовок сообщения: 

На этом аналое порой такая путаница случается, например, сейчас на нём лежит украшенный Крест, послезавтра на воскресном бдении туда добавится икона Воскресения, на утрени вынос Евангелия, икона Воскресения убирается, после целования вновь полагается. Понятно, что Евангелие по Уставу держится иереем в руках, но на практике на одном аналое Крест, Евангелие, или икона Праздника, икона Воскресения, икона храмовая – достаточно много комбинаций. Если бы аналой своими размерами не позволял осуществлять подобное литургическое творчество, думаю, было бы проще. Один аналой – одна икона. Здесь столько уже благочестивых традиций развелось, что я лично предпочитаю не вникать, тем более сами иконы такого качества, что лучше не всматриваться. Для меня это просто ужас.

Автор:  +иерей Иоанн [ 28 сен 2007, 12:51 ]
Заголовок сообщения: 

К основному аналою с иконой праздника приставляеться раскладной аналой для Евангелия. Вот такая у нас традиция!

Автор:  протоиерей Вячеслав [ 28 сен 2007, 17:32 ]
Заголовок сообщения: 

аналой посеред храма, видимо позднейшая традиция, например у старообрядцев на Рогожке я его не видел, так же не видел его на фото храма РПЦЗ, а ставится он посредтине когда величание поют и икону целуют

такая же искаженная традиция ставить запрестольные крест и иконы, крест должен посередине стоять а перед ним семисвечник и две иконы побок креста, такое расположение я видел только в Псково Печкерском ну и у техже страообрядцев и зарубежников

Автор:  д. Евгений [ 28 сен 2007, 18:38 ]
Заголовок сообщения: 

протоиерей Вячеслав писал(а):
такая же искаженная традиция ставить запрестольные крест и иконы, крест должен посередине стоять


что поделаешь, оскудение веры... :(

Автор:  протоиерей Вячеслав [ 29 сен 2007, 06:05 ]
Заголовок сообщения: 

д. Евгений писал(а):
что поделаешь, оскудение веры... :(

шутите? разве в этом скудость? просто все в человеческом мире изменчиво

Автор:  д. Евгений [ 29 сен 2007, 20:22 ]
Заголовок сообщения: 

протоиерей Вячеслав писал(а):
просто все в человеческом мире изменчиво


шучу конечно :oops: , мне просто как-то не по себе от "должен", "искаженная", и т.п.

Автор:  Иподиакон Алексий [ 29 сен 2007, 20:44 ]
Заголовок сообщения: 

Сегодня прибегает настоятель подзывает ст.алтарника,открывает указания, и говорит - мол ставь аналой справа от Ц.В.Обясняя это тем что если мы на полиелей к Кресту ещё и Евангелие положим то помазание растянется часа на два.

Автор:  Евгений Младший [ 30 сен 2007, 21:08 ]
Заголовок сообщения: 

Иподиакон Алексий писал(а):
если мы на полиелей к Кресту ещё и Евангелие положим то помазание растянется часа на два.


Вот именно! На аналое должно быть только Евангелие. В Типиконе речь идёт только о целовании Евангелия. И на простом воскресном бдении, и с полиелейным праздником, и с двунадесятым богородичным. И не предполагается совместное целование Евангелия и иконы праздника или Креста.

Интересный момент: по уставу целование совершается во время пения 50-го псалма: «Исполншуся же целовaнию, и н-му псалму, Поeмъ, Слaва: Молитвами апоcтоловъ…»
Но вот в неделю цветоносную: «Воскресеніе христово, не глаголемъ: но абіе глаголемъ псаломъ н. Тaже їерeй взeмъ кадило, кадитъ крестообрaзно, глаголя молитву на благословeніе вaій. Діaконъ: Господу помолимся. Ликъ: Господи помилуй. Господи Боже нaшъ, седяй на херувимехъ: Егдa же целyютъ брaтія святое Евангеліе, приходяще покланяются игyмену, и от руку его взeмлютъ ваіа со свещaми.» Что же должно петься или читаться на клиросе в это время? Вопрос чисто теоретический.

И еще вопрос: по какой логике Типикон отменяет целование Евангелия в воскресение (по крайней мере не упоминает) в двунадесятые Господские неподвижные праздники? На Пятидесятницу тоже нет указаний на этот счет. Может быть всё же не отменяется? Вот в Неделю Ваий или Фомину тоже воскресный Октоих не поётся, но Евангелие для целования выносится.
И почему вообще только по воскресениям указывается выносить Евангелие, с чем это связано?

Автор:  Mgr_Andrew [ 30 сен 2007, 21:21 ]
Заголовок сообщения: 

По поводу целования - очень верный вопрос. По идее, либо Евангелие должно выносится по Неделям иереем, и долно быть лобзаемо, держимым при персех иереовых.
А там чтения не положено, сразу Канон? Запамятовал...
При этом, по идее современной практики, получается некая накладка. Елей от кандила положен уже по отпусте. А получается так: Целование иконы Воскресения, иконы минейного святого и Евангелия, которое тоже украшено иконой воскресения. Хотя в некоторых храмах икону воскресения уносят с аналоя на то время, когда Евангелие лежит на аналое.
Все же правильно будет, в таком ракурсе, износить Евангелие и на праздники полиелейных минейных. Мне лично так кааца.

Ну а риторический вопрос, полагаю, решен в традиции каждой обители. Когда там "вжыгают свещи братия"?

Автор:  д. Евгений [ 30 сен 2007, 23:48 ]
Заголовок сообщения: 

Mgr_Andrew писал(а):
Все же правильно будет, в таком ракурсе, износить Евангелие и на праздники полиелейных минейных. Мне лично так кааца.


символизм теряется (Слово), если Евангелие на все Господские еще можно допустить, то на целованию Евангелия на память святых смысл трудно сыскать
Евгений Младший писал(а):
И почему вообще только по воскресениям указывается выносить Евангелие, с чем это связано?


наверное, потому что Евангелие это в первую очередь проповедь о воскресении

Автор:  Severus_Snape [ 14 сен 2010, 19:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аналой посередине храма

Аналой(аналогий) в середине храма - это католическое влияние. По Уставу, он должен поставляться только во время прикладывания к праздничной иконе на нем на всенощной. Святая Святых - алтарь, не должен ничем заставляться в неположенное время.

Автор:  игумен Всеволод [ 31 дек 2018, 16:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аналой посередине храма

"Аналой(аналогий) в середине храма - это католическое влияние."
-- Согласен. Посмотрите на многочисленные интерьеры храмов на фотографиях Прокудина-Горского.
Проход к Ц.вратам всюду открыт. Аналои стоят перед храмовыми иконами.
А еще новость появилась: во многих храмах подсвечники у аналоев посреди храма стоят ЗА иконами. Это чтобы прикладываться не мешали.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 31 дек 2018, 17:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аналой посередине храма

Ну перестаньте, ну какое католическое влияние. Я вообще не припомню в католических храмах никаких аналоев под иконы. А что на фото Горского их нет, так могли и убирать по его просьбе, чтобы открыть полный вид иконостаса и храмового интерьера.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/